Бортник - Общение и личность

Бортник Сергей - Общение и личность. Богословие митрополита Иоанна Зизиуласа
Подназвание моей работы звучит как «Богословие Иоанна Зизиуласа в систематическом рассмотрении». Я выбрал указанную перспективу по двум важным причинам. Во-первых, такой «систематический» подход представляет собой альтернативу тому множеству академических трудов о Зизиуласе, которые построены в сравнительном ключе. Вторая причина имеет еще более важное значение и состоит в том, что с начала XXI века был опубликован ряд сборников богословских работ Зизиуласа. Отсюда возникает возможность максимально систематически исследовать и представить наследие этого православного богослова. В подтверждение этой недавно открывшейся перспективы я хотел бы назвать и кратко описать последние изданные тома.
 
В хронологическом порядке необходимо назвать сначала английский перевод диссертации Зизиуласа. Английская версия работы увидела свет в 2001 году, через 35 лет после греческого оригинала, и называлась «Евхаристия. Епископ. Церковь. Единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископе в первые три века». Анализ этого труда предоставляет возможность четче проследить становление богословского почерка Зизиуласа как систематического богослова.
 
Другим важным изданием стал сборник «Общение и инаковость. Дальнейшие исследования о личности и Церкви» (2006). Он находится в определенной диалектической связи с книгой «Бытие как общение. Исследования о личности и Церкви» (1985). Их связь очевидна уже из подназвания — «дальнейшие исследования...» Содержание этого сборника, в котором впервые опубликованы важнейшие работы о тринитарном богословии и антропологии, объясняет особое внимание, которое я в дальнейшем уделяю этой книге.
 

Бортник Сергей - Общение и личность. Богословие митрополита Иоанна Зизиуласа в систематическом рассмотрении

К. : Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2017. 394 с.
ISBN 978-966-2371-47-5
 

Бортник Сергей - Общение и личность. Богословие митрополита Иоанна Зизиуласа в систематическом рассмотрении - Содержание

Вступительное слово
Предисловие к русскому изданию
ВВЕДЕНИЕ
  • 0.1. Биография Иоанна Зизиуласа
  • 0.2. Свидетельства о признании Зизиуласа
  • 0.3. Композиция работы
Глава 1. ВЛИЯНИЯ НА БОГОСЛОВИЕ ЗИЗИУЛАСА
  • 1.1. Общая «православная традиция»
  • 1.2. Взгляд на прошлое русского богословия: «школьное богословие» и его преодоление
  • 1.3. Познание Бога в Его Теле: «церковность» как главная черта православного богословия XX века
  • 1.4. Обновление русского богословия в «Парижской школе»
  • 1.5. Обновление богословия в Греции: «поколение 1960-х»
  • 1.6. Взгляд на прошлое греческого богословия: между филэллинизмом и византийским наследием
Экскурс 1. Экклезиология общения в русском богословии: принцип соборности и его влияние
  • A. Хомяков и свидетельства его влияния в русском богословии
  • Б. Наследие Хомякова в историческом контексте
  • B. Экклезиология Хомякова в труде «Церковь одна»
  • Г. Понятие «соборность» и его значение для православного богословия
  • Д. Причины влияния Хомякова и концепции соборности
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ БОГОСЛОВИЯ ЗИЗИУЛАСА
  • 2.1. Диссертация «Евхаристия, Епископ, Церковь»
  • 2.2. Отмежевания и влияния в богословии Зизиуласа
Глава 3. «ОБЩЕНИЕ» В БОГОСЛОВИИ ЗИЗИУЛАСА
  • 3.1. Продолжение православного предания
  • 3.2. Евхаристически-экклезиологическая перспектива
  • 3.3. Расширение экклезиологической перспективы
Экскурс 2. Христос Яннарас и «греческая фаза» богословия Зизиуласа
  • A. Свидетельства о связи с Яннарасом
  • Б. Зизиулас и Яннарас — сравнение научных путей
  • B. Схожие характеристики обоих мыслителей
  • Г. Самостоятельность Зизиуласа несмотря на схожесть
Глава 4. ПЕРСОНАЛИЗМ ЗИЗИУЛАСА
  • 4.1. Подступы к персоналистской онтологии в учении о Боге
  • 4.2. Подступы к персоналистской онтологии в антропологии.
  • 4.3. Обоснование персоналистическо-экзистенциального подхода
  • 4.4. Персоналистские перспективы в учении о Боге
  • 4.5. «Богословская антропология»: призвание человека к бытию по «образу Троицы»
  • 4.6. Инаковость vs. сосредоточенность на себе: преодоление индивидуализма
Глава 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: РЕЦЕПЦИЯ БОГОСЛОВИЯ ИОАННА ЗИЗИУЛАСА 
  • 5.1. Контекстуальные издержки и их объяснение
  • 5.2. К пониманию «предания Восточной Церкви»
  • 5.3. Отношение к Западу: опасение или плодотворное влияние?
  • 5.4. Методологические принципы Зизиуласа
  • 5.5. Оценка заслуг богословского подхода Зизиуласа
Библиография
  • 1. Тома трудов Зизиуласа и их сокращения
  • 2. Источники: труды Иоанна Зизиуласа на славянских и европейских языках
  • 3. Использованная литература на славянских языках
  • 4. Использованная литература на европейских языках
Приложения
  • 1. Труды (главы) в сборниках Зизиуласа
  • 2. Библейский указатель
  • 3. Указатель имен и важнейших понятий

