Сахаров - архимандрит Софроний - Таинство христианской жизни - Книги

архимандрит Софроний - Сахаров - Таинство христианской жизни
Имя архимандрита Софрония (Сахарова; 1896–1993) вряд ли нуждается в особом предисловии в наше время. Его книги «Преподобный Силуан Афонский», «О молитве», «Видеть Бога как Он есть» уже хорошо знакомы православному читателю по всему миру. Также многие знают о нем как основателе православного монастыря святого Иоанна Предтечи в Англии.
 
Издав все законченные произведения Старца, его монастырь приступил к подготовке публикаций оставшихся материалов. Возможно, что те, кто читал ранее изданные книги Старца, найдут много знакомых мыслей. Однако публикация всех текстов, даже при кажущихся повторениях, вполне оправдана. Ни Церковь, ни богомудрые святые отцы никогда не пытались упорядочить ни евангельские тексты, ни свои писания, изобилующие повторениями. И Старец также не боялся неизбежных «повторений» в своих книгах или письмах, объясняя это так: Если когда-нибудь кто-либо будет читать написанное мною, то прошу его молиться за меня, не отягощаться неизбежными повторениями, хранить в памяти перечисленные основы христианской жизни, не требовать от меня точных формулировок (что и невозможно вообще), потому что меняются способы выражений, смысл многих слов в течение времени также подвержен изменениям. Искать через молитву мою мысль в ее бытийной реальности, а не индивидуальной деформации, возможной всегда в силу неодинакового процесса вхождения в Божественные сферы бытия.
 
Природа всякого духовного текста совершенно иная, нежели литературного или научного. Он не дает просто некую «информацию», когда, раз «прочитав» книгу; человек затем убирает ее на полку. Общение с духовным словом совсем иное по природе своей и по целям. Мы читаем Евангелие каждый день, входя каждый раз через слово в таинственное общение с Самим Христом. Слово движимое Духом Святым, несет в себе нетварную Божественную энергию, будучи тайноводителем Божественной благодати. Такое слово становится таинством. Цель его — сообщить благодать и Истину, устрояя спасение души читателя. Так, читая и открывая сердце такому слову, всякий непременно будет каждый раз входить в потоки дыхания Духа, пережитые, в данном случае, самим Старцем в глубокой молитве и в неуклонном предстоянии умом престолу Божию. Входя в мир его слов-идей, человек погружается духом в сферу Божественного присутствия, в которой постоянно жил сам Старец. И всякое пребывание сознанием в сей умной сфере таинственно воздействует на всего человека дух, душу и даже тело: «Царство Божие не приходит приметным образом» (см.: Лк. 17:20), так и слово Старца, будучи плодом многолетнего плача и напряженной молитвы, незаметно для человека преображает его внутреннее устроение, возводя дух его в «горняя, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1). Такое «таинство слова» нам предано самим Христом: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Они животворят и очищают человека чрез словесное причастие самому Христу — Богу Слову: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Старец был одним из немногих в наше время носителем сей величайшей христианской культуры духовного слова. К сожалению, в наше время эта культура, столь привычная для ранней Церкви, теперь понятна и доступна немногим. В первые века христианства вдохновленные последователи Христа неизменно пребывали в атмосфере евангельского слова, жили слово его как первую реальность и особенно интенсивно в моменты агапы–евхаристии, причащаясь через слово, как через таинства, Самому Христу. Не зря святитель Ириней Лионский использует то же понятие «причащение», относя его и к причастию Христу через Святые Дары, и к евангельскому слову о Христе; и там, и здесь присутствует вся Личность Христа. Для первохристиан это было единой реальностью: общение и единение с Богом через Святую Чашу и Слово Его. В Старце мы видим редкий современный пример, который раскрывает для нас литургическую природу духовного слова.
 
Один из наиболее древних и значимых русских монастырей, Киево-Печерская Лавра, главное в старой России место религиозного поклонения, уникальный архитектурный ансамбль. Нормально в моем возрасте ощущать приближение конца. Так же естественно остановить свой взгляд на прошлом в его целом. Конечно, я весьма многое забыл; и не удивительно: ведь в течении десятилетий мой ум не возвращался на себя. Благополучнее обстоит дело с моими духовными опытами, врезавшимися в тело моего бытия, б.м., неизгладимо. Прежде всего имею в виду мои преступления пред Богом и затем Его благодеяния, излитые на меня щедро. По мере продвижения моей работы восстанавливались в памяти моей события, о которых я не вспоминал уже полвека. Не исключено, что многое стерлось уже совсем или скрывается в глубинах моего существа до времени Страшного Суда Божия.
 
В предлагаемой книге, как и в других книгах, Старец много пишет о богословии. Каждый настоящий христианин должен быть богословом не в академическом, а в глубоком бытийном смысле этого слова. Для самого Старца богословие стало его внутренним состоянием. Старец жил догматическое наследие Церкви, как реальность его повседневной жизни. Христология и триадология не были для него отвлеченной наукой или гимнастикой ума в логических упражнениях, а сама жизнь в Боге: в них он ощущал источник никогда не умаляемого вдохновения, которое двигало его сердце на горячую молитву. Именно, прежде всего, такое богословие как состояние, заключенное в словах, пытался передать Старец, состояние, в котором он жил, — его умное предстояние Богу. Из-за постоянного пребывания умом в молитве вокруг Старца всегда царила атмосфера живого присутствия Христа. К нему интуитивно тянулись люди. Поэтому вокруг Старца так «естественно» собралась монашеская община монашеский подвиг в такой атмосфере был нормальным образом жизни. Само присутствие Старца, пусть даже молчаливое, его внутреннее устроение и его состояние уже сами по себе вдохновляли людей на жизнь во Христе, и прежде всего на монашескую. Видя Старца и общаясь с ним, легко было понять его слова, что «монашество — полнота жизни».
 
«В начале (в принципе всего) было Слово (Христос)» (Ин. 1:1). Сознание Старца никогда не отступало ни на шаг от этого главного принципа нашей жизни — Христа Слова: всякий вопрос и церковной, и повседневной жизни решался Старцем только с позиции Христа и Его Вечной Истины, в глубокой молитве. И не было у Старца других принципов, приземленных и разбавленных человеческим сознанием. Потому особо ценно для нас всякое мнение Старца о любой жизненной проблеме, будь то вопросы церковной или личной духовной жизни. Слово его помогает нам с вершин духовного ведения, о которых говорит Старец, в трезвой перспективе взглянуть на самих себя, на свою жизнь, поставив себя лицом к лицу с Вечной Истиной — Христом как Он есть.
 
Большинство из текстов, вошедших в настоящее издание, представляют собой подборку отрывков, оставленных Старцем как заметки и черновики. Перегруженный пастырскими попечениями и бременем забот о монастыре, Старец почти никогда не имел возможности упорядочить свои заметки. Многие из них остались в виде клочков бумаги, положенных как бы беспорядочно в единую груду. Старец не уделял времени себе, но всегда посвящал его другим. При всей нехватке времени он очень бережно относился к письмам обращавшихся к нему людей, аккуратно собирал все письма в отдельные для каждого папки — «классеры», как их называл Старец, потому что каждый человек, все его слова и проявления для Старца имели непреходящую абсолютную ценность.
 

архимандрит Софроний - Сахаров - Таинство христианской жизни

Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009 г. 
ISBN 978-1-874679-65-3
 

архимандрит Софроний - Сахаров - Таинство христианской жизни

  • От составителя
  • Мысли о монашестве
  • Наша монастырская жизнь
  • О пройденном пути
  • О вере
  • О личности-персоне
  • О молитве
  • О творчестве
  • Материнство как служение женщины
  • О супружестве
  • О познании Бога и человека
  • Человечество и его история
  • Духовная жизнь
  • Подвиг христианского духа
  • Эпилог
Сахаров - Софроний
 
 

Архимандрит Софроний - Сахаров Сергей Семёнович

Родился 22 сентября 1896 г. в Москве. Эмигрировал в 1921 г. Учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (1925-1926). Постригся на Афоне (1926), где был ближайшим учеником преподобного Силуана Афонского. Иеродиакон (1932). Иеромонах (1941). После тяжелой болезни вернулся во Францию (1947). Служил в Свято-Никольском храме при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Активно сотрудничал в журнале "Вестник Русского Западно-Европейского экзархата" (Париж). Основатель и первый игумен монастыря св. Иоанна Предтечи в Эссексе (Великобритания) (с 1958 г.). Духовный писатель и иконописец. Написанная и составленная им книга "Старец Силуан" (ротаторное издание - Париж, 1948, первое типографское издание - Париж, 1952) во многом способствовала канонизации в 1987-1988 гг. его наставника на Афоне преподобного Силуана Афонского. Скончался 11 июля 1993 г. в основанном им монастыре.

