Гойтейн - Евреи и арабы

Шломо Дов Гойтейн - Евреи и арабы - Их связи на протяжении веков
Bibliotheca Judaica
Ближний Восток был колыбелью человеческой цивилизации и местом рождения трех монотеистических религий. Однако начиная примерно с 750 г. до н.э. свободно складывавшиеся нации Ближнего Востока были раздавлены и развеяны по ветру сокрушительным натиском имперских завоевателей: ассирийцев и неовавилонян, древних персов и греко-македонцев, римлян. Даже арабское завоевание Ближнего Востока не привело к формированию новых и прочных национальных государств.
 
По причинам, которые будут изложены в заключительной главе, арабы, распространив свой язык и религию на значительную часть Ближнего Востока, вскоре растворились среди народов, издревле населявших регион, и примерно с 900 г. н.э. ими стали управлять иноземные военные касты, в основном среднеазиатского или кавказского происхождения. На протяжении веков арабоязычные страны представляли собой некое колониальное пространство, где местное население не участвовало в управлении и чьи интересы не учитывались.
 
Хотя у великих колониальных империй есть свои достоинства, в целом история Ближнего Востока под властью различных чужеземных правителей была печальной. И современным государствам на Ближнем Востоке приходится преодолевать эту инерцию страдания, которое досталось им в наследство. Бедность, невежество и фанатизм до сих пор сильны. Однако в нашем поколении уже наметились фундаментальные сдвиги.
 

Шломо Дов Гойтейн - Евреи и арабы - Их связи на протяжении веков

Гешарим, 2001 Центр развития иудаики на русском языке, 
Еврейский университет в Иерусалиме, 2001 
ISBN 5-93273-024-2
 

Шломо Дов Гойтейн - Евреи и арабы - Их связи на протяжении веков - Содержание

Предисловие автора
  • Глава 1. Проблематика
    • 1.История еврейско-арабских отношений
    • 2.Государство Израиль и его арабское окружение
  • Глава 2. Правда об общем происхождении еврейского и арабского народов
  • Глава 3. Почему история этих двух народов пошла столь различными путями?
  • Глава 4. Еврейская традиция в исламе
  • Глава 5. Фактическое и юридическое положение евреев при арабском исламе
  • Глава 6. Экономическая трансформация и общинная реорганизация еврейского народа в исламские времена
  • Глава 7. Развитие культуры еврейского народа в период арабского владычества
    • 1.Участие евреев в средневековой цивилизации Ближнего Востока
    • 2.Лингвистические аспекты еврейско-арабского симбиоза
    • 3.Возникновение еврейской философии под мусульманским влиянием
    • 4.Мусульманский и еврейский мистицизм
    • 5.Расцвет еврейско-арабского симбиоза: еврейская поэзия средних веков
    • 6.Другие духовные контакты
  • Глава 8. Новое противостояние
    • 1.Упадок арабов и их новое появление на сцене
    • 2.Появление Израиля
    • 3.Культурные аспекты двух синхронных возрождений
    • 4.Дальнейшее развитие
Избранная библиография
Хронологическая таблица еврейской и арабской истории
Послесловие. Л. Трембовлер
Указатель
 

Шломо Дов Гойтейн - Евреи и арабы - Их связи на протяжении веков - Предисловие автора

 
Нет нужды доказывать необходимость книги об отношениях между евреями и арабами и о том, как они складывались на протяжении веков. Эти отношения столь сильно влияли на судьбы обоих народов, а в некоторой степени — и на общий ход истории, что по праву заслуживают серьезного изучения. Кроме того, знание их способствует лучшему пониманию проблем, которые встали перед Ближним Востоком в наши дни.
 
Не существует такого пособия ни по еврейской, ни по арабской истории, которое воссоздавало бы адекватную картину этих контактов, — а ведь они тянутся через многие века и затрагивают почти все стороны культуры. Большинство материалов разбросаны по многочисленным публикациям, а часть из них пришлось собирать напрямую из неопубликованных и неизданных источников.
 
Когда г-н С. Шокен, ранее издавший мою антологию «Сказания Страны царицы Савской», посвященную йеменским евреям, предложил мне написать книгу об истории социальных и культурных контактов между евреями и арабами, я согласился с энтузиазмом. Я уже около тридцати лет трудился в этой области — вначале в связи с широкомасштабными исследованиями мусульманской религиозной литературы и историографии, затем во время моего изучения восточной еврейской общины, в частности общины йеменских евреев, самых аутентичных евреев, живущих среди самых аутентичных арабов; и наконец, благодаря моей работе над Генизой, средневековыми документами, написанными еврейской графикой, но в основном на арабском языке. Эти мои изыскания по большей части носили специальный характер и были опубликованы на разных языках; их следовало свести воедино и подытожить. Данная книга открывала идеальную возможность для этого.
 
Книга «Евреи и арабы» была написана в 1954 г. и опубликована в 1955 г. Она выросла из курса лекций, поэтому сквозь все изложение проходит характерная интонация лектора, обращающегося к аудитории. Когда в 1964 г. весь тираж был распродан и потребовалось новое издание, решено было выпустить его в мягкой обложке, так как книга широко использовалась в колледжах и университетах. Поскольку в ней рассматривались проблемы общественных и культурных связей без привлечения аспектов политических и военных, при переиздании не потребовалось радикальных изменений или добавлений.
 
Некоторая модификация взглядов автора на еврейских современников пророка Мухаммада получила отражение в его книге "Studies in Islamic History and Institutions" [“Исследования в области исламской истории и институтов’’], New York, 1966. В1974 г., когда назрела необходимость нового издания, были внесены небольшие изменения в соответствии с течением времени и новыми подходами, обусловленными дальнейшим изучением проблемы. Однако основной текст остался неизменным, чтобы сохранить единство книги и настроение, преобладавшее в 1954 г., в сравнительно короткий отрезок времени, после того как Израиль и его соседи Ливан и Сирия обрели независимость, а Египет официально провозгласил революционные социальные перемены. Добавился новый раздел “Дальнейшее развитие”, целью которого было показать, как стародавние отношения между евреями и арабами видоизменились за последние годы.
 
Ш.Д. Гойтейн
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон