Космос и Душа

Космос и Душа
В сборнике «Космос и Душа» рассматриваются античные и средне­вековые учения о человеке, мире и Боге. Книгу составили исследования ведущих специалистов в области истории философии и науки. Публи­куются новые переводы трактатов Аристотеля, Фемистия, Александра Афродисийского, Плотина, Оригена, Максима Исповедника, Фомы Аквинского, Роберта Гроссетеста. Все они подробно откомментированы.
 

КОСМОС И ДУША - Выпуск 1 - Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века - исследования и переводы

Общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. -880 с.
ISBN 5-89826-242-3
 

КОСМОС И ДУША -  Выпуск 1 - Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века - Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
КОСМОС
  • Гайденко П. Д. Натурфилософия Аристотеля
  • Проблема непрерывности и ее решение
  • Понятие бесконечного
  • Понятие «места» и проблема пространства
  • Понятие времени. Время как число движения
  • Соотношение математики и физики
  • Аристотель как биолог
  • Месяц С. В. Дискуссии об эфире в Античности
  • Предыстория
  • Эфирная теория Аристотеля
  • После Аристотеля
  • Ксенарх. «Против пятой сущности»
  • Александр Афродисийский
  • Отношение к пятому элементу в платонизме
  • Синтез Прокла
  • КСЕНАРХ СЕЛЕВКИЙСКИЙ. Против пятой сущности
  • АЛЕКСАНДР А ФРОДИСИЙСКИЙ. [Ответы на возражения Ксенарха]
  • АТТИК. Против пытающихся толковать Платона через Аристотеля
  • Шишков А. М К переводу трактатов Роберта Гроссетеста
  • РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ О линиях, углах и фигурах, или О преломлении и отражениях лучей
  • О цвете
  • Почему человек есть малый мир
ЕДИНСТВО И МНОЖЕСТВЕННОСТЬ
  • Нарбонн Ж.-М. Аристотель и зло
  • Петров В. В. «О трудностях» XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
  • О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия
  • «Затруднение» X (фрагменты 1105С - 1116D, 1193D - 1196В)
  • Почему плоть — облако и покрывало
  • Как возникает наслаждение
  • Каковы и сколько у души движений
  • Иное рассмотрение превзойденной святыми вещественной двойственности, и что есть единство, умозримое в Троице
  • «Затруднение» XLI (фрагмент 1304D - 1313В)
  • Бородай Т. Ю. Мир как множество
ФОМА АКВИНСКИЙ
  • Сумма против язычников (том II, главы 39-46)
  • [О многообразии тварей]
  • Гл. 39. О том, что различие вещей не случайно
  • Гл. 40. О том, что материя не является первой причиной различия вещей
  • Гл. 41.0 том, что вещи различны не из-за противоположных действующих причин
  • Гл. 42. О том, что первопричина различия вещей — это не порядок вторичных действующих причин
  • Гл. 43. О том, что различие вещей не создано одной из вторичных действующих причин, которая вводит в материю разные формы
  • Гл. 44. О том, что различие вещей произошло не от разницы заслуг или прегрешений
  • Гл. 45. Какова истинная первопричина различия вещей
  • Гл. 46. О том, что для совершенства вселенной некоторые твари должны были быть мыслящими
КОСМОС И ДУША
  • Гайденко Я. П. Понятие времени в Античности и в Средние века
  • Боэций о времени и вечности
  • Дионисий Ареопагит, его схолиасты и Максим Исповедник: «вечность», «века», «время»
  • Ансельм Кентерберийский: вечность есть целое
  • Фома Аквинский: «Вечность — это и есть сам Бог»
  • Теология истории Иоахима Флорского
  • Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании»
АРИСТОТЕЛЬ
  • О памяти и припоминании
  • Солопова М. А. Фемистий и его комментарий к «О душе» Аристотеля
ФЕМИСТИЙ
  • Комментарий к «О душе» Аристотеля (книга II, главы 1-2)
  • Бородай Т. Ю. Плотин о природе
  • Природа как неразумная энергия Мировой Души
  • Космос: природа как совокупность сущего в пространстве и времени
  • Плотин как критик гностиков
ПЛОТИН
  • Против гностиков (против тех, кто утверждает, будто творец мира зол и мир плох) [33. II, 9]
  • Шичалин Ю. А. Трактат Плотина «О природе, созерцании и едином» [30. III, 8] и Аристотель
  • Общий контекст и полемическая направленность трактата
  • Подступ к рассуждению о созерцании и содержание трактата
  • Природа
  • Аристотель, созерцание и природа
  • Аристотель, созерцание и единое
  • План трактата
ПЛОТИН
  • О природе, созерцании и едином [30. III, 8]
  • Шичалин Ю. А. Душа и космос в 10-11 [V, 1-2] трактатах Плотина
  • Душа и космос в первых девяти трактатах
  • Душа и космос в 10. V, 1-2
  • Появление космоса в трактате «О промысле» (47. III, 2)
  • Ум-парадигма и ум-демиург
  • Роль души в создании мира
  • Душа как логическая необходимость
  • Душа — материя ума
  • Заключение
  • План трактатов 10-11
  • О трех начальных сущностях (/0. V, 1)
  • О возникновении и порядке того, что вслед за первым (//. V, 2)
ДУША И ТЕЛО
  • Петров В. В. Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции
  • Петров В. В. Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта
ДУША И УМ
  • Гайденко В. П. О двух трактатах, относящихся к кругу Фомы Аквинского
  • О природе слова, [рождаемого] интеллектом
  • Что такое слово
  • Как рождается слово
  • Об интеллекте и умопостигаемом
КОСМОС И АБСОЛЮТ
  • Серегин А. В. «О началах» 1,4, 3-5 и оригеновское понимание вечности творения
ОРИГЕН. О началах 1,4, 3-5
  • Месяц С В. Трансформация античного понимания Абсолюта в христианском богословии IV века
  • АВТОРЫ СБОРНИКА
  • CONTENTS
 