Библиография (книги):
  • Старец Силуан. -Париж, 1952. -207 с. (Многочисленные переиздания на русском языке. Английский, французский, греческий переводы, книга переведена также (полностью или частично) на многие другие языки мира - английский (1958 (сокращ. изд.), 1991 (полное изд.), греческий, французский (1996), немецкий и др. языки).
  • Об основах православного подвижничества. - Париж, 1953. 30 с. (опубликовано также в некоторых изданиях книги "Старец Силуан").
  • The Undistorted Image: Starets Silouan (1866-1938). - London, 1958. 207 p. (сокращенный перевод книги "Старец Силуан").
  • Unite de l'Eglise a l'lmage de la Sainte Trinite. - Paris, 1958 (Немецкий перевод - 1959).
  • The Monk of the Mount Athos. - London, 1973. 124 p.
  • Wisdom from Mount Athos. - London, 1974.
  • His Life Is Mine. - London; Oxford: Mowbrays, 1977. 128 p. (Французский перевод - Sa vie est la mienne. - P.: Cerf, 1981. 179 p.).
  • Видеть Бога как Он есть. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1985. 255 с. (2-е издание (репринт) - М., 1995; 3-е издание - М.: Путем зерна, 2000. 254 с.) (Перевод на английский, французский (Voir Dieu tel qu'Il est. - Geneve: Labor et Fides, 1984), греческий и другие языки).
  • Felicite de connaitre la voie. - Geneve: Labor et Fides, 1988. 191 p.
  • О молитве. -Париж: YMCA-Press, 1991. 207 с. (2-е издание - СПб.: Сатисъ, 1994. 185 с.; 3-е издание - О молитве. О молитве Иисусовой. -Киев: Изд-во храма прп. Агапита Печерского; Дух и Литера, 2000. 156 с.) (Перевод на английский, французский и другие языки).
  • Духовные беседы. - СПб.: Сатисъ, 1997. 87 с.
  • Письма в Россию. - Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Братство святителя Тихона, 1997. 191 с.
  • Письма близким людям: Переписка с семьей протоиерея Бориса Старка. - М.: Отчий дом, 1997. 174 с.
  • La priere, experience de l'eternite. - Paris; Pully: Cerf; Le sel de la terre, 1998. 185 p.
  • Рождение в Царство Непоколебимое. -Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; М.: Паломникъ, 2000. -223 с.
Подробная библиография изданий на русском языке - http://sophrony.narod.ru/bibsof1r.htm
Подробная библиография изданий на иностранных языках - в альманахе "Buisson Ardent" (Вып. 1, 2; Pully).
Архимандриту Софронию (Сахарову) посвящена страница в Интернете - http://sophrony.narod.ru/index.html

Архимандрит Софроний (Сахаров) - О молитвеАрхимандрит Софроний (Сахаров) - О молитве

 
Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Само-сущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства. В молитве - святое упоение нашего духа. Но пути сего творчества сложны. Тысячи раз переживем мы и пламенное устремление к Богу, и повторяющиеся отпадения от Света Его.
 
Часто и многообразно ощутим мы неспособность нашего ума подняться к Нему; иногда будем стоять на грани как бы безумия и с болезнью в сердце высказывать Ему наше бедственное состояние: «Ты дал мне заповедь Твою - любить, и я принимаю ее всем моим существом; но вот, во мне самом не обретаю силы этой любви... Ты есть Любовь; прииди же Ты Сам и вселись в меня, и совершай во мне все то, что Ты заповедал нам, ибо заповедь Твоя неизмеримо превышает меня... Изнемогает мой ум постигать Тебя. Не может мой дух проникнуть в тайны жизни Твоей...
 
