Я искренне радуюсь появлению книги Роджера Стронстада «Теология Святого Духа в понимании евангелиста Луки». До сих пор людям приходилось признавать пятидесятников мощной силой в сферах духовности, церковного роста и всемирной миссионерской работы, но никто не считал, что они могут что-то предложить для библейских, теологических и интеллектуальных основ. Но ситуация быстро меняется, и с появлением данной книги мы, возможно, увидим первые колебания волны интеллектуально убедительной пятидесятнической теологии, которая обрушится на нас настоящим штормом в последующие десятилетия. Берегитесь, евангельские теологи, — молодые богословы-пятидесятники уже близко! Нам придется принимать их всерьез не только в интеллектуальной сфере. Уже нельзя смотреть на них, задрав нос, с непокоримых высот превосходства.
Придется отдать ту дань уважения пятидесятнической теологии, которую уже заслужили размышления последователей Лютера, Кальвина и Весли. Пятидесятники могут гордиться своими новыми интеллектуальными лидерами, и, предполагая, что они будут ответственными членами общества, я надеюсь, что им позволят найти свободу полета мысли и утверждения в своем призвании. События Пятидесятницы заслуживают и требуют качественного теологического выражения, наподобие того, какое нам предлагает Роджер.
Я хотел бы заметить, что считаю позицию Роджера верной. Евангелист Лука действительно поддерживает харизматическую теологию и религию. Некоторые из наших самых лучших теологов, такие как Дэйл Брюннер и Джеймс Данн, пытались навязать свое чтение Павла на писания Луки и исковеркали их. Парадоксально, но факт, по крайней мере сейчас, что Новому Завету присуще большее разнообразие, чем даже Джеймс Данн готов признать! Евангелист Лука говорит о крещении силой для служения, направленном на сотериологическое действие Духа, которую часто упоминает Павел. Теологии Луки и Павла дополняют одна другую, но не должны смешиваться, будто они идентичны в обычном смысле слова. Павел, конечно же, дает место тому, о чем говорит Лука, в своем подходе к харизматической структуре собрания в Первом Послании к Коринфянам (12-14), но Луку нельзя стереть в одной из комнат Павлова дома.
Да и нет у нас никакого права, как водится среди евангелических теологов, умалять Луку только потому, что его труд — это повествовательная, а не дидактическая теология. Стронcтад вносит ясность в этот запутанный вопрос, как и в некоторые другие, и предлагает нам прочное основание для пятидесятнического мышления и практики.
Предназначение этой книги состоит в разрушении стен между пятидесятниками и евангельскими христианами.
Если канонический Лука демонстрирует харизматическую теологию, как доказывает Стронстад, мы не можем считать пятидесятничество каким-то заблуждением, рожденным из-за невоздержанности в эмоциональных переживаниях; напротив, это скорее возрождение новозаветной теологии и религии в XX веке. Оно принесло Церкви не только радость и силу, но и более ясное понимание Библии. Поэтому я говорю с радостью в сердце: "Добро пожаловать в эту книгу, мир собраниям пятидесятников". Мы должны позволить Стронстаду помочь нам расти вместе в единстве веры в Сына Божьего.
Кларк Пиннок Богословский колледж МакМастера г. Гамильтон, штат Онтарио
Роджер Стронстад - Теология Святого Духа в понимании евангелиста Луки
Переводчик Евгений Федорович Марчук
Русское издание Лайф Паблишерс Интернешнл, 2005
ISBN 0-7361-0323-6
Life Publishers International
The Charismatic Theology of St. Luke
Roger Stronstad
1984 by Hendrickson Publishers, Inc. P.O. Box 3473, Peabody, Massachusetts 01961, USA
Роджер Стронстад - Теология Святого Духа в понимании евангелиста Луки - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ Святой Дух в Евангелии от Луки и Деяниях Апостолов: методология под вопросом
- 1. Литературная и теологическая однородность Евангелия от Луки и Деяний Апостолов
- 2. Теологический характер историографии Луки
- 3. Независимость теологических позиций Луки
ГЛАВА ВТОРАЯ Пролегомена: харизматический Дух Божий
Часть первая: харизматический Дух во времена Ветхого Завета
- 1. Распределение харизматической деятельности
- 2. Септуагинтальная терминология
- 3. Харизматические лейтмотивы
- 4. Дух в мессианском веке
Часть вторая: харизматический Дух в межзаветный период
- 1. Прекращение пророческого вдохновения
- 2. Восстановление пророческого вдохновения
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Святой Дух в Евангелии от Луки: харизматический Христос
- 1. Повествование о младенчестве
- 2. Инаугурационное повествование
- 3. Отдельные отрывки
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Святой Дух во время Пятидесятницы: харизматическое общество
- 1. Обетование Пятидесятницы
- 2. Чудо Пятидесятницы
- 3. Интерпретация Пятидесятницы Петром
- 4. Применение Пятидесятницы Петром
- 5. Пятидесятница и Моисеево предание
- 6. Религиозное переживание Пятидесятницы
ГЛАВА ПЯТАЯ Святой Дух в Деяниях Апостолов: харизматическое общество на миссии
- 1. Дар Духа в Самарии
- 2. Дар Духа Савлу
- 3. Дар Духа домашним Корнилия
- 4. Дар Духа ученикам в Ефесе
- 5. Способы дарования Святого Духа
- 6. Разнообразные отрывки
ГЛАВА ШЕСТАЯ Харизматическая теология Луки: синтез и вызов
Часть первая: синтез харизматической теологии Луки
- 1. Харизматическая теология Евангелия от Луки и Деяний Апостолов как наследница харизматической теологии Ветхого Завета
- 2. Уникальность харизматической теологии книг Луки в отличие от харизматической теологии Ветхого Завета
- 3. Харизматическое измерение дара Духа в книгах Луки
- 4. Харизматический дар Духа как действительное проявление
Часть вторая: вызов, брошенный харизматической теологией Луки
ПРИМЕЧАНИЯ
УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕСТ ПИСАНИЯ
Роджер Стронстад - Теология Святого Духа в понимании евангелиста Луки - Независимость теологических позиций Луки
Тенденция вбивания клина между дидахе и историческим повествованием, которую мы только что рассмотрели, привела к неуместному результату в интерпретации Святого Духа в Евангелии от Луки и Деяниях Апостолов. В результате этого широко распространилось убеждение в том, что мы должны искать у Луки историю, но за теологией обязаны обращаться к Павлу. В результате такого подхода к методологии толкования данные Луки о Святом Духе интерпретируются так, будто они были написаны Павлом. В книге "Семантика библейского языка" Джеймс Барр классифицирует эту процедуру как "необоснованный перенос идентификации. Такая интерпретация Луки по Павлу особенно заметна в характерных для Луки выражениях "крещены Духом Святым" и "исполнены Духом Святым".