космос и душа - выпуск 2

Космос и душа - Выпуск второй - Учения о природе мышлении в Античности, Средние века и Новое время - Исследования и переводы

Под ред. А.В. Серёгина. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 272 с.
ISBN 978-5-89826-332-4
 

Космос и душа - Выпуск второй - Учения о природе мышлении в Античности, Средние века и Новое время - Исследования и переводы - Содержание

Предисловие
  • Визгин В.П. Латентные константы в демокритовском учении о множестве миров
  • Месяц СВ. Учение Платона об идеях-числах
  • Приложение. Избранные свидетельства об устном учении
  • Шичалин Ю.А. Об умопостигаемой материи у Плотина
  • Приложение. Плотин. О материи (О двух материях)
  • Волкова Н.П. Плотин о сущности и причине зла
  • Серёгин А.В. Свобода и онтология морального зла в теодицее Оригена
  • Приложение. Ориген Из «Комментария на Псалмы» (Добротолюбие, 26)
  • Петрова М.С Платонизм у Макробия
  • Петров В.В. Мыслительный гимн и возводящая молитва у Дионисия Ареопагита и его предшественников-неоплатоников
  • Гайденко П.П. Понимание природы и трактовка естествознания в Средние века
  • Воскобойников О.С, Соколов П.В. «Стяжавший с небес душу Платона»: механика Творения у Теодориха Шартрского
  • Теодорих Шартрский. Трактат о шести днях творения
  • Эпитафия Теодориху Шартрскому
  • Вдовина Г.В. Трактат Роджера Бэкона «О знаках»
  • Роджер Бэкон. О знаках
  • Иванов В.Л. Интенсивная величина совершенства: Бесконечность как существенное понятие в теологии и философии Иоанна Дунса Скота
  • Зубов В. П. Из прошлого атомистической теории (Атомистика и химия в XVII в.)
  • Вдовина Г.В. Проблемы семиотики в схоластике XVII в
  • Педро Уртадо де Мендоса. SJ Всеобщая философия (Семиотические фрагменты)
  • Вдовина Г.В. Истина как семиотическое понятие в схоластике XVII в.
Список сокращений
Авторы сборника
 

Космос и душа - Выпуск второй - Учения о природе мышлении в Античности, Средние века и Новое время - ПРЕДИСЛОВИЕ

 
В состав данного сборника входят научно-исследовательские работы, созданные членами сектора философских проблем истории науки Института философии РАН и рядом приглашенных исследователей. С этой точки зрения, как, впрочем, и в тематическом и методологическом отношении, настоящее издание можно считать продолжением и развитием традиции, начатой такими книгами, как «Философия природы в Античности и в Средние века» и «Космос и душа».
 
Одна из базовых методологических установок, сохраненных и в этой новой книге, - это убеждение в том, что философские истоки европейской науки, формировавшиеся в эпоху Античности и Средневековья, нельзя понять вне самого широкого культурного контекста, включающего в себя античную и средневековую метафизику, психологию, логику, теологию, эпистемологию и т.д. Причина этого прежде всего в том, что в ту эпоху не существовало столь же четкого водораздела между наукой, философией и богословием, как в наши дни.
 
В работах сборника можно видеть, к примеру, как платоновская теория идей оказывается теснейшим образом связана с математическим дискурсом, а постановка проблемы зла как у языческих, так и у христианских авторов вытекает из чисто онтологических предпосылок, лежащих в основе их космологии (теория причинности, концепция «тварного» бытия) и т.п. Не менее важным для практикуемого в этой книге подхода является восприятие Античности и Средневековья как своего рода единого духовного «континуума», в контексте которого, несмотря на все интеллектуальные трансформации и перевороты, сколь бы глубокими и радикальными они ни были, все же сохранялась неразрывная преемственность живой традиции, общность тем, понятий, проблем и методов мысли. Этот духовный «континуум» в значительной степени продолжал существовать и в более поздние эпохи, включая и раннее Новое время.
 
Именно по этой причине мы решили расширить хронологические рамки данного сборника сравнительно с предыдущим и включить в него ряд работ, тематически охватывающих традицию европейской мысли XVII в. Другая новая черта нынешнего издания состоит в том, что мы сочли уместным не ограничивать его тематику исключительно вопросами, так или иначе касающимися философских предпосылок естественнонаучного дискурса. Современные гуманитарные дисциплины (в частности, семиотика) в рассматриваемые нами эпохи также имели свою предысторию, представляющую собой интересный и в значительной степени малоизученный аспект европейской интеллектуальной истории. Особо надо отметить тот факт, что в сборник входят новые русские переводы как классиков, так и менее известных широкой публике представителей европейской мысли (Ориген, Плотин, Теодорих (Тьерри) Шартрский, Роджер Бэкон, Педро Уртадо де Мендоса).
 
Л.В. Серёгин
 
2014-08-02
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9 (9 votes)
Аватар пользователя esxatos