Хочу во всем творить волю Твою, но дни мои истекают в безвыходных противоречиях... Страшусь потерять  Тебя за те злые мысли, что в сердце моем; и страх этот распинает меня... Прииди же и спаси меня утопающего, как спас Ты Петра, дерзнувшего пойти к Тебе навстречу по морским водам».
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - О молитве

Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь (Эссекс, Великобритания) 
2-е изд.
СТСЛ, 2010. 224 с.
ISBN 978-5-903102-44-0
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - О молитве - Содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - О МОЛИТВЕ
  • МОЛИТВА - НЕСКОНЧАЕМОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • МОЛИТВА - ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ 
  • МОЛИТВА ПРЕОДОЛЕВАЕТ ТРАГИЗМ
  • О БОЛЕЗНЕННОЙ МОЛИТВЕ, В КОТОРОЙ РОЖДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ВЕЧНОСТИ
  • О ДУХОВНИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ (Из записок афонского духовника) 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ - О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
  • I. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ 
  • II. ПРАКТИКА 
  • III. МОЛИТВА ИМЕНЕМ ИИСУСА ПРИМЕНИМА ВО ВСЕХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
УКАЗАТЕЛЬ ССЫЛОК НА СВ. ПИСАНИЕ
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Переписка с протоиереем Георгием ФлоровскимАрхимандрит Софроний (Сахаров) - Переписка с протоиереем Георгием Флоровским

 
Очень рад приятным известиям о книге. Я не решался советовать насчет британских издателей, хотя и думал, что Faith Press или SPCK (и даже Mmvbray) были бы не хуже Fabcr. Книга о Старце будет с любовью принята и на нашей «стороне воды», среди православных и англикан. да и других. Америка совсем не так «материалистична», как это часто кажется многим из Европы, и интересуется не только «business» и «atom danger», но и «вопросами Духа».
 
Здесь широкое поле для православной «миссии», или, вернее, «оглашения», но, к сожалению, православие, и особенно русское, интересуется не этим, а сворами, интригами, тщеславием и «народной гордостью». Очень рад, что Вы «открыли» — по крайней мере для себя — Англию, такую, какова она на самом деле. Я сделал это открытие 30 лет назад и затем в продолжение 10 лет систематически объезжал страну, читая лекции и проповедуя. Это «открытие» в свое время «примирило» меня с жизнью, хотя за него я принял много поношений, особенно в Париже. Здесь же я «открыл Америку».
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Переписка с протоиереем Георгием Флоровским

Изд. 1-е.
Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2008. 176 с.
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Переписка с протоиереем Георгием Флоровским - Содержание

Предисловие
ПИСЬМА
  • Письмо 1-2 - Ответное письмо 1-2 - Письмо 3 - Ответное письмо - Письмо 4-5 - Ответное письмо - Письмо 6 - Ответное письмо - Письмо 7-10 - Ответное письмо - Письмо 11 - Ответное письмо 1-2 - Письмо 12-13 - Ответное письмо - Письмо 14 - Ответное письмо - Письмо 15 - Ответное письмо - Письмо 16 - Ответное письмо - Письом 17 - Ответное письмо - Письмо 18 - Ответное письмо - Письмо 19 - Ответное письмо
Приложение
  • Письма о. Георгия Флоровского
    • Письмо 1-2

Aрхимандрит Софроний - Сахаров - Видеть Бога как Он есть - СодержаниеAрхимандрит Софроний - Сахаров - Видеть Бога как Он есть - Содержание

 
По истечении более чем пяти десятков лет невозможно мне восстановить в памяти хронологическую последовательность событий моего внутреннего мира. Полет духа в умном пространстве — неуловим, как сказал и сам Господь при беседе с Никодимом: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).
 
В данное время моя мысль останавливается на некоторых из тех тягостных и отчаянных положений, которые в дальнейшем оказались для меня драгоценным познанием и источником сил для совершения всем нам предлежащего подвига. Испытанное мною, как резцом на камне, начертано на теле моей жизни, и это дает мне возможность говорить о том, что творила со мною десница Божия.
 

архимандрит Софроний Сахаров - Видеть Бога как Он есть

Изд. 3-е, исправленное. - Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. - 400 с.
ISBN 1-874679-32-0
ISBN 978-1-874679-32-5
Адрес издателя: Monastery of St John The Baptist,
The Old Rectory, Tolleshunt Knights,
by Maldon, Essex, CM9 8EZ, England
 

архимандрит Софроний - Сахаров - Видеть Бога как Он есть - Содержание

Предисловие
  • Благодать смертной памяти - О Страхе Божием - О покаянии - О покаянии и духовной брани - О духовном плаче - Колебания в поисках непоколебимого - Благословение знать путь - Суммарное изложение жизни нашего духа - О духовной свободе - О вдохновении - Об истощании и богооставленности - О любви до ненависти к себе - О нетварном свете I - О нетварном свете II - О нетварном свете III - О личном начале: в Бытии Божественном и бытии человеческом - Литургическая молитва - Литургический язык - Гефсиманская молитва - О молитве, в которой открывается Бог–Истина
Послесловие

