Замысел этой монографии возник у меня более четверти века назад, когда я завершал подготовку к публикации своей книги «Епископ и империя». Тогда вполне логичным было продолжить работу над этой проблематикой и посмотреть на историю Поздней Римской империи и христианской Церкви с противоположной стороны — через деяния самого значимого в этот период императора, которым, несомненно, являлся Феодосий Великий. Однако на пути к реализации этого замысла оказалось исследование всего исторического контекста IV века, которое было опубликовано в виде монографии, посвященной проблеме христианизации Римской империи. За минувшее время мною были совершены путешествия по местам изучаемых событий, озвучены на многочисленных конференциях в России и за рубежом доклады на русском и английском языках и опубликованы десятки статей, в большей или меньшей мере связанных с проблемами истории Поздней Римской империи, которыми я занимаюсь на протяжении всей своей научной карьеры. Всё это позволило накопить достаточно материала, чтобы, наконец, реализовать свой давний замысел.
Император Феодосий является знаковой фигурой в мировой истории. Его правление завершило историю единой Римской империи, и с 395 года ее существование продолжалось в двух уже окончательно разделенных измерениях —западном и восточном. Феодосий оказался последним Великим императором Рима, которому оказалось посильным не только отстоять империю от варваров и усмирить внутренние смуты, но и сохранять единую власть на огромной территории на протяжении нескольких лет, которые в условиях внутренней и внешней нестабильности и чрезвычайно сложной политической и экономической обстановки могли показаться веками.
Особенно значимым явился вклад Феодосия в развитие христианства и укрепление Церкви. О н стал именоваться Великим на Халкидонском соборе 451г. прежде всего за его заслуги в деле продвижения Никейской веры. Однако его главная заслуга состояла в том, что он вполне логично и в соответствии с историческими условиями и требованиями времени завершил в целом процессы христианизации Римской империи, начатые Константином Великим. При поддержке Феодосия Церковь одержала победу над всеми явными противниками, и Никейское христианство стало единственной официальной религией Римской империи, а все,бь кто придерживался Никео-Константинопольского Символа веры, имелит теперь полное право считаться христианами. И хотя в количественном отношении, по некоторым оценкам, христиане в Римской империиь к концу IV века едва ли достигали половины ее населения, влияние христианской религии, морали и самой Церкви на все сферы жизни стало совершенно неоспоримым. Правление Феодосия оказалось, таким образом, гранью, отделяющей христианизирующуюся Римскую империю от христианской Римской империи.
Казаков Михаил Михайлович - Император и Церковь - Феодосий Великий и христианство в конце IV века
Монография. — Смоленск: Свиток, 2023. — 360 с.: 40 ил.
ISBN 978-5-907495-68-5
Казаков Михаил Михайлович - Император и Церковь - Феодосий Великий и христианство в конце IV века - Содержание
Введение
ЧАСТЬ I. ИМПЕРАТОР
- Глава 1. Происхождение и взросление
- Глава 2. Феодосий отец и Феодосий сын
- Глава 3. Призвание во власть
- Глава 4. Восстановление «римского мира»
ЧАСТЬ II. ИМПЕРИЯ И ЦЕРКОВЬ
- Глава 5. Проблемы христианизации Римской империи к концу 370-х г
- Глава 6. Состояние Церкви и внутрицерковная борьба
- Глава 7. Отношения государства и Церкви до Феодосия
ЧАСТЬ III. СЫН ЦЕРКВИ
- Глава 8. Крещение Феодосия и эдикт «Всем народам»
- Глава 9. Отношения Феодосия с Церковью и Второй Вселенский собор
- Глава 10. Феодосий и Церковь в условиях раздоров между восточными и западными епископами
- Глава 11.Религиозная политика Феодосия в середине 380־хгодов в связи с узурпацией Максима
- Глава 12. Феодосий и Церковь в объединенной Римской империи
- Глава 13. Отец Амвросий и сын Феодосий
- Глава 14. Феодосий и религия в новом противостоянии Востока и Запада
Заключение
Список сокращений
Список источников (и их сокращения в сносках)
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: