Ходжсон - История ислама

Маршалл Ходжсон - История ислама
  • М., Эксмо, 2013
  • Перевод с английского A. H. Гордиенко, И. В. Матвеева, Н. В. Шевченко
  • Объем: 3060 стр.,
  • 373 иллюстрации
  • ISBN: 978-5-699-58270-9
 

Маршалл Ходжсон. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней

 
Marshall G. S. Hodgson THE VENTURE OF ISLAM Licensed by The University of Chicago Press, Chicago, Illinois, U.S.A.
1974 by The University of Chicago. All rights reserved
 

Маршалл Ходжсон - История ислама - Исламская цивилизация от рождения до наших дней - От издателей

 
Предлагаемая читателю «История ислама» знаменитого американского исламоведа Маршалла Ходжсона – новинка, давно ожидаемая как российскими специалистами и студентами, так и всеми, кто интересуется исламом и его культурой. Эта книга представляет собой фундаментальный труд по истории исламской цивилизации, который охватывает события от зарождения ислама до начала 60-х гг. XX века. В этом произведении, сделавшем Ходжсона непререкаемым авторитетом в исламоведческих кругах США, автор всесторонне исследует исламское общество на всех этапах его эволюции, детально анализирует не только исторические события, но и развитие религии, философии, культуры в самом широком смысле этого слова, экономических отношений и даже влияние природных и климатических факторов. Все это, вкупе с поистине фундаментальным подходом к исследованию, в котором ученый охватил все области Старого Света, где в той или иной степени получил распространение ислам (в том числе и Россию), делает данную книгу совершенно уникальной, не имеющей аналогов в современном востоковедении.

   Особую ценность этому труду придает тот факт, что Ходжсон, являясь специалистом по истории ислама и прекрасно владея восточными языками, опирался при его написании на первичные источники, что позволило ему создать полностью оригинальное произведение. Используя собственную оригинальную историческую периодизацию и терминологию, которая помогла ему отказаться от европоцентризма, Маршалл Ходжсон практически стал первым, кто описал мусульманскую цивилизацию как одну из основополагающих частей мирового исторического процесса. Это стало основой того равноправного отношения к неевропейской вообще и исламской истории в частности, которое все более становится характерным для подлинно научных исследований.

   Проведенный автором исчерпывающий анализ не только исламской цивилизации, но и общеисторических процессов, в условиях которых она развивалась, помогает лучше понять как историю мусульманских обществ, так и те события, в том числе и глобального масштаба, которые не ограничивались их рамками, а иногда протекали и за их пределами. В частности, несомненный интерес представляет трактовка Ходжсоном событий западноевропейской истории Нового и Новейшего времени. Более того, многие аналитические выводы, к которым автор пришел в середине XX в., полностью подтвердились последующим ходом исторических событий и позволяют прогнозировать их будущий ход.

   В оригинале труд Ходжсона состоит из трех томов, в русском издании, объединив их под одной обложкой, мы отказались от такой разбивки произведения, но сохранили авторскую сквозную нумерацию книг, таким образом, сама структура монографии осталась в первозданном виде. При переводе мы старались максимально сохранить присущий автору стиль изложения, который не всегда прост и понятен. Некоторые используемые Ходжсоном термины не имеют точного соответствия в русском языке, это касается главным образом исторической периодизации, поэтому там, где это необходимо, после перевода в скобках приведено оригинальное слово.

 
Небольшой переработке подвергся и глоссарий, что также было вызвано особенностями русскоязычной терминологии. При передаче арабских и других восточных имен и терминов мы ориентировались на принцип транскрипции, а не транслитерации, без использования дополнительных диакритических знаков, принятых в специальной литературе. Чтобы облегчить читателю знакомство с культурой и историей ислама оригинальные авторские сноски в книге дополнены ссылками на имеющиеся русские переводы источников и монографий, надеемся, что нам удалось сделать их если не полностью исчерпывающими, то максимально полными и актуальными на сегодняшний день.  
 

Маршалл Ходжсон - История ислама - Исламская цивилизация от рождения до наших дней - Содержание

 
Предисловие к русскому переводу
Рубен У, Смит о Маршалле Ходжсоне и его «Истории ислама»
Введение в изучение исламской цивилизации

    О значении исламских слов, имен и дат
    Зачем нужна транслитерация
    Общие вопросы произношения
    Транслитерация
        Транслитерация с арабского языка
        Транслитерация с персидского, турецкого и урду
    Мусульманские имена собственные
    Исламский календарь
    Исторический метод в изучении цивилизации
        Исторический гуманизм
        О научных предубеждениях
        Об определении цивилизаций
        О детерминированности традиций
        Об истории исламских исследований
    Использование терминов: ревизионизм в научной терминологии
    Использование терминов в исследовании по всемирной истории
        Новое время (Modern)
        Техникализация, Техническая эпоха
        Западу Западный мир, Европа
        «Восточная Римская Империя», «Византия»
        «Вестернизация» проекций карты мира и атласы
    Использование терминов в исламских исследованиях
        «Исламовед», «исламоведение»
        «Исламский мир», «исламизированный»
        «Ближний Восток», «от Нила до Амударьи»
        «Араб»
        «Аллах»
        «Тексты хадисов», «традиция»
        «Секта», «фирка»
    Примечание о переводе


Пролог


    Исламское видение религии и цивилизации
        Применения ислама
        Диалектика культурной традиции
        Разнообразие ислама во всеобщей исторической цепи
        Единство ислама как религиозная традиция и ее ограниченность
        Цивилизация как воплощение основополагающих идеалов
        Исламизированная цивилизация как культурное наследие человечества


Книга I Распространение ислама: Генезис нового социального строя


    Глава I Доисламский мир
        Культура аграрного общества
        Космополитические и меркантилистские тенденции в раннем аграрном обществе
        Расцвет эпохи осевого времени и объединение культурных регионов
        Индивидуальное сознание и новое общество
        Положение региона между Нилом и Амударьей в Ойкумене
        Конфессиональные религии
        Роль принципа народности в ирано-семитском монотеизме
        Народный характер
        Конфессиональные империи
        Принцип народности в Сасанидской империи
    Глава II Вызов Мухаммада, 570–624 гг
        Культура бедуинов во времена Мухаммада
        Арабы в международной политике
        Мекканская система
        Пророческая деятельность Мухаммада
        Монотеизм и личная нравственная ответственность
        Мухаммад основывает религиозную общину
        Умма добивается автономии
        Новая политика Мухаммада
        Зарождение нового общества и культуры
        Коран и опыт общины
    Глава III Раннее мусульманское государство, 625–692 гг
        Мухаммад создает арабское государство между Византийской и Сасанидской империями
        Взятие Мекки
        Возникновение новой региональной культуры
        Становление халифата
        Завоевание империи Сасанидов
        Организация завоевателей, созданная Омаром
        Первая фитна
        Правление Муавийи и Вторая фитна
        Государство Марванидов


