Гобри - Лютер

 Иван Гобри - Лютер – Серия биографий Жизнь замечательных людей
Мартин Лютер родился в Саксонии, в городе Эйслебене, 10 ноября 1483 года, около полуночи. Впрочем, уверенности относительно этой даты у нас нет.
 
Много лет спустя, когда Меланхтон расспрашивал старушку мать об этом событии, день она помнила точно, а вот насчет года сомневалась. Да и сам Лютер называл в качестве даты своего рождения иногда 1483, иногда 1484 год.
 
Основываясь на его словах, разные авторы, в том числе его ближайший сподвижник Меланхтон, склонялись скорее к последнему варианту.
 
Правда, руководствовались при этом они отнюдь не стремлением к исторической точности. Просто Меланхтон увлекался астрологией, а для доказательства исключительности судьбы его учителя более «подходящим» казалось расположение небесных светил в год от Рождества Христова 1484-й.
 
Вполне вероятно, что и Лютер впоследствии соглашался с этой датой по той же самой причине.
 
Однако в самой ранней юности, а затем и позже он решительно заявлял, что родился все-таки в 1483 году. То же самое, кстати сказать, утверждал и его брат Якоб.
 
Как бы там ни было, уже на следующий день ребенка окрестили в церкви святого Петра. Поскольку на 11 ноября выпадает день святого Мартина, то именно это имя и получил мальчик при крещении.
 

Иван Гобри - Лютер - Жизнь замечательных людей

 
Москва, издательство Молодая гвардия, 2000 г. — 513 с.
Серия биографий Жизнь замечательных людей
ISBN 5-235-02389-7
 

Иван Гобри - Лютер - Жизнь замечательных людей - Содержание

 
А. П. Левандовский. Биография — памфлет

Часть первая. В лоне Церкви (1483—1520)

  • 1. Безрадостное детство (1483—1501)  
  • 2. Эрфуртский студент (1501 — 1505)  
  • 3. Послушник (1505-1506)  
  • 4. Тайна Лютера  
  • 5. Великая скорбь (1506—1509)  
  • 6. Рим (1510-1511)
  • 7. Исцеление (1512-1516)  
  • 8. История одной индульгенции (1517)
  • 9. Конфликт (1518)
  • 10. Лавирование (январь—июль 1519)  
  • 11. Бунт (июль 1519 — июнь 1520)  

Часть вторая. Против Церкви (1520—1525)

  • 1. Знаменосец (июнь—август 1520)  
  • 2. Ересиарх (сентябрь 1520 — январь 1521)
  • 3. Вормсский рейхстаг (январь—апрель 1521)
  • 4. Духовный кризис (май 1521 — март 1522)  
  • 5. Раздавить гадину! (1522—1525)  
  • 6. Лед тронулся (1522—1525)
  • 7. Церковь Духа (1522— 1525)  
  • 8. Светская власть (1522—1525)  
  • 9. Крестьянская война (1524—1525)
  • 10. Эразм и Лютер
  • 11. Женитьба Лютера (1525)  

Часть третья. В другой Церкви (1526—1546)  

  • 1. Новая Церковь
  • 2. Примирение невозможно (1526—1530)  
  • 3. Адская полоса (1526—1531)  
  • 4. Внутренний раскол
  • 5. Под солнцем сатаны (1532—1542)
  • 6. Распад империи  
  • 7. Раскол христианства  
  • 8. Святая христианская Церковь  
  • 9. Реформа
  • 10. Последние годы (1543—1546)
  • 11. Символ Германии  
Хроника жизни Мартина Лютера и даты выхода в свет его основных трудов  
Библиография
 

Иван Гобри - Лютер - Жизнь замечательных людей - Биография

 
О Лютере написаны тысячи книг. И это неудивительно: человек, сумевший сокрушить безраздельно господствовавшую в течение более чем тысячелетия католическую церковь с ее главой — римским папой, проповедник, ставший создателем и первоапостолом новой религии — протестантизма, быстро овладевшего значительной частью населения Западной Европы, должен был представляться поколениям его адептов и последователей неким сверхчеловеком, Божьим посланцем наподобие Мухаммеда или Будды. Отсюда закономерно следует, что поток сочинений о Лютере, принадлежащих перу протестантских теологов и публицистов, — сплошной панегирик, иного быть и не могло.
 
