Христианство - pro et contra

Христианство: pro et contra, антология
Настоящая книга преимущественно культурологическая. Цель ее — выявить и систематизировать культурную реакцию на христианство. Задача — обозначить грани взаимодействия Благовестия и мира, неотъемлемыми сторонами которого выступают принятие и отторжение. В плане материала она конкретизируется через осмысление российского опыта и его репрезентацию в форме наиболее знаковых текстов, которые в совокупности охватывают прошлое и настоящее и побуждают читателя к размышлениям.
 
Россия — своеобразный ареал мировой культуры. В качестве самостоятельной цивилизации она входит в мировую историю довольно поздно, немногим более тысячи лет назад. Христианство к тому моменту уже прошло тысячелетнюю историю, пережив фазы зарождения, гонения и принятия, в результате чего были сформированы цивилизационные пространства европейского Востока и Запада. Своеобразие российского опыта может быть обозначено при условии выявления неких идентичностей в рецепции евангельского откровения.
 
Кроме того, всемирная история представляет собой наложение друг на друга нескольких временных потоков, в которых живут локальные культурно-исторические миры. Ритм жизни и стадии развития российской цивилизации не совпадают во времени даже с ближайшим историческим окружением. Эту историческую особенность также необходимо принимать во внимание. Цель нашей книги — выявить и презентовать читателю лишь основные моменты в эволюции отечественной рецепции христианства, обозначив общее и особенное в сравнении с мировым опытом.
 

Христианство: pro et contra, антология

2-е изд., испр. и доп.
Сост.: Д. К. Богатырев, А. М. Прилуцкий; вступ. статья Д. К. Богатырева
СПб.: РХГА, 2017. 1032 с.
(Русский Путь)
ISBN 978-5-88812-822-0
 

Христианство: pro et contra, антология - Содержание

От издателя
Д. К Богатырёв Новозаветное откровение во встречах с религиями и культурами
 
I ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ТЕКСТЫ
  • Повесть временных лет <Фрагменты>
  • Е. Е. Голубинский Сказание о посещении Руси апостолом Андреем <Фрагменты>
  • <Митрополит Иларион> Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона
  • <Нил Сорский> Предание старца Нила Пустынника своим ученикам; и всем полезно его иметь <Фрагмент>
  • Иосиф Волоцкий Просветитель <Фрагменты>
  • Стоглав <Фрагменты>
  • Повесть о новгородском Белом Клобуке 
  • <Протопоп Аввакум> Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения <Фрагменты>
  • Челобитная протопопа Аввакума <Фрагменты>
  • Павел Алеппский Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву> <Фрагменты>
  • Сигизмунд Герберштейн <Религия русских>
  • Де ла Невилл Любопытные и новые известия о Московии <Фрагменты>
  • Адам Олеарий Описание путешествия в Московию <Фрагменты>
  • А. С. Хорошев «Батыевщина» и церковная проповедь непротивления
  • Пер-Арне Бодин Взгляд на русскую церковь в Швеции эпохи великодержавия
  • Духовный Регламент 1721 года <Фрагменты>
  • <Пространный Катехизис митрополита Филарета Дроздова>
  • Определение Святейшего Синода, от 20-22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной Греко-российской Церкви о графе Льве Толстом
  • Послание святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании большевиков
  • Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о признании им советской власти
  • Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их
II ФИЛОСОФСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
  • Я. Чаадаев Философические письма. Письмо первое <Фрагмент>
  • А. С. Хомяков Церковь одна (Опыт катехизического изложения учения о Церкви)
  • П. Д. Юркевич Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия <Фрагмент>
  • Н. Толстой Христианское учение <Фрагменты>
  • B. С. Соловьев Россия и Вселенская Церковь <Фрагменты>
  • Г. П, Федотов Трагедия древнерусской святости
  • C. Л. Франк Духовная пустота и встреча с живым Богом
  • И. А. Ильин
    • О духовном компромиссе
    • Об очищении души
  • Н. А. Бердяев
    • Коммунизм и христианство
    • Христианство и история
    • О христианской истории и историческом христианстве
  • В. В. Розанов Люди лунного света (Метафизика христианства) <Фрагмент>
  • О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира
  • П. А. Флоренский Записка о христианстве и культуре
  • А. В. Луначарский Христианство или коммунизм. Диспут с митрополитом А . Введенским
IІІ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ
  • А. Н. Радищев Путешествие из Петербурга в Москву <Фрагменты>
  • А. И. Герцен Былое и думы <Фрагмент>
  • М. Е. Салтыков-Щедрин История одного города <Фрагменты>
  • Ф. М. Достоевский
    • Дневник писателя. 1876 год. Глава вторая <Фрагмент>
    • Дневник писателя. 1877 год. Глава первая <Фрагмент>
    • Дневник писателя. 1873 год <Фрагмент>
    • Дневник писателя. 1880 год <Фрагменты>
  • А. И. Куприн Анафема
IV РЕЛИГИЯ, ХРИСТИАНСТВО, ЦЕРКОВЬ В ДИСКУРСАХ СОВЕТСКОГО АТЕИЗМА
  • В. И. Ленин
    • Отношение социалистического государства и коммунистической партии к религии и церкви. Полное отделение церкви от государства — требование пролетариата
    • Религия не есть частное дело по отношению к рабочей партии
    • Атеистическая пропаганда должна быть подчинена борьбе за уничтожение социальных корней религии
    • Об отношении рабочей партии к религии
    • Система атеистического воспитания трудящихся. Организация широкой антирелигиозной пропаганды
    • Воинствующий атеизм и материализм
  • О. М. Фрейденберг Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии)
  • Ем. Ярославский
    • Библия для верующих и неверующих <Фрагменты>
    • История и теория атеизма <Фрагменты>
  • А. Ф. Горин Критика православного учения о нравственном идеале (Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. 1970 г.) <Фрагмент>
  • Г. П. Щепин Методологические проблемы научной критики Библии и библиолатрии (Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. 1981 г.) <Фрагмент>
  • Ю. П. Лунгу Научно-техническая революция и формирование атеистической убежденности (Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. 1974 г.) <Фрагмент>
  • А. А. Кусакин Становление и развитие массового атеизма на Дальнем Востоке СССР (Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. 1983 г.) <Фрагмент>
  • А. А. Осипов Откровенный разговор с верующими и неверующими.Размышления бывшего богослова
  • Н. С. Гордиенко Атеизм и религия в современной борьбе идей. Критика клерикального антикоммунизма <Фрагмент>
  • Л. Н. Семашко К анализу содержания понятия «эффективность» атеистического воспитания»
  • С. И. Шевченко Из опыта атеистического воспитания молодежи
  • A . А. Гайдис
    • Особенности эволюции католического клерикального антикоммунизма
    • Исторический материализм. Учебник для Высших партийных школ <Фрагмент>
ПРИЛОЖЕНИЕ
  • B. Н. Захаров Русская литература и христианство
  • И. А. Есаулов Религиозный вектор советской культуры
  • C. Л. Фирсов Христианство и Русская Православная Церковь в посткоммунистической России: новые вызовы и старые проблемы
  • В. Ю. Лебедев Модернизм в христианстве
  • Ф. Н. Козырев Христианство и половой вопрос
  • Д. А. Головушкин Христианский фундаментализм: концептуально-терминологическое пространство дискурса
  • А. М. Прилуцкий Христианство в постконфессиональном мире
Комментарии
Указатель имен
 

Христианство: pro et contra, антология - Дорогой читатель!

 
Дорогой читатель, Вы держите в руках очередную антологию серии «Русский Путь» — «Христианство: pro et contra». Она выделяется из общего ряда изданий серии. Во-первых, число публикаций «Русского Пути» превысило отметку в 100 томов, это своеобразный юбилей.
 
Во-вторых, книга не совсем обычна в тематическом плане. «Русский Путь» открылся в 1994 году антологией «Н. А. Бердяев: pro et contra», и в дальнейшем подавляющее большинство изданий серии были посвящены персоналиям. Сначала это были творцы отечественной культуры — философы, писатели, государствен но-политические деятели. Позднее предметом стала российская рефлексия зарубежных персоналий (Платона, Данте, Сервантеса, Паскаля, Руссо, Ницше и др.). Однако важнейшей задачей серии нам представляется переход от персоналий к реалиям. В числе таковых — конфессии, формы государственности, идеологии, универсалии культуры. Работа в этом направлении ведётся. Опубликованы книги, посвящённые культурологической рефлексии христианских конфессий — православию, католицизму и протестантизму.
 