Книга II Цивилизация высокого халифата


    Пролог к книге II
        Переосмысление традиций
        О преемственности и культурном процветании
        Культурные ориентации в период высокого халифата
        Пояснения к используемому нами принципу периодизации
    Глава I Исламская оппозиция, 692–750 гг
        Халифатское государство становится абсолютной монархией
        Недовольство Марванидами и религиозная оппозиция
        Программа религиозных активистов
        Проблема авторитета: ильм и имамат
        Династия Марванидов теряет власть
        Компромисс Аббасидов
    Глава II Расцвет абсолютизма, 750–813 гг
        Халифатский абсолютизм
        Основания власти аль-Мансура
        Манихейский соблазн
        Харун ар-Рашид: халиф и его двор – покровители культуры
        Литература и образование
        Война за трон ар-Рашида
        Экономическая экспансия и распространение ислама
        Религия зимми
        Исламский мир Западного Средиземноморья
        Альтернативы халифату
    Глава III Шариатский ислам, ок. 750–945 гг
        Исламские устремления: универсалистская духовность и принцип народности
        Шариатское представление о ранней Медине
        Значение мединского образа для эпохи высокого халифата
        Шариатская теория и аль-Шафии: хадисы от Пророка
        Шафиитская система усул аль-фикх
        Правовой фикх
        Дух закона: общественный порядок, индивидуальные права
        Семейное право: стремление к равенству личных статусов
        Ограничения влияния коллектива
        Исламская умма при Аббасидах: две схемы правосудия
        Легитимизация халифатского государства
        Интеллектуальные модели, связанные с шариатским исламом: изучение истории
        Ат-Табари о смерти Усмана: главный водораздел для шариатитов
    Глава IV Личная религиозность: конфронтация с историей и эгоизм ок. 750–945 гг
        Связь благочестия с религиозной лояльностью
            А. Керигматическая ориентация
            Б. Мистическая ориентация
    Глава V Интеллектуальный дискурс: фальсафа и калам, ок. 750–945 гг
        Практическая систематизация естественнонаучного наследия
        Алхимия
        Файлясуфы и общество: медицина и астрология
        Философия как видение мира
        Файлясуфское понимание Бога
        Фальсафа и исламское откровение
        Между сократической и авраамической верой
        Аль-Фараби: откровение как политическая истина
        Калам и фальсафа
        Калам как система: проблема божественного могущества
    Глава VI Адаб: расцвет арабской литературной культуры
        Разрыв со старыми традициями
        Воспитание адиба
        Что должен знать адиб: история и география
        Поэзия (шир) как воплощение совершенства
        Критика: староарабская классика и новая поэзия
        Проза и садж: развлечение и назидание
        Искусство роскоши
    Глава VII Крах традиции абсолютизма, 813–945 гг
        Аль – Мамун: эксперименты по примирению шариата и двора
        Аль-Мутасим: дилемма личной армии
        Ухудшение ирригации в Саваде
        Кризис халифатского абсолютизма
        Крах карнатской революции
        Фатимиды и Саманиды
        Раскол
 

Книга III Становление интернациональной цивилизации


    Пролог к книге III
        Ислам в Средние века
        Зыбкость аграрного процветания
        О культурном единстве
    Глава I Формирование интернационального политического порядка (945-1118 гг.)
        Развитие политического и культурного многообразия
        Фатимиды: шиитское государство, построенное на Ниле и военном флоте
        Закат власти Фатимидов
        Раздробленность в Испании: крах испанской независимости
        Государства персидской провинции
        Век шиизма
        Газневиды: государство тюркской династии
        Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство
        Улемы и эмиры в интернациональном политическом порядке
        Конец власти сельджуков
        Поздний халифат и легитимизация эмиров
        Восстание исмаилитов
    Глава II Общественный строй: торговые интересы, военная власть, свобода
        Свобода мусульман и открытая структура их общественного строя
        А. Экология региона
            Космополитизм аридной зоны и ее центральной области
            Шаткость аграрной власти в центре аридной зоны
            Скотоводы как решающая политическая сила
            Переселения и этнические изменения
        Б. Система айанов – эмиров
            Деревни
            Источники дохода богачей
            Подати
            Прибежища бедняков
            Эволюция городского уклада
            Социальные структуры свободных граждан
            Механизмы гражданского общества: замещение государственных постов и общественная политика
            Текучесть городской жизни
            Шариат как одна из сил в гражданском обществе
            Футувва, городское ополчение и гарнизонное правительство
            Военная тирания и промежуточная анархия
        В. Повседневный быт
            Международная торговля и экономические вложения
            Секс, рабство и гаремная система: культ мужской нести
            Страхи и удовольствия
    Глава III Созревание и взаимодействие интеллектуальных традиций (ок. 945-1111 гг.)
        Персидская героическая традиция: Фирдоуси
        Пик расцвета арабской литературы
        Расцвет естественных наук: аль-Бируни
        Фальсафа и проблемы духовного опыта: Ибн-Сына
        Калам медресе: триумф и истощение
        Газали: переоценка умозрительных традиций. Калам и фальсафа
        Полемика Газали с исмаилитами
        Духовное наставничество и градация знаний
        Обскурантизм и эзотерика
    Глава IV Суфийские тарикаты (около 945-1273 гг.)
        Популяризация мистицизма
        Влияние мистиков на умы людей
        Суфийское духовенство, пиры и мюриды
        Суфизм как институционализированная религия масс: приемы зикра
        Ордены-тарикаты
        Универсальная притягательность суфизма
        Суфизм как оплот интернационального общественного строя
        Суфийская теория: миф о микрокосминеском возвращении
        Кутб как мировая ось
        Суфизм как метафизика: объединяющие доктрины
        Яхья ас-Сухраварди: метафизика света
        Ибн-аль-Араби: метафизика любви
        Суфизм как поэзия: Джаляляддин Руми
        Мистицизм как триумф человека
    Глава V Победа нового суннитского интернационализма (1118–1258 гг.)
        Государства после распада империи Сельджуков
        Крестовые походы ираставрация Зенгидов-Айюбидов
        Реформы в государствах Магриба
        Распространение исламской цивилизации за пределы ее исходных территорий – в Европу
        В Индию
        Халиф ан-Насир, придворная футувва и хорезмшахи
        Монгольская катастрофа
    Глава VI Расцвет персидской литературной традиции и его исторический контекст (ок 1111–1274 гг.)
        Персидский и арабский как средства литературного выражения
        Поэтический образ: панегирический, романтический, лирический
        Суфизм и житейская мудрость: поэзия Саади
        Проза: простота и сложность, фарси и арабский
        Эзотерический стиль в литературе
        Философия мудреца-отшельника: Ибн-Туфайль и испанцы
        Ибн-Рушд о разнице между философией и религией
        Союз фальсафы и калама
        Изобразительное искусство в раннем Средневековье
    Глава VII Культурные модели исламского мира и Запада
        Исламский мир и Запад в XIII в
        Ислам и христианство как системы принципов религиозной жизни
        Устойчивые религиозные нормы в обеих культурных моделях
        Корпоративизм Запада и контрактуализм ислама
        Общинный морализм против корпоративного формализма в праве
        Договорной статус против формалистического в гражданской и личной ипостасях человека
        Ресурсы исторических действий
        Исламское влияние на Западе