Бортник Сергей - Общение и личность. Богословие митрополита Иоанна Зизиуласа в систематическом рассмотрении - Предисловие к русскому изданию

 
В основе этой книги - диссертация, написанная и успешно защищенная в 2013 году на Теологическом факультете Гейдельбергского университета Германии. Это книга православного богослова, ставящая своей целью осмысление наработок греческого иерарха и богослова - митрополита Иоанна Зизиуласа - в контексте развития православного богословия XX века.
 
Такое исследование на евангелическом факультете стало возможным благодаря определенному духу открытости и заинтересованности, царящему в университете в целом и на кафедре систематического богословия и догматики в частности. Во время моего обучения этой кафедрой руководил профессор Михаэль Велькер, широко известный богослов, желанный гость на богословских факультетах многих стран мира.
 
Эта работа постепенно возникала в общении с ним как моим научным руководителем и с целым рядом его учеников. Ее становление происходило благодаря как выступлениям на коллоквиумах, так и в обмене идеями с коллегами в более непринужденной обстановке. Подход в этой среде определялся принципом соработничества людей, «стремящихся найти истину».
 
Еще одной важной составляющей, способствовавшей формированию этой работы, было общение с профессором Карлом Христианом Фельми, который много лет руководил кафедрой истории и теологии христианского Востока на Теологическом факультете университета Эрлангена-Нюрнберга (Германия). Любовь к традиции восточной Церкви сочеталась в нем с критическим умом, что помогло осмыслить место митрополита Иоанна Зизиуласа в контексте православного богословия XX века. 
 
На формирование структуры этой работы большое значение оказал митрополит Иларион (Алфеев) с его идеей «контекстуального метода» богословия.
 
Эта идея помогла выстроить цепи взаимосвязей между различными православными богословами XX века. По возможности, описывая богословие греческого иерарха, я стремился поместить его в более широкую канву богословия Восточной Церкви. Эта идея помогла положительно изложить систему взглядов митрополита Иоанна, несмотря на специфику его греческого подхода, который сложно вписывается в стандарты как русской, так и немецкой богословской мысли.
 
Сам Иоанн Зизиулас является выдающимся православным богословом греческой традиции, который вместе с тем немало перенял от богословов «русской эмиграции», связанных с деятельностью Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Эта связь греческой и русской традиций имела немаловажное значение при написании данной работы.
 
Следует поблагодарить за финансовую поддержку издания этой книги немецкий благотворительный фонд «Реновабис». Мы познакомились и активно общались, начиная с 2014 года, когда различные христианские круги Германии и других стран Европы интересовались мнением из первых уст о положении Украинской Православной Церкви и Украины в целом. Я рад, что Фонд смог поддержать этот издательский проект.
 
Надеюсь, что читатель этой книги сможет по достоинству оценить богословские идеи митрополита Иоанна. Я считаю, что в целом они продуктивны, хотя и высказываются часто в форме определенного рода откровения, без отсылок на схожие идеи у других богословов и без подобающей аргументации.
 
Важной мыслью на разных этапах написания этой работы был совет моего научного руководителя: «Пишите так, чтобы Вашу работу было интересно читать!» Развитие сюжета книги в легкой для восприятия форме и продуманная композиция построения - это те характеристики, которые должны удовлетворить эстетический вкус читателя.
 
2017-10-26
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя teolog