Ларше - Исцеление психических болезней

Исцеление психических болезней

Жан-Клод Ларше. Исцеление психических болезней

Серия: Православное богословие
Издательство Сретенского монастыря, 2008 г. 224 стр.  ISBN 978-5-7533-0176-5
 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 

ГЛАВА I Антропологические предпосылки: состав человеческой природы

 
Душа и тело
Дух, душа и тело
 

ГЛАВА II Безумие соматического происхождения

 
ГЛАВА III Безумие бесовского происхождения
Формы и причины
Христианское отношение к безумию
Лечение
 

ГЛАВА IV Безумие духовного происхождения

 
Психические болезни и духовные болезни Печаль. Нозология 
Первая причина: лишение желаемого
Вторая причина: гнев
Беспричинная печаль
Воздействие бесов Уныние. Нозология
Лечение печали
Лечение уныния
 

ГЛАВА V Особый вид безумия: юродство Христа ради

 
Юродивый, необразованный, простец, невинный
Притворное безумие
Библейские источники юродств
Первая причина юродства: смирение
Вторая причина юродства: отречение от этого мира
Уединение
Странничество
Нищета
Третья причина юродства: милосердие
Духовные предпосылки юродства Христа ради
Божественное призвание или личное призвание, подтвержденное Богом
Духовная жизнь, достигшая совершенства
Бесстрастие
Заключение

Книга известного православного богослова Жан-Клода Ларше посвящена христианскому опыту исцеления психических болезней.
Автор рассматривает физические, психические и духовные аспекты безумия, а также феномен "юродства во Христе" в широком контексте библейского и святоотеческого учения о человеке и данных современной медицины.

Предисловие

Психически больной всегда вызывал к себе самые противоречивые чувства, и отношение к нему менялось в зависимости от эпохи или общества и часто — в одном и том же обществе. Одни воспринимали его как посланца из другого мира, посредника между людьми и божеством, объект уважения и почитания, возвышая его до деятельности священника или достоинства пророка, а для других гораздо чаще он был недочеловеком, проводником или рабом темных сил, объектом притеснений и изгнания из общества, которое могло выразиться в его изоляции, заточении и даже физическом устранении.

Соответственно, природа и причина того, что мы обычно называем сегодня психическими болезнями, во все времена оставались трудноразрешимой проблемой.

Нельзя упускать из виду, что психические заболевания затрагивают, если не при своем возникновении, то по крайней мере в своих проявлениях и, в любом случае, в тех вопросах, которые (они-вызывают, три параметра человеческого естества — физический, психический и духовный, и происходит это более непосредственно, чем при телесных болезнях.

Однако эти три параметра редко учитывались вместе, когда их пытались объяснить. Обозревая историю «психиатрии» (понимаемой здесь в широком смысле), можно констатировать, что ей всегда было очень трудно интегрировать сразу три параметра, и поэтому она рано оказалась разделенной на течения, которые поочередно превалировали1. Современная психиатрия парадоксальным образом остается носительницей этих различий, вмещая гетерогенные и даже противоречивые теории и терапии. Классический учебник по психиатрии (Еу Н., Bernard Р., Brisset С. Manuel de psychiatrie) констатирует, что в настоящее время сосуществуют четыре основных типа теорий:

1) органомеханистические теории, полагающие, что психические болезни имеют органическое происхождение;

2) психодинамические теории о бессознательном патогенного характера, которые рассматривают психические болезни как проявление бессознательных сил (Фрейд и его ученики, Юнг);

3)социопсихогенные теории факторов среды, которые представляют психические болезни как исключительно психологические патологические реакции на неудачные или трудные ситуации (англо-саксонская школа, Павлов) или на трудности в общении, особенно в лоне семьи (Бейт-сон*, Вацлавик* * и школа Пало Альто);

4) динамические теории об органическом происхождении, которые считают, что психические болезни представляют собой распад психического существа, а эта дезорганизация обусловлена органическими факторами (Джексон, Жане, Эя).

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8 (3 votes)
Аватар пользователя Dmitry128