Шмеман - Церковь в мире

Протопресвитер Александр Шмеман - Церковь в мире. Сборник статей
Веками создавался тип благополучного, самодовольного христианина, веками христианство переживалось не как огонь, который Христос пришел низвести на землю, — очищающий, переплавляющий и обжигающий огонь, а как некая самоочевидность, как один из необходимых «устоев», столь же бесспорный, как всевозможные «ценности», накопленные человечеством в процессе исторического развития и ставшие предметом школьного изучения и преподавания.
 
Да, конечно, во все времена были, во все времена сияли и прорывы в этот огонь, его свет и жар обжигали святых, праведников, безумцев, «которых весь мир не был достоин» [Евр 11:38]. Но и их научились быстро «утилизировать» — как помощников, заступников, покровителей, но не как призыв и суд. Но вот, когда стал рушиться и обваливаться этот «христианский мир», полный неравенства, лицемерия и самодовольства, благополучные христиане, давно уже забывшие слова апостола Павла о «странниках и пришельцах, не имеющих здесь пребывающего града, но грядущего взыскующих» (см. Евр 13:14), первыми стали везде и всюду видеть Антихриста, вещать о кончине мира, обличать, проклинать и ненавидеть.
 
Из «священного быта» — в панический Апокалипсис! Не распознав, что именно их собственный вековой сон, их неспособность увидеть во всей истории мира борьбу двух Царств, их привычка к христианству и есть причина обвала...
 

Протопресвитер Александр Шмеман - Церковь в мире. Сборник статей

М.: ГРАНАТ, 2015. 320 с.
ISBN 978-5-906456-14-4
 

Протопресвитер Александр Шмеман - Церковь в мире. Сборник статей - Содержание

  • Важное и неважное
  • Если по-новому вслушаться
  • Церковь и история
  • Миссионерский императив
  • Мир как Таинство
  • Плюрализм и Православие
  • Православный мир: прошлое и настоящее
  • О цели жизни
  • Богослужение в секулярный век
  • Можно ли верить, будучи цивилизованным?
  • Упадок или возрождение?
  • Мир в свете православной мысли и опыта
  • Вера в Бога, вера в человека
  • Между утопией и эскапизмом
  • Православие

Протопресвитер Александр Шмеман - Церковь в мире. Сборник статей - Важное и неважное

 
Когда в Церкви вспыхивают и разгораются споры, а это, увы, случалось и случается часто, в церковной среде неизменно раздаются призывы прекратить эти споры во имя мира и любви. И этому можно было бы только радоваться, если бы в таких призывах не звучало слишком явственно и иное. «То, о чем вы спорите, — слышится в них, — неважно, это никого не интересует и никому, кроме "специалистов” и "эрудитов”, непонятно, а потому весь ваш спор приносит только соблазн и вред...»
 
И тут приходится напомнить этим обличителям нечто очень важное, о чем они как будто забывают. А забывают они, что в Церкви мир и согласие неотделимы от истины. «Внешний» — неверующий и нецерковный — человек улыбнется и пожмет плечами: «Что есть истина?» Так именно вопрошал Пилат стоявшего перед ним Спасителя. И Спаситель не ответил ему, потому что «внешний», прежде всего, не верит в возможность истины, для него истина всегда относительна, измеряется всегда пользой, успехом, «актуальностью». Но для нас, верующих и знающих, что Церковь основана на воплощенной Истине, что вся ее жизнь в Том, Кто сказал: «Я есть Путь и Истина и Жизнь» [Ин 14:6], — для нас в Церкви нет ничего неважного, ибо все измеряется этой Истиной и все служит Ей.
 
Да, в Церкви было много споров, и вся ее земная история наполнена ими, бывали они не только в смутные эпохи, подобные нашей, но и во времена расцвета церковной жизни, в золотые века Вселенских соборов и отцов Церкви. Только тогда никто не дерзнул бы что-нибудь в Церкви признать неважным. Потому и спорили, потому и шли на гонения и ссылки за одно слово, за одну «йоту» (и так действительно было во времена арианской смуты при св. Афанасии Великом), что превыше всего на земле ставили истину и верность ей. И в этих спорах было больше подлинной любви к Церкви и людям, которых Сам Господь Своим воплощением счел достойными познания истины, больше горения, больше веры, чем в теплохладной «широте» и «терпимости» нашего времени, когда столь многое в Церкви стало уделом одного духовенства и «специалистов». Не спорами о том, как нам, в согласии с истиной, строить нашу церковную жизнь, нужно соблазняться, ибо в них горит живая боль за Церковь и ее судьбу, а тем морем равнодушия, которым окружены эти споры в самом церковном народе, тем скептицизмом, с которым даже церковные люди стали относиться к этим «неважным» вопросам...
 
Конечно, в наших спорах так много человеческой страстности, греховности, ограниченности... Их можно и должно просвещать молитвой, любовью и терпением. И никому не дано вместить в себя всю полноту истины. Но от каждого требуется стремление к ней, духовное напряжение разума, сердца и воли для вхождения в «разум истины» [1 Тим 2:4]. «Все испытывайте, хорошего держитесь», — говорит Апостол [1 Фес 5:21]. И если мы будем стремиться всегда к смиренному послушанию истине, если будем все время стараться преодолеть все греховное и ограниченное ради истины, то и наши споры, происходящие от человеческой слабости, смогут послужить к славе Церкви, «ибо сила Христова в немощи совершается» [2 Кор 12:9].
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Andron