Зенько – Психология религии

Зенько Ю. М. – Психология религии: Монография
В настоящее время можно говорить о том, что изменились идеологические условия существования отечественной науки. Для изучения электрона физикой это, скорее всего, и не так важно, но для гуманитарных наук это имеет принципиальнейшее значение: больше никто не указывает сверху того, "что такое хорошо и что такое плохо". И дело не только и не столько в самой ценностной ориентации, сколько в принципах и методах ее обоснования: и если такими принципами являются политические или атеистические установки, ничего хорошего из этого не получится.
 
Настало время паритетных отношений между психологией и религией, в отличие от той "психологии религии", которая претендовала на то, что она, придерживаясь атеистической позиции, может изучать все аспекты любой религии. Это, конечно же, не отказ от научности как таковой, которой я как раз и стараюсь придерживаться, если под ней понимать объективность и непредвзятость. Последнего как раз и не было в атеистической психологии религии, которая не мудрствуя лукаво, любой ей непонятный религиозный феномен нередко подавала в психопатологическом ключе, выполняя "задание партии и правительства" по борьбе с религиозными предрассудками (в первую очередь это относилось к христианству, или, если быть точнее, к православию).
 
Упомянутая же выше паритетность есть признание того, что помимо "психологии религии" существует и "религиозная психология", со своими законами, идеями и проблемами, при этом в каждой религии своя (со своими религиозно-антропологическими особенностями, которые просто невозможно не учитывать при стремлении к подлинно научному подходу к религиозно-психологической проблематике). Поясним это на примере христианства: христианская психология, как наука о душе, есть неотъемлемая часть христианской антропологии. Последняя же непосредственно связана с христианским богословием (в котором рассматривается не только богооткровенное учение о Боге, но и о мире, и о человеке), сотериологией (учением о спасении) и аскетикой (конкретным воплощением первого и второго на практике) (см. схему ниже).
 
Для психологии религии, это, конечно же, не означает, что она должна отказаться от уже существующих психологических методов и методик и брать материал для анализа опосредованно - только из религиозной психологии. Наоборот, это позволит таким образом доработать и валидизировать методики, чтобы они не имели "ляпов" с религиознопсихологической точки зрения, а значит и были бы более грамотны с научной точки зрения (подробнее о чем скажем дальше).
 

Зенько Ю. М. – Психология религии - Монография

Издательство – «Центр христианской психологии и антропологии» – 693 с.
Санкт-Петербург – 2018 г.
ISBN 978-5-9268-0766-2
 

Зенько Ю. М. – Психология религии: Монография – Содержание

  • Вступительное слово
  • Предисловие
  • Предисловие к третьему изданию
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
  • Введение
  • Психология религии и религиозная психология
  • Методология психологии религии
  • Психология религии в структуре религиоведения
  • Психология религии в структуре психологии
  • Выводы
  • Литература
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ В РОССИИ
  • Введение   
  • XVIII век     
  • XVIII век     
  • XIX век        
  • Начало XX в
  • Конец XX и начало XXI в
  • Часть 1: Основные события и мероприятия
  • Часть 2: Основные персоналии и публикации
  • Основные выводы
  • Заключение
  • Литература
ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ЧУВСТВ В ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
  • Разминка
  • Введение
  • Ведущая афферентация
  • Зрение - слух: Запад - Восток
  • Кинестетика - Россия
  • Осязание - язычество
  • Синестезия
  • Сенсуалистический подход к органам чувств
  • Христианский подход к органам чувств
  • Хранение органов чувств
  • Видения, откровения и духовное чувство
  • Экспериментальное изучение
  • Краткие итоги
  • Литература
  • Приложение 3. 1. Значение обоняния в религии и обыденной жизни
  • Приложение 3. 2. Религия слуха: рок и другие направления современной музыки
  • Приложение 3. 3. Агрессия через зрение и слух: телевидение и реклама
  • Приложение 3. 4. Библия об органах чувств
ГЛАВА 4. ФЕНОМЕНЫ СХЕМЫ ТЕЛА В ПСИХОЛОГИИ И
  • РЕЛИГИИ
  • Введение
  • Развитие схемы тела в онтогенезе
  • Границы схемы тела
  • Подвижность границ схемы тела
  • Связь психики и тела через схему тела
  • Развитие схемы тела в филогенезе
  • Субъект-объект и схема тела
  • Структура схемы тела
  • Интро- экстравертированность и схема тела  
  • Экстаз
  • Феномен двойника
  • Соблазн бездуховной интроверсии
  • Феномен сердца: сравнительный анализ
  • Работа со схемой тела
  • Заключение
  • Краткие выводы третьей и четвертой глав
  • Литература
  • Приложение 4. 1. Сердце: избранная библиография 
  • Приложение 4. 2. Религиозная символика правого и левого
  • Приложение 4. 3. Религиозная символика одежды и обуви
ГЛАВА 5. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И РЕЛИГИЯ
  • Введение
  • Психические состояния в психологии и в религии
  • Эмоции, чувства и настроения
  • Религиозные чувствования (переживания)
  • Внешнее благочестие и душевное расположение
  • Сон и сновидения
  • Измененные состояния сознания
  • Экстаз, нирвана, самадхи
  • Благодатные состояния
  • Состояние прелести
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 5. 1. Психофармакология, наркомания и религия
  • Приложение 5. 2. Вредные привычки
  • Приложение 5. 3. Виртуальные состояния
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • Христианская литература
  • Христианство и психология
  • ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  • ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ САЙТ ЦЕНТРА ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat librarian