Тем более интересно познакомиться с сочинением, вышедшим из противоположного лагеря, причем не с какой-то легковесной брошюркой, а с фундаментальным трудом историка-специалиста, кропотливого исследователя, стяжавшего славу воинствующего борца за чистоту католической веры. Разумеется, как бы нас ни уверяли в «объективности» и «беспристрастности» автора, лежащая перед нами книга — прежде всего памфлет, ставящий главной целью разбить «ухищрения» протестантов и показать «зловредность» Реформации Лютера, а в соответствии с этим и очернить до предела саму личность реформатора.
 
Обширный труд И. Гобри построен по четко продуманному плану. Он делится на три части, соответствующие, по мысли автора, трем этапам становления Лютера и его реформы. Часть первая посвящена «Лютеру до лютеранства» — формированию будущего врага католической церкви еще в лоне самой этой церкви. Часть вторая показывает перелом и разрыв с прошлым во имя новых сложившихся взглядов. Третья часть выявляет общие результаты как в личностном, так и в глобальном масштабах. Вот здесь-то и уместно подчеркнуть главное в специфике книги Гобри: личностный мотив на протяжении всех пятиста страниц его труда неизменно превалирует над объективной реальностью обстановки, в которой реформатору довелось действовать; иначе говоря, согласно автору выходит, что его герой, в силу чисто индивидуальных причин и не менее индивидуальных личных качеств, сумел поломать и осквернить естественный ход истории и ввергнуть Западную Европу в пучину длительных духовных (и не только духовных) бедствий, плачевные результаты которых не изжиты и по сей день.
 
Эта идея глубоко спрятана и не сразу высвечивается. Она тонет среди обильного материала, посвященного жизни общества, учебе и преподаванию в университетах, книгам, которые читали в августинском монастыре, и т. д. И тем не менее идею эту выудить можно, и даже не так уж сложно.
 
Если свести к основным чертам схему, которую Гобри выстроил на страницах своего труда, то она будет выглядеть следующим образом. Мартин Лютер родился и вырос в тягостной обстановке и в порочной среде. Его отец был уголовным преступником (убийцей) и калечил мальчика, безжалостно избивая его, что усугублялось отсутствием материнской ласки. В результате будущий реформатор с детских лет знал только страх, который постепенно трансформировался в ужас перед дьяволом и адом — чувство, которое, непрерывно возрастая, как бы пронизало всю психику Мартина. Ни учеба в университете, ни монастырь, куда он бежал, спасаясь от наваждения, не умиротворили душу юноши. Католическая церковь с ее таинствами и обрядами, не вдохновляла его, не вселяла веры; он не верил, что молитвами и постами можно обуздать грешную плоть и умилостивить нечистого. И, потеряв доверие к католической вере, Лютер пришел к выводу, что есть лишь один путь к спасению: радикально переделать существующую церковь! Вот, согласно Гобри, тот ключ, который дает объяснение Реформации!
 
Мартин Лютер, этот новый Давид, исходя исключительно из личных мотивов, сумел одними своими силами сокрушить могучего Голиафа и обратить в руины мощнейшую тысяче летнюю духовную корпорацию во главе с папой, кардиналами, епископами и аббатами! Разумеется, с точки зрения Гобри, этот неслыханный «подвиг» отнюдь не был благодеянием, наоборот, имел самые трагические последствия и для истории Церкви, и для истории Германии. Конечно, замечает автор, в существующей католической церкви были некоторые изъяны. Отдельные папы, к примеру Юлий II или Лев X, больше занимались меценатством и войнами, чем делами церковными, и кое-что подзапустили; но все это требовало реформы, а не коренной ломки. Лютер же вместо этого сокрушил Церковь в целом и заменил ее жалким гибридом, что привело Европу к расколу и нравственному обнищанию; сам же «Лже-Давид» превратился в «Виттенбергского папу», некоего авторитарного монстра, погрязшего в лицемерии, грубости, изощрявшегося в площадной ругани и предающего всех тех, кто некогда ему верно служил или оказывал поддержку.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 8.7 (3 votes)
Аватар пользователя warden