 

Архимандрит Софроний - Сахаров - Старец Силуан АфонскийАрхимандрит Софроний - Сахаров - Старец Силуан Афонский

М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015 г. - 528 с
ISBN: 978-5-00009-073-2
 

Архимандрит Софроний - Сахаров - Старец Силуан Афонский - Содержание

Часть I. Жизнь и учение старца Силуана
Предисловие
Часть первая. Жизнь и учения старца Силуана
I. Детство и молодые годы
  • Время военной службы - Приезд на Святую Гору
II. Монашеские подвиги
III. Внешность и беседы старца
IV. Учение старца
  • Вступление - О познании воли Божией - О послушании - О Священном Предании и Писании - Об Имени Божием - Мысли старца: о растениях и животных - О красоте мира - О храмовом богослужении - О уподоблении человека Христу - Об искании Бога - Об отношении к ближнему - О единстве духовного мира и о величии святых - О духовном видении мира - О двух образах познания мира - О признаках благодати и прелести - Мысли о свободе - О личном отношении человека к Личному Богу - О любви к врагам - Различение добра и зла - Путь Церкви - О различии христианской любви и человеческой справедливости - Непрерывность молитвы старца
V. Об умном безмолвии и чистой молитве
  • О трех образах молитвы - О развитии помысла - В основе безмолвия лежит заповедь Христа: любить Бога всем умом и всем сердцем - Антропологическая основа умного безмолвия - Опыт вечности - Начало духовной жизни — борьба со страстями
VI. О видах воображения и о борьбе с ним
VII. О прозорливости и видах ее
VIII. О несозданном божественном свете и образах созерцания его
  • О богоподобном бесстрастии - О мраке совлечения
IX. О благодати и о рождаемом ею догматическом сознании
X. Духовные испытания
XI. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»
XII. О слове Божием и о пределах возможностей твари
  • О значении молитвы за мир - Последнее слово
XIII. Кончина старца
XIV. Некоторые посмертные отзывы о старце
Послесловие
Часть II. Писания старца Силуана
Предисловие
I. Скучание о Боге
II. Слово о молитве
III. О смирении
IV. О мире
V. О благодати
VI. О воле Божией и о свободе
VII. О покаянии
VIII. О познании Бога
IX. О любви
X. Мы — чада Божии и похожи на Господа
XI. О Божией Матери
XII. О святых
XIII. О пастырях
  • О духовниках
XIV. О монахах
  • О монастырском экономе
XV. О послушании
XVI. О духовной войне
  • Великая наука
XVII. О помыслах и о прелести
XVIII. Адамов плач
XIX. Повествования о пережитом опыте и о некоторых встречах и беседах с подвижниками
  • Отец Иоанн Кронштадтский - Отец Стратоник - Молодой монах - Орел и петух - Беседы с детьми
XX. Аскетические мысли, советы и наблюдения
  • Мысли об исходе

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседыАрхимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы

 
Прежде чем начать беседу о.Софроний молился Богородице, Св.Иоанну Крестителю и Св.Силуану. Слова молитв варьировались всякий раз в соответствии с духом и нуждами каждого дня, темой беседы. Приводим одну из таких молитв:
 
Пресвятая Богородице, рождшая всех святых святейшее Слово Отчее, молим Тя, пребудв с нами в час ай, сохрани нас под кровом Твоим от всякого дела и от всякого слова неверного и душетленного, руководи нас к непреложной истине Сына и Бога Твоего. Святый Великий Иоанне, Предтече Господень и друже Христа Бога, покровителю наш, пребудь с нами в час сей, наставляя нас на всякое доброе дело и слово. Преподобный отче Силуане, молим Тя, николиже отступай от нас, но присно сохраняй нас твоими молитвами.
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы

Санкт-Петербург, САТИСЪ, 1997
ISBN-5-7868-0084-9
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы - Оглавление

Вместо предисловия
  • Познание Бога дается чрез пребывание в Боге
  • О вере в богосыновство человека и о смирении
  • Покаянная молитва — путь к Божественной вечности
  • Перед началом Великого Поста: об очищении Словом и о любви Христовой
  • О догматических основах православной аскетики
  • От покаяния к сыноположению
  • Принцип совершенства в монашестве
М. Эггер. Архимандрит Софроний: монах для мира
 
