Лосский, Бердяев – От мессианства до нигилизма. Чем жив русский народ

Николай Лосский, Николай Бердяев – От мессианства до нигилизма. Чем жив русский народ
Серия – «Классика русской идеи»

Не раз уже указывали на то, что в судьбе России огромное значение имели факторы географические, ее положение на земле, ее необъятные пространства. Географическое положение России было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства. На русских равнинах должен был образоваться великий Востоко-Запад, объединенное и организованное государственное целое.
 
Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа. Размеры русского государства ставили русскому народу почти непосильные задачи, держали русский народ в непомерном напряжении. И в огромном деле создания и охранения своего государства русский народ истощал свои силы.
 
Требования государства слишком мало оставляли свободного избытка сил. Вся внешняя деятельность русского человека шла на службу государству. И это наложило безрадостную печать на жизнь русского человека. Русские почти не умеют радоваться. Нет у русских людей творческой игры сил. Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности.
 

Николай Лосский, Николай Бердяев – От мессианства до нигилизма. Чем жив русский народ

Издательство – «Алгоритм» – 256 с.
Москва – 2017 г.
ISBN 978-5-906995-20-9
 

Николай Лосский, Николай Бердяев – От мессианства до нигилизма. Чем жив русский народ – Содержание

Н.А. Бердяев – Россия и русские
  • О власти пространств над русской душой
  • Об опасности централизма
  • О душе России
  • Может ли русский человек быть честным?
  • Об отношении русских к идеям
  • Русский империализм
  • Мессианское сознание русских
  • Русская и польская душа
Н.А. Бердяев Русская революция
  • Русский нигилизм
  • Добролюбов, Чернышевский, Писарев
  • Нечаев и «Бесы»
  • Бакунин и анархизм
  • Русский марксизм
  • Ленин
  • Большевизм
  • Сталин и сталинизм
Н.О. Лосский Русский народ
  • Русский максимализм
  • Русская лень и необязательность
  • Недостаток культуры
  • Русские нигилизм и хулиганство
  • Свободолюбие
  • Доброта русского народа
  • Жестокость
  • Даровитость русского народа
  • Русский мессианизм
  • Ленин как «мессия»
  • Заключение
Приложение
 

Николай Лосский, Николай Бердяев – От мессианства до нигилизма. Чем жив русский народ – Русский нигилизм

 
Нигилизм есть характерно русское явление, в такой форме неизвестное Западной Европе. В узком смысле нигилизмом называется эмансипационное умственное движение 1860-х годов и его главным идеологом признается Писарев. Тип русского нигилиста был изображен Тургеневым в образе Базарова. Но в действительности нигилизм есть явление гораздо более широкие, чем писаревщина, его можно найти в подпочве русских социальных движений, хотя нигилизм сам по себе не был социальным движением. Нигилистические основы есть у Ленина, хотя он и жил в другую эпоху. Мы все нигилисты, говорил Достоевский. Русский нигилизм отрицал Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности. И тем не менее нигилизм нужно признать религиозным феноменом.
 
Возник он на духовной почве православия, он мог возникнуть лишь в душе получившей православную формацию. Это есть вывернутая наизнанку православная аскеза, безблагодатная аскеза. В основе русского нигилизма, взятого в чистоте и глубине, лежит православное мироотрицание, ощущение мира лежащия во зле, признание греховности всякого богатства и роскоши жизни, всякого творческого избытка в искусстве, в мысли. Подобный православной аскетике нигилизм был индивидуалистическим движением, но также был направлен против творческой полноты и богатства жизни человеческой индивидуальности. Нигилизм считает греховной роскошью не только искусство, метафизику, духовные ценности, но и религию.
 
Все силы должны быть отданы на эмансипацию земного человека, эмансипацию трудового народа от непомерных страданий, на создание условий счастливой жизни, на уничтожение суеверий и предрассудков, условных норм и возвышенных идей, порабощающих человека и мешающих его счастью. Это — единое на потребу, все остальное от лукавого. В умственной сфере нужно аскетически довольствоваться естественными науками, которые разрушают старые верования, низвергают предрассудки, и политической экономией, которая учит организации более справедливого социального строя. Нигилизм есть негатив русской апокалиптичности. Он есть восстание против неправды истории, против лжи цивилизации, требование, чтобы история кончилась и началась совершенно новая, вне истореская или сверхисторическая жизнь.
 
Нигилизм есть требование оголения, совлечения с себя всех культурных покровов, превращение в ничто всех исторических традиций, эмансипация натурального человека, на которого не будет более налагаться никаких оков. Умственный аскетизм нигилизма нашел себе выражение в материализме, более утонченная философия была объявлена грехом. Русские нигилисты 60-х годов — я имею в виду не только Писарева, но и Чернышевского, Добролюбова и др, — были русскими просветителями, они объявили борьбу всем историческим традициям, они противополагали «разум», существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat librarian