Идёт работа над антологиями по ключевым идеологиям — либерализму, социализму, национализму и консерватизму («Анархизм: pro et contra» уже опубликован). При подцержке Российского научного фонда (РНФ) организована подготовка книг, каждая из которых посвящена социокультурным рефлексиям важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, буддизма, христианства и ислама. Первая, отображающая отношение к христианству в истории российской цивилизации, перед Вами. В данном случае речь идёт не о конфессиональном разнообразии внутри христианства, а о рефлексии более фундаментальной, собственно религиозной идентичности. В том же ключе предполагается выстроить и книги об иудаизме, буддизме и исламе, чтобы они дополняли друг друга, создавая целостную картину восприятия религиозных влияний в российской культуре.
 
В-третьих, антологию можно рассматривать как попытку культурологического осмысления того, что не вписывается в ряд обычных явлений истории и культуры. Христианство — по крайне мере, с точки зрения самих христиан — метаисторично. Христианство — это вечность, раскрывающаяся во времени. Перед нами противоречие, которое также можно назвать антиномией или парадоксом. Богословие претендует на то, что может, зная сокровенную Истину, осмысливать и оценивать время и историю с точки зрения вечности — sub specie aeternitaties. Наш подход скромнее, он нацелен на выявление реакций культурной среды — как положительных, так и отрицательных. Этим обусловлен вполне соответствующий методологии исследования подзаголовок книги — «pro et contra».
 
Тем не менее книга подготовлена в РХГА. Поэтому, предваряя вопросы о самой возможности публикаций аргументов «contra» по отношению к христианству в издательстве ВУЗа, декларирующего приверженность христианским ценностям, отметим следующее. Истина христианства невместима без остатка никаким отдельным народом, никакой определённой культурой. Аргументы «против» были, есть и будут. В отношении фундаментальных вопросов веры у нас нет доказательств истинности, но имеются аргументы в пользу, которые человек свободно отвергает или принимает, руководствуясь при этом и разумом, и сердцем. Вера должна быть зрячей, в этом её принципиальное отличие от мифологической или идеологической убеждённости. В нашей стране, к сожалению, слишком долго поднимали на щит веру «простую», «не книжную», «детскую». Закончилось всё, как известно, большевистской катастрофой. Структура настоящей антологии соответствует основным эпохам восприятия христианства в России. Долгое время Россия была православным царством. Секуляризация привела в конце концов к относительно короткому периоду диктатуры государственного атеизма. Ныне мы живём в ситуации, которую можно оценить как постсекулярную.
 
Сложности формирования раздела «рго» были связаны с обилием интересных текстов, а раздела «contra», напротив, с малочисленностью таковых. Российская культура пока ещё не породила оригинальной противохристианской аргументации. Критика христианства имела в большей степени «практический» характер. Христианские и противохристианские мотивы, имевшие место в русской и советской художественной литературе, получили отражение в аналитических статьях современных исследователей. Современный дискурс дан абрисно, более подробно его, как и материалы других разделов антологии, планируется представить на сайте по адресу: URL: http://religio.rhga.ru/.
 
Современный этап исторического развития России характеризуется стремлением обрести новую культурную идентичность в новых геополитических условиях. В стране и в мире меняется отношение к христианству и к религии в целом. Отношение к Абсолютному выступает важнейшим элементом культурной идентичности, в какого Бога верит человек, таков он сам и есть. История, с одной стороны, не повторяется в смысле конкретных событий и процессов, а с другой стороны, периодически воспроизводит в обновлённых условиях некие парадигмальные, или матричные, установки мысли и действия. Вопрос об отношении к христианству является ключевым в формировании новой российской идентичности. Мы рассматриваем данную книгу как наш посильный вклад в тот «творческий консерватизм», о важности которого для судьбы России писали русские философы и богословы.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя Андрон