 

 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Рождение в Царство НепоколебимоеАрхимандрит Софроний (Сахаров) - Рождение в Царство Непоколебимое

Патриарший Ставропигиальный Св.-Иоанно-Предтеченский Монастырь,
Издательство «Паломникъ», 2001. Изд. 2-е. 224 с.
ISBN 1 874679 15 0
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Рождение в Царство Непоколебимое - Содержание

От составителя
Мысли к предисловию
Часть І: ПОДВИГ ПОСТИЖЕНИЯ ПЕРВООБРАЗА ПУТИ БОГОСЛОВСКОЙ АСКЕЗЫ
  • БОГОСЛОВИЕ КАК МОЛИТВА И КАК СОСТОЯНИЕ НАШЕГО ДУХА 
  • ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ ПО ОБРАЗУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ТАЙНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ 
  • ОТКРОВЕНИЕ И ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  • АНТИНОМИИ ТРОИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ
  • ОБОЖЕНИЕ
  • ПУТЬ ЕДИНСТВА
Часть II: ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
  • ОБРАЗ И ПОДОБИЕ. О ЧЕЛОВЕКЕ 
  • ЧЕЛОВЕК - ПЕРСОНА 
  • ХРИСТИАНСКОЕ ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ЦАРСТВА
  • О СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ 
Часть III: СТАНОВЛЕНИЕ
  • СЛОВО О МОНАШЕСТВЕ
  • ОБ ОСНОВАХ ПРАВОСЛАВНОГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА
  • О НЕОБХОДИМОСТИ ТРЕХ ОТРЕЧЕНИЙ
  • О НЕКОТОРОЙ ПАРАЛЛЕЛИ МЕЖДУ БРАКОМ И МОНАШЕСТВОМ
  • О ДВУХ РОДАХ СМИРЕНИЯ: НЕТВАРНОМ-БОЖЕСТВЕННОМ И ТВАРНОМ-АСКЕТИЧЕСКОМ
  • О ПОСЛУШАНИИ
  • О МОЛИТВЕ
  • О ПОКАЯНИИ
  • ИЗ АСКЕТИЧЕСКИХ ЗАПИСОК О ПОДОБИИ ХРИСТУ
  • О ПРОЩЕНИИ ГРЕХОВ
  • О МОНАШЕСКОМ «ЗДОРОВЬЕ»
  • О БЛАГОДАТИ
  • О ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ
  • ЗАВЕЩАНИЕ
Часть IV: НА ВЕРШИНЕ ФАВОРА О СОЗЕРЦАНИИ
  • СЛОВО ПА ПРЕОБРАЖЕНИЕ. О СВЕТЕ ФАВОРСКОМ
  • ПРИМЕЧАНИЯ
УКАЗАТЕЛЬ ССЫЛОК НА СВ. ПИСАНИЕ

 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру)Архимандрит Софроний (Сахаров) - Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру)

Изд. 1-е.
Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Издательство «Паломникъ», 2001. 368 с.
ISBN 1 874679 19 3
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру) - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть первая БОЖИЕ ПРИЗВАНИЕ
  • Письмо 1: Исход из Католичества - Письмо 2: Преддверие Православия - Письмо 3: Сомнения
Часть вторая ПРИНЯТИЕ ПРАВОСЛАВИЯ
  • Письмо 4: Новоначалие - Письмо 5: Крестный путь Православия - Письмо 6: Об основах духовной жизни  - Письмо 7: О науке послушания - Письмо 8: Об умном делании - Письмо 9: Монашество и скорби матери - Письмо 10: Накануне пострига - Письмо 11:О старце Силуане - Письмо 12: Покаяние - основа духовного делания - Письмо 13: О духовном преуспеянии - Письмо 14: Любовь как цель подвига
Часть третья ИСПЫТАНИЯ
  • Письмо 15: Скорби - знамение богоизбрания - Письмо 16: О родных - Письмо 17: Постриг - Письмо 18: Пережитое искушение - Письмо 19: Христианская жизнь есть подвиг - Письмо 20: Решение старца Силуана - Письмо 21: Подвиг любви Христовой - Письмо 22: О жизни, смерти и вечности
Часть четвертая РАЗРЫВ
  • Письмо 23: «Пусть живет по-своему» - Письмо 24: О воле Божией, ведущей на Голгофу - Письмо 25: Об истинном монашестве
Часть пятая ВНЕ ЦЕРКВИ
  • Письмо 26: О мире всего мира - Письмо 27: О свободе души и церковных узах - Письмо28: О православном догматическом сознании - Письмо 29: Крест Христа
ЭПИЛОГ
  • Письмо 30: Бог есть Любовь
Приложение I ИЗ ПИСЕМ ОТЦА СОФРОНИЯ
  • Письмо 1: О послушании при отсутствии старца - Письмо 2: О благодати и душевном-духовном - Письмо 3:О Божественной благодати и свободе человека - Письмо 4: О покаянии - Письмо 5: О том, как должно подвизаться умом - Письмо 6: О значении чуда - Письмо 7: О Боговоплощении
Приложение II ИЗ ПИСЕМ Д. БАЛЬФУРА
  • Письмо 1: «Старец - не оракул» - Письмо 2: Сам по себе - Письмо 3: Об Иоанне Креста - Письмо 4: Дерзайте! - Письмо 5: Годы безбожия - Письмо 6: Пробуждение - Письмо 7: Новоначальный
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
УКАЗАТЕЛЬ ССЫЛОК НА СВ. ПИСАНИЕ

