Матрусов - Каноны: правила Церкви и правила жизни

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Иеродиакон Григорий - Матрусов - Каноны: правила Церкви и правила жизни - Проблемы и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви
Монография иеродиакона Григория (Матрусова) посвящена самой острой и самой важной, по нашему мнению, проблеме жизнеспасительной деятельности Православной Церкви — проблеме применения церковных канонов в современных социально-общественных условиях.
Суть этой проблемы обусловлена следующими положениями и факторами:
— каноническое, или церковное право является, по единодушному утверждению выдающихся церковных ученых и иерархов, выражением догматической составляющей православного вероучения и поэтому в основе своей не может подвергаться изменениям;
— однако базовые каноны (около 780 правил) были сформулированы и соборно узаконены в первом тысячелетии в принципиально иных, нежели сейчас, условиях жизни Церкви, общества и человека, и потому немалая часть канонов в настоящее время практически не используется;
— принципы применения или неприменения канонов в современной церковной жизни неоднозначны, не универсальны, точнее, можно говорить, об отсутствии четко сформулированных алгоритмов применения церковных правил в настоящее время.
 

Иеродиакон Григорий - Матрусов - Каноны: правила Церкви и правила жизни - Проблемы и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви

М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2017. — 416 с.
ISBN 978-5-87389-065-1
 

Иеродиакон Григорий - Матрусов - Каноны: правила Церкви и правила жизни – Оглавление

Предисловие
Введение
Объект исследования
Предмет исследования
Современное состояние исследуемого вопроса
Новизна исследования
Методология
Структура монографии
Раздел I. Краткий обзор и анализ источников и сборников церковно-канонического права Православной Церкви
Глава I. Краткий обзор и анализ источников церковного права Православной Церкви
1.1. Первые три века
1.1.1. Новый Завет и раннехристианская письменность
1.1.2. Деятельность первых церковных соборов
1.2. Эпоха Вселенских Соборов (IV—VIII вв.)
1.2.1. Правила святых апостолов
1.2.2. Правила Вселенских Соборов
1.2.3. Правила Поместных Соборов
1.2.4. Правила святых отцов
1.3. Эпоха после Вселенских Соборов
Глава II. Краткий обзор и анализ сборников канонического права Православной Церкви
II. 1. Общие замечания
II.2. Канонические сборники в первом тысячелетии
II.2.1. «Апостольские постановления»
II.2.2. Восточные сборники
II.2.3. Западные сборники
II.2.4. Африканские сборники
II.3. Основные православные сборники канонического права во втором тысячелетии
II.3.1. Алфавитная Синтагма Матфея Властаря (Σύνταγμα κατά στοιχεῖον)
II.3.2. Пидалион (Πηδάλιον)
II.3.3. Кормчая книга
II.3.4. Афинская синтагма
II.3.5. Книга правил
II.3.6. Труды святого равноапостольного Мефодия, просветителя славян (IX в.)
Выводы I Раздела
Раздел II. Концептуально-методологический подход исследования и принципы систематизации канонов
Глава III. Концептуально-методологический подход исследования. Церковное право в структуре Православной Церкви
Глава IV. Принципы и подходы систематизации канонов
Выводы II Раздела
Раздел III. Богословские и практические проблемы использования канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви
Глава V. Практическое значение канонов первого тысячелетия и проблемы их использования в современной жизни Православной Церкви
Глава VI. Об обязательности и неизменяемости канонов и факторах, их обусловливающих
VI.1. Богодухновенность канонов
VI.2. Паралелли между церковным правом и литургикой в отношении соблюдения их законов и норм в настоящее время
VI.3. Каноническое основание неизменности церковных правил и церковная традиция Византии
VI.4. Аллегорическое сравнение канонического наследия Православной Церкви
VI.5. Духовное значение святых канонов
Глава VII. Анализ общих причин неприменяемости некоторых канонов
VII.1. Антиномия: обязательность применения — невозможность применения церковных правил
VII.2. Теоретическое обоснование невозможности применения некоторых канонов и целесообразности изменения отдельных из них
Глава VIII. Анализ противоречий между каноническими правилами и современной практикой церковной жизни
VIII.1. Примеры расхождения церковных правил с реалиям современной церковной жизни
VIII.2. Примеры неупотребляемости канонов по историческим причинам
Глава IX. О некоторых актуальных практических вопросах канонического права в современной Православной Церкви
Глава X. О неразумном применении канонических правил (пример из современной церковной жизни)
Глава XI. Кодификация и другие направления решения насущных проблем церковного права в Православной Церкви
XI.1. Кодификация церковного права
XI.2. Другие возможные направления решения проблем церковного права
XI.3. Lacuna legis церковного законодательства Православной Церкви в начале третьего тысячелетия
Выводы III Раздела
Раздел IV. Предлагаемая систематизация канонов первого тысячелетия
Глава XII. Методологические принципы систематизации канонов на основе метода эмпирического обобщения
Глава XIII. Группа 1. Каноны, содержащие или конкретизирующие основные церковно-догматические постулаты и принципы Православия
XIII.1. Экклезиологические каноны. Церковное управление
XIII.2. Епископы. Церковный суд
XIII.3. Епархиальное управление
XIII.4. Клирики. Правила, касающиеся духовенства
ХIII.4.1. Правила дисциплинарные, касающиеся духовенства
XIII.5. Правила, касающиеся кандидатов в духовенство
XIII.6. Таинства
ХIII.6.1. Крещение
ХIII.6.2. Миропомазание
XIII.6.3 Литургия
XIII.6.4. Брак
XIII.6.4.1 Препятствия к браку
XIII.6.5. Исповедь. Покаяние
XIII.7. Охранение чистоты веры
XIII.7.1. Догматические каноны
XIII.8. Дисциплинарные каноны, касающиеся мирян
XIII.9. Общецерковные правила
ХIII.9.1. Богослужение
ХIII.9.2. Священное Писание. Священное Предание
ХIII.9.3. Священные изображения
XIII.9.4. Пост
ХIII.9.5. Церковное имущество
XIII.9.6. Пасха
XIII.10. Монашествующие
XIII.11. Церковное Право. Каноны
XIII.12. Нравственность. Основы христианской жизни
XIII.13. Храм. Алтарь
Глава XIV. Группа 2. Каноны, ныне не используемые, но требующие специального анализа возможности их применения
XIV.1 Группа 2.А. Каноны, в которых заложен тот или иной важный канонический или экклезиологический принцип
XIV.1.1. Дисциплина. Нравственность
XIV.1.2. Литургика
XIV 1.3. Охранение чистоты веры
XIVI.4. Клирики
XIVI.5. Церковное устройство. Церковное управление
XIVI.6. Монахи
XIVI.7. Крещение
XIV.1.8. Миряне
XIVI.9. Храм. Церковное имущество
XIVI. 10. Общие
XIV.1.11. Церковная молитва. Причастие
XIVI.12. Воссоединение с Православием
XIV.1.13. Пост
XIV.1.14. Покаяние
XIV.1.15. Церковный суд
XIVI. 16. Брак
XIV.2. Группа 2.Б. Каноны, являющиеся источником для консультации по разным вопросам церковной жизни
XIV.2.1. Духовенство
XIV.2.2. Монашествующие
XIV.2.3. Дисциплинарные каноны
XIV.2.3.1. Дисциплина мирян
XIV.2.3.2. Дисциплина монашествующих
XIV.3. Группа 2.В. Каноны, применение которых возможно или желательно восстановить
Глава XV. Группа 3. Каноны, не употребляемые в современной Православной Церкви из-за их неактуальности
XV.1. Изменившиеся исторические и социальные условия
XV.2. Дисциплинарные каноны, имеющие исторический характер
XV.3. Охранение веры
XV.4. Другие причины. Позднейшие нормы изменяют норму
XV.5. Литургика
XV.6. Клирики
XV.7. Монашествующие
XV.8. Крещение
XV.9. Брак
XV.10. Церковное имущество
XVII. Церковное управление
XV.12. Церковный суд
XV.13. Раскольники. Еретики
XV.14. Имеющие частный, исторический характер
Выводы IV Раздела
Заключение
Сокращения
Библиография
Приложение 1. Пример систематизации канонов на основании принадлежности к разным «сферам жизнедеятельности» Церкви
Приложение 2. Указатель канонов: нахождение канонов в IV Разделе монографии
Именной указатель
 

Иеродиакон Григорий - Матрусов - Каноны: правила Церкви и правила жизни – VIII.1 Примеры расхождения церковных правил с реалиями современной церковной жизни

 
Итак, рассмотрим достаточно яркие и типичные, на наш взгляд, противоречия канонических правил с практикой церковной жизни:
— 5-е Апостольское правило подвергает наказанию епископа, «изгоняющего жену под видом благочестия».
На Трулльском соборе это правило было отменено, и был учрежден безбрачный епископат. (Трул. 12)
— 6-е Апостольское правило говорит о недопустимости «мирских попечений» для клирика.
Несмотря на это, известны многочисленные случаи, когда священники совмещали или совмещают церковное служение с обычной работой, которое может быть интерпретировано как «мирское попечение».
— 8-е Апостольское правило обязывает клирика, который не причащается, объяснить причину, чтобы не бросить тень на совершающего Таинство предстоятеля.
На практике нам неизвестно, чтобы это правило употреблялось, и непричащающийся клирик из-за необьяснения причины подвергался бы наказанию.
— 9-е Апостольское правило подвергает наказанию мирян, которые будучи на Литургии, «не пребывают на молитве и святом причащении до конца».
Данное правило не применяется вовсе.
 
— 29-е и 30-е Апостольские правила, которые затем вновь подтверждались почти на каждом Вселенском Соборе, подвергают строгим наказаниям рукоположенных за деньги или через «мирских начальников».
Сам факт того, что эти правила многократно переиздавались, свидетельствует о «живучести» этой болезни в Церкви. Однако нам не известно ни одного случая применения этих правил в Русской Православной Церкви.
— 37-е Апостольское правило говорит о необходимости созыва собора всех епископов хотя бы два раза в год. Позднейшее законодательство утверждает созыв собора хотя бы раз в год, как общецерковную норму (Трул. 8).
В Русской Церкви это правило фактически не исполнялось весь Синодальный период. После Революции 1917 года соборы созывались всего несколько раз. Регулярный созыв общецерковных (в данном случае Архиерейских Соборов) является практикой последних лет, когда в период с 1990 по 2013 гг. было созвано 10 Архиерейских и 2 Поместных Собора. Тем не менее это не вполне соответствует требованию данного правила.
— 42-е и 43-е Апостольские правила определяют строгие наказания для тех, кто предан «игре и пьянству».
Эти правила, насколько нам известно, также фактически не применяются.
— 45-е Апостолькое правило запрещает молитву с еретиками.
Однако современное экуменическое движение и межхристианский диалог подразумевает совместные молитвы с неправославными. Формальное обоснование для такой молитвы заключается в том, что католики и христиане других деноминаций не были осуждены как еретики. Но эти объяснения не меняют сути правила, которое практически не применяется.
— 59-е Апостольское правило налагает строгие наказания на клириков, не подающих нуждающимся собратьям: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего».
 
Современная церковная практика, как правило, отстоит достаточно далеко от этого правила.
— 64-е Апостольское правило воспрещает пост в воскресенье и в субботу.
В настоящее время в Русской Православной Церкви пост в субботу очень распространен, поскольку желающие причаститься в воскресенье, постятся в субботу.
— 65-е Апостольское правило, напротив, подвергает наказанию непостящегося в Великий Пост, среду и пятницу.
Следует признать, что верующие посильно стараются соблюдать установленные Церковью означенные посты, хотя Великий Пост во всей его «канонической полноте» выдерживают очень немногие. Но нарушители не подвергаются строгим наказаниям.
— 85-е Апостольское правило, устанавливающее канон Священного Писания, было уточнено и таким образом частично отменено более поздним постановлением Вселенского Собора, а именно VI Всел 2.
— 15-е правило I Вселенского Собора запрещает любой переход епископа, священника или диакона в другое место служения. Но эта норма не получила характера общецерковного закона. В настоящее время, действуют правила, которые воспрещают самовольный переход клирика в другое место служения. (Ап. 14, 15 и др.)
 
— 20-е правило I Вселенского Собора запрещает молитву на коленях в воскресенье и в дни Пятидесятницы.
Это правило уже «традиционно» нарушается.
— 11-е правило Трулльского Собора воспрещает лечение у врачей-евреев,  а так же просто мытье в бане с евреями.
Данное правило в настоящее время фактически неприменимо.
— 14-е и 15-е правила Трулльского собора. Цитируем отца Владислава Цыпина:
Для постановления в диакона каноны устанавливают возраст 25 лет, а в пресвитера — 30 лет. Правило 14-е Трулльского Собора гласит: «... дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет»... В 15-м правиле того же Собора говорится: «Иподиакон да поставляется не прежде двадесяти лет возраста. Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен».
На практике, однако, и в древности, и в новое время от этого правила допускались и допускаются отступления. Во всяком случае, почти неизвестны факты применения санкций, предусмотренных 15-м правилом Трулльского собора.
— 24-е правило Трулльского собора, запрещает клирикам «на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх». Современный православный богослов пишет о дискуссии по этому вопросу:
Касательно вопроса разрешено ли клирикам ходить в театр или нет, в Греции были активные обсуждения несколько лет назад, и пришли к выводу, что в свое время запрет был наложен, потому что театр был низкого качества. Сегодня театр является одним из важных явлений культурной жизни, и многие актеры являются видными деятелями в жизни своих стран. Как можно просить их раскаяться и оставить карьеру? Относительно лошадиных бегов, футбольных матчей, и спортивных соревнований, напротив, обычным днем для таких мероприятий является воскресенье.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя magistr