В своей статье "Предложение перемирия в споре о языках" в журнале "Христианство сегодня" Пиннок и Осборн говорят за многих толкователей, когда пишут:
"Этот [пятидесятнический] аргумент слаб методологически и зкзететически. Для обоснования доктрины дидактическим разделам Писания необходимо отдавать предпочтение перед историческими отрывками. Здесь мы скорее должны продвигаться от учения Первого Послания к Коринфянам к повествованию Деяний, нежели наоборот. Если следовать такой верном методологии, можно заметить, что нормативного проявления языков не существует".
Авторы именитых книг о Святом Духе наподобие Данна, Грина и Стотта, как правило, соглашаются с таким ущербным методологическим подходом к учению Луки и Павла о Святом Духе.
Исследователи Библии по обыкновению дают определение характерному для Луки термину "крещены Святым Духом" согласно значению, которое придает ему Павел. Наставляя церковь в Коринфе, Павел пишет: "Ибо все мы одним Духом крестились и одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1-е Кор. 12:13). Согласно этой метафоре, крещение Духом — это "духовная трансформация, которая помещает верующего «в Христа» и которая является следствием обретения дара Духа (отсюда «крещение в Дух»)".
Поэтому, согласно Павлу, эта метафора означает приобщение и присоединение, то есть это, фактически, способ вхождения в Тело Христово. Словам из Евангелия от Луки и Деяний Апостолов (Лук. 3:16; Деян. 1:5; 11:16) неукоснительно придается значение, подразумеваемое Павлом. Сделав обзор текстов о крещении Святым Духом в Новом Завете, Стотт замечает:
"Греческое выражение абсолютно одинаково во всех семи случаях, и поэтому априори, как требует здравый принцип интерпретации, оно обязано подразумевать идентичное крещение в каждом стихе".
Следовательно, когда Лука рассказывает о крещении Святым Духом, по определению оно всегда и обязательно имеет значение, подразумеваемое Павлом.
Так как в теологии Павла "крещение Святым Духом" всегда подразумевает приобщение и присоединение, любое альтернативное толкование неприемлемо. Итак, нам говорят: "Аргументы пятидесятников рассыпаются в пух и прах". В подтверждение мы читаем: "Итак, крещение Святым Духом — это не второэтап-ное событие для некоторых христиан, но приобщительное событие для всех христиан"'14. Однако в рецензии на книгу Майкла Грина "Я верю в Дух Святой" Кларк Пиннок верно подмечает:
"Если читать книги Луки в отдельности и прислушиваться к нему, станет достаточно ясно, что излияние Духа, о котором он рассказывает, имеет отношение не к спасению [приобщению/присоединению], как это очевидно у Павла, а скорее к служению и свидетельству. Поэтому Лука не связывает сошествие Духа с обретением спасения... Даже такие не-харизматы, как Грин, открытые и готовые к обновлению, не способны признать, что пятидесятники могут понимать Деяния лучше, чем они".
Подобным образом фраза Луки "исполнены Святым Духом" часто получает определение или относится к категории согласно тому, как использует похожее выражение Павел в Послании к Ефесянам (5:18). Он пишет: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом". Хотя Лука использует этот термин девять раз, а Павел всего лишь однажды, использование его Павлом считается нормативным. Например, в книге "Крещение и исполнение Святым Духом" Джон Стотт посвящает всего несколько неопределенных абзацев тому, как Лука использует этот термин, но отводит не менее девяти страниц описанию использования этого термина Павлом. И этот термин, столь характерный для Луки, не только звучит по-павловски, но и его значимость подчиняется значению, придаваемому ему Павлом.
17/05/2015
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Читал эту книгу. Отличная
Читал эту книгу. Отличная книга. Серьезное исследование, сильная аргументация. Спасибо !!!!
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо! Очень нужная книгя
Спасибо! Очень нужная книгя для практического церковного служения!
Дякую! Чудова книга.
Дякую! Чудова книга.
Спасибо!
спасибо
большое спасибо