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 1-йАрхимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 1-й

Изд. 1-е
Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Издательство «Паломникъ», 2003. 384 с.
ISBN 1 874679 26 6
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 1-й - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Беседа 1: О совершенстве монашества и о возрождении Русской Церкви
  • Беседа 2: О риске в духовной жизни, национализме и всечеловечестве
  • Беседа 3: Об истощании 
  • Беседа 4: О структуре монастыря
  • Беседа 5: Образ Иисуса Христа 
  • Беседа 6: О прелести
  • Беседа 7: О вечности
  • Беседа 8: О принципах монашеской жизни
  • Беседа 9: Об организации жизни монастыря по принципу персоны 
  • Беседа 10: Как проводить Великий Пост
  • Беседа 11: Пост и борьба с искушениями на пути к воскресению 
  • Беседа 12: Богопознание через подвиг истощания и плача
  • Беседа 13: Богопознание через уподобление Христу в Его всечеловечестве 
  • Беседа 14: О хранении ума в Боге
  • Беседа 15: Наше спасение — в нашем единстве
  • Беседа 16: Богопознание и становление персоны
  • Беседа 17: Путь к познанию Бога 
  • Беседа 18: Путь к богоподобию
  • Беседа 19: О нашем изначальном богоподобии и падении
  • Беседа 20: Спасение через любовь, а не богатство интеллектуальных познаний 
  • Беседа 21: Величие монашеского призвания
  • Беседа 22: О борьбе за пребывание умом в Боге
  • Беседа 23: О жизни в афонской пустыне 
  • Беседа 24: «Как я хочу, чтобы вы все были поэтами»
  • Беседа 25: Прощеное Воскресенье: «Блажен ум, иже не иде на совет нечестивых»
  • Беседа 26: О цельности духовной жизни
  • Беседа 27: Страдания, через которые познается единство человечества, как путь спасения в наше время
  • Беседа 28: О сыноположении 
  • Беседа 29: От этики к онтологии
  • Беседа 30: О богоудаленности
Прощальная беседа
Завещание
ПРИЛОЖЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ТЕРМИНОВ

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 2-йАрхимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 2-й

Изд. 1-е. 
Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2007. 336 с. 
Составление и редакция иером. Николая (Сахарова) и Наталии Россиной 
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Духовные беседы. Том 2-й - Содержание