Книга IV Кризис и обновление: эпоха монгольского господства


    Пролог к книге IV
        Мировой кризис
        О консервативном духе
        Культурный спад и цикличность
    Глава I После монгольского нашествия: политика и общество, 1259–1405 гг
        Производительность сельского хозяйства в аридной зоне: кульминация затяжной болезни
        Тюрки как универсальная военная элита
        Номадизм и государство военного патронажа
        Идеалы монголов: потенциал обновления в государстве военного патронажа
        Монгольские государства (1258–1370)
        Мамлюки Египта
        Делийский султанат: завоевание Индии
        Раннее Османское государство в Европе
        Карьера Тимура
    Глава II Консерватизм и изысканность в интеллектуальных традициях (ок. 1258–1503 гг.)
        Образование как консервация
        Суннитское и шиитское представление об истории ислама
        Искажения и локализмы в суфизме
        Вуджудизм и визионерство
        Новые тенденции в шариате и фальсафе
        Изоляция Магриба
        Историк-философ: Ибн-Хальдун
        Риторика и утонченность персидской литературной традиции
        Расцвет персидской культуры: Тимуриды и их соседи
        Движения социального протеста
    Глава III Исламское изобразительное искусство (ок. 1258–1503 гг.)
        Влияние ислама на ирано-семитское изобразительное искусство
        Миниатюры эпохи Тимуридов: абстрактная изобразительность фигур
        Ассимиляция китайских образцов
        Как рассматривать миниатюры
        Архитектура: симметрия арок и куполов
        Каир мамлюков: город в движении
    Глава IV Экспансия ислама (ок. 1258–1503 гг.)
    Причины обращения в ислам
    Привлекательность исламской культуры
    Исламизация Южных морей
    Натурализация ислама в Малайзии и Индокитае
    Исламский мир южнее Сахары
    Ислам в Индии и Европе: XV век
    Северная часть Дар-аль-ислама: от Крыма до Юньнаня
    Мировые горизонты и земли старого ислама
    Господство мусульман и западный Ренессанс