  • Беседа 1: О программе монашества 
  • Беседа 2: О величии призвания к полноте богоподобия 
  • Беседа 3: О многоипостасном единстве всего Адама и его воплощении в монастырской жизни 
  • Беседа 4: О даре единства, о человеке в этом мире и о национализме 
  • Беседа 5: О смертной памяти, слове Христа и богоподобии 
  • Беседа 6: О монашестве, опытном богопознании и жизни вместе 
  • Беседа 7: О послушании и других путях духовного преуспеяния 
  • Беседа 8: Господь восходил на Голгофу, чтобы спасти всех 
  • Беседа 9: О восприятии греха, покаянии, богоподобии, молитве и других аскетических вопросах
  • Беседа 10: О борьбе с помыслами, о кресте монашества и об усердии ко спасению 
  • Беседа 11:О наследии Силуана, о подвиге общежития и о святости 
  • Беседа 12: О единстве всех как заповеди жизни 
  • Беседа 13: Через послушание к воскресению 
  • Беседа 14: Проблема единства Церкви 
  • Беседа 15: Сила помысла и обладание над ним 
  • Беседа 16: Принцип персоны «лицом к Лицу» как основа нашего подвига
  • Беседа 17: Откровение Бога как основа нашей веры 
  • Беседа 18: Как стать персоной и жить как личностный дух 
  • Беседа 19: Как преумножить ревность по Богу 
  • Беседа 20: О любви, познании и вере 
  • Беседа 21: О борьбе с помыслом 
  • Беседа 22: Метод умной борьбы против страстей 
  • Беседа 23: Вечность и время во Христе: проблема календаря 
  • Беседа 24: Ипостась как состояние обоженного человека 
  • Беседа 25: О поучении в смирении Христовом 
  • Беседа 26: О трех периодах духовного роста и о тайне рождения слова в сердце 
  • Беседа 27: Монастырь как школа спасения чрез единство, послушание и доверие согласно духу прп. Силуана 
  • Беседа 28: «Вонми, небо, и возглаголю»: покаяние и апофатика
  • Беседа 29: О Литургии 
  • Беседа 30: О богоподобной свободе человека 
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ТЕРМИНОВ 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Аз есмьАрхимандрит Софроний (Сахаров) - Аз есмь

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2017 г. — 168 с.
ISBN 978-1-909649-04-0
 

Архимандрит Софроний (Сахаров) - Аз есмь – Содержание

От Составителя 
Предисловие 
ЧАСТЬ I
  • 1. О Богопознании
  • 2. Тайна «Аз есмь»
  • 3. Риск творения
  • 4. Трагедия человека
  • 5. Созерцание
  • 6. Духовная молитва
  • 7. Благословение знать путь
  • 8. Подвиг молитвы
  • 9. О Покаянии И Духовной Брани
  • 10. От мрака к свету
  • 11. Опыт вечности в молитве 
  • 12. Литургическая молитва 
  • 13. Гефсиманская Молитва 
ЧАСТЬ II
  • 1. Иисусова молитва 
  • 2. Иисусова молитва: практика 
  • 3. Молитва Именем Иисуса применима во всех обстоятельствах
 

Архимандрит Софроний Сахаров - Главы о духовной жизниАрхимандрит Софроний Сахаров - Главы о духовной жизни

 
Старец Софроний Сахаров (1896-1993) известен прежде всего как духовный наследник и ученик прп. Силуана Афонского. Однако немногие знают о величайшем подвиге о. Софрония как духовника, за исключением тех, кто лично сподобился знать сего великого подвижника Христова и духовно питаться его богомудрыми наставлениями. И тем, к кому прикоснулось слово его, проникающее своею целительною силою до последних, самых сокровенных тайников души; тем, кто пережил действие его молитвы, воскрешающее человека от греховной смерти и возводящее на горние просторы жизни во Христе; тем, кому открылась, пусть отчасти, глубина любящего сердца его, — всем им уже невозможно не быть благодарными и не «засвидетельствовать перед Церковью о его любви» (ср.: 3 Ин. 1, 6).
 
Как благодарная дань его подвигу духовничества и была составлена эта книга из отрывков, взятых из писем Старца к своим духовным чадам и близким людям, чтобы читатель смог лично прикоснуться к духов- ному міру о. Софрония, к его драгоценному пастырскому наследию. Письма, отрывки из которых приведены в этой книге, были написаны большей частью в 50-е и в 60-е годы прошлого века, когда Старец вернулся с Афона в Париж (1947) и затем переехал в Англию (1959). Несомненно, его духовное присутствие в православной среде русской эмиграции во Франции и затем в Англии не осталось незамеченным: вокруг него сразу же стали собираться люди, почувствовавшие в нем настоящего пастыря и истинного наставника в духовной жизни. 
 

Архимандрит Софроний Сахаров - Главы о духовной жизни

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Монастырь Святого Иоанна Предтечи 2018. 208 с. 
ISBN 978-1-909649-09-5 
 

архимандрит Софроний Сахаров - Главы о духовной жизни - Оглавление 

«Труд любви»
  • Глава 1 - Глава 100
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.9 (7 votes)
Аватар пользователя brat Vadim