Книга V Второй расцвет: империи эпохи пороха


    Пролог к книге V
        Совесть и традиции
        Соперничество с Западом
        Два типа расцвета
    Глава I Империя Сефевидов: триумф шиитов, 1503–1722 гг
        Преобразования эпохи пороха: португальцы
        Преобразования: сухопутные империи (1498–1526 гг.)
        Шиитские основы государства Сефевидов
        Последствия шиитского господства
        Становление Исфахана
        Шиитская фальсафа
        Величие XVI столетия: расцвет иранизации
        Шиитское шариатское мышление
        Избыток централизма
    Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг
        Централизация управления: империя Акбара
        Универсализм в индийской религиозной жизни
        Абульфазл: суфизм и цивилизация
        Универсалистская цивилизация и исламская умма
        Расцвет мусульманского искусства в Индии
        Благосостояние Индии
        Аурангзеб и мятежники
    Глава III Османская империя: военный альянс шариата, 1517–1718 гг
        Военный абсолютизм и рабовладельческое хозяйство
        Интеграция закона шариата и абсолютная монархия
        Османское процветание
        Структура завоеваний
        Шариат и культурное самовыражение в империи
        Миллеты
        Упадок абсолютизма
    Глава IV Перед Потопом: XVIII век
        Присутствие Запада
        Плюсы и минусы реставрации османского абсолютизма
        Борьба за престолонаследие Индо-Тимуридской империи
        Снижение международной политической активности мусульман
        Реформисты на периферии: примитивный ваххабизм и новые тарикаты


Книга VI Наследие ислама в современном мире


    Пролог к книге VI
        Революция нашего времени
        О наследии прошлого и современном сообществе
    Глава I Влияние Великих западных преобразований: поколение 1789 года
        Западные преобразования как мировое явление
        А. Преобразования на Западе
            Техникализм и общество: значимые организационные черты преобразований
            Моральная сторона техникализма
            Спутники техникализма
            Почему именно Запад?
        Б. Преобразования в исламском мире
            Начало Технической эпохи Нового времени
            Поколение 1789 года
            Новый уклад в Бенгалии и в Индии
            Новая система в Египте и Османской империи
            Поволжские татары и Туркестан
    Глава II Мировая гегемония Европы: XIX век
        Международное право и основы мирового порядка
        Фаза начального сопротивления
        Фаза консолидации высших слоев общества
        Консервация отставания в развитии
        Фаза подъема национализма
        Завершение европейского завоевания мира
    Глава III Модернизм в Турции: вестернизация
        Западные тюрки в Европе, но вне ее
        Либерализм «новых османов»
        Деспотизм в современном стиле: Абдул-Хамид и панисламизм
        Османизм и тюркизм: революция младотурок
        Формирование нации западных тюрок
        Кемалистская республика: секуляризм и западничество
        Выживание ислама
    Глава IV Египет и страны арабского Востока: возрождение культурного наследия
        Возрождение арабского мусульманского наследия: Мухаммад Абдо
        Египетский и арабский национализм
        Трансформация сельского хозяйства
        Начало распада сельской общины
        Реформы и национальная культура
        Модернизация фусха
        Арабское наследие и современная литература
        Испытание сионизмом
    Глава V Иран и Российская империя: мечта о революции
        Социальный протест бабитов
        Джамаляддин аль-Афгани и компромисс с европейцами
        Революции 1905–1917 гг
        Джадидизм и русская революция
        Триумф коммунизма
        Коммунистическое решение
        Реза-шах и интеллектуалы
    Глава VI Мусульманская Индия: коммунализм и универсализм
        Мусульмане Индии в период британской оккупации
        Буржуазный ислам и урду
        Эпоха Ганди
        От движения в поддержку халифата до самостоятельных реформ в деревне
        Коммунализм
        Менты Икбала
        Пакистан
    Глава VII Движение к независимости: XX столетие
        А. Коллапс европейского мирового порядка
            Колониализм в первой половине столетия (1905–1949 гг.)
            Конец колониализма (1949–1962 гг.)
            Независимость и взаимозависимость
        Б. Программа национальной реконструкции
            Исламское возрождение: неошариат как политическая программа
            Светская революция: «управляемая демократия» как средний путь
            Исламский космополитизм как мировая сила
 

Эпилог Исламское наследие и современное сознание


    Моральное единство современного человечества
    Современные проблемы и отставание в развитии
    Новое мировоззрение и старое культурное наследие
    Наследие и современность
    Ислам в современном мире

Глоссарий арабских и других восточных терминов
Избранная библиография
Именной указатель

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.4 (18 votes)
Аватар пользователя esxatos

Другие книги ESXATOS