Спилка - Лэдд - Психология молитвы. Научный подход

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомиться, вступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Бернард Спилка - Кевин Лэдд - Психология молитвы - Научный подход
Перед Вами уникальная книга. В ней результаты многочисленных современных исследований молитвы: ее психологической природы, экзистенциального смысла, ее роли в эмоциональной саморегуляции, в преодолении жизненных трудностей, социальной и духовной жизни. Без сомнения, такой анализ требует глубокого и целостного научного подхода, который ни в коем случае не упрощает, а обогащает понимание этого важного и комплексного явления.

Авторам удалось не нарушить сложность, тайну феномена молитвы и обосновать научный подход и предложить его измерения. Особый интерес вызывает взгляд на молитву как на коммуникацию и ситуацию копинга - преодоления жизненных трудностей, стресса, получения внутренней поддержки и формирования идентичности, глубокой внутренней работы человека. Коммуникация в молитве рассматривается на разных возрастных этапах и жизненных ситуациях. Книга содержит иллюстрации многочисленных результатов влияния молитвы на психическое и ментальное здоровье человека. Молитва - крайне важный коммуникативный процесс, создающий саму основу преодоления проблем.
 

Бернард Спилка - Кевин Лэдд - Психология молитвы - Научный подход

X.: изд-во «Гуманитарный Центр», 2015. 256 с.
ISBN 978-617-7022-48-9
 

Бернард Спилка - Кевин Лэдд - Психология молитвы - Научный подход - Содержание

Предисловие
1. Молитва.
  • Введение в научное исследование
  • 1.1 Основы
    • Поклонение: колпективная и уединенная молитва
  • 1.2. Отношения между религией и психологией
    • Личная вовлеченность
    • Культура
    • Предубеждения: религия, наука и психология. Смешение подходов
  • 1.3 Психология как наука: понимание
    • Наука и необходимость создания теории
    • Сенситивность ко всем видам информации
  • 1.4 Определение молитвы
    • Определения и направления
    • Молитва как коммуникация
    • Молитва как беседа
    • Краткий комментарий: определение и цели
  • 1.5 Молитва: содержание и результаты
    • Молитва и религиозный опыт
    • Эффективность молитвы
  • 1.6 Важность теории
    • Проблема просьбы
    • Стресс и его значение
    • Контроль
    • Стресс и контроль
    • Молитва, стресс и контроль
    • Социальное значение и контекст
    • Молитва и релаксация
  • 1.7.  Вывод
2. Психологический подход к молитве
  • 2.1. Когнитивный подход
    • Когнитивная концептуализация молитвы: подход Фостера
  • 2.2. Мотивационный подход
  • 2.3. Нейропсихологический подход
  • 2.4. Социально-психологический подход
    • Социальное познание: атрибуция
    • Социальное познание: лесть, стремление снискать благосклонность
    • Когнитивный диссонанс
    • Молитва и благодарность
  • 2.5. Вывод
3. Много граней молитвы. Многоразмерность
  • 3.1. Почему именно многоразмерность?
  • 3.2. Какая именно многоразмерность?
  • 3.3. Основание для многоразмерности
    • Культура и социальный контекст
  • 3.4. Теоретические подходы к видам молитвы
  • 3.5. Юнгианская теория и молитва
  • 3.6. Эмпирические факты многоразмерности
  • Принятие и применение многоразмерности
  • 3.7. Виды молитвы: их значение и последствия
    • Молитва-прошение
    • Коммуникация: сущность молшпвы-прошения
    • Другие виды молитвы
  • 3.8. Вывод
4. Возрастные особенности молитвы
  • 4.1. Молитва в детстве
    • Ж. Пиаже. Когнитивные возможности
    • Нечто иное: смягчение жесткой научной позиции
    • Вывод
  • 4.2. Молитва в подростковом возрасте
    • Молитва и формальная операциональная логика
    • Подростковый эгоцентризм и альтруизм
    • Структура и содержание подростковой молитвы
    • Вывод
  • 4.3. Молитва в зрелом возрасте
    • Введение
    • Ранняя зрелость: Поколение Миллениум
    • Переход к среднему возрасту
    • Молитвы в зрелости: корреляты
    • Молитва в зрелом возрасте 
    • Молитва и смерть
    • Вывод
  • 4.4 Вывод
5. Молитва в копинге и адаптации
  • 5.1. Молитва, копинг и контроль
  • 5.2. Молитва, удовлетворенность жизнью и благополучие
  • 5.3. Удовлетворенность жизнью и многообразная НН природа молитвы
  • 5.4. Возраст, молитва и благополучие
  • 5.5. Преодоление стресса: молитва, личность и психическое здоровье
    • Личностные характеристики и молитва
    • Молитва и психологические расстройства
    • Некоторые выводы
  • 5.6. Молитва как терапия
  • 5.7. Роль молитвы в романтических взаимоотношениях, браке и семье
  • 5.8. Вывод
6. Молитва и здоровье
  • 6.1. Молитва и здоровье: конфликты
  • 6.2. Как молитва может влиять на здоровье?
  • 6.З. Опора на молитву о здоровье
    • Разновидности традиционной медицины
    • Духовное исцеление
    • Психологические методы
  • 6.4 Почему молитва должна быть полезной для НИ здоровья?
    • Теоретические рассуждения 
    • Биология стресса
  • 6.5. Исследования молитвы и здоровья
    • Иммунная система
    • Когаитивно-поведенческое управление стрессом
    • Проблемы сердечно-сосудистой системы
    • Религия, молитва и кровяное давление (КД)
    • Стресс и сердечно-сосудистые заболевания
    • Молитва и психологическая реакция на сердечно-сосудистые заболевания
    • Вывод
    • Рак
    • Вывод
  • 6.6. ВИЧ/СПИД
    • Вывод
  • 6.7. Другие исследования молитвы и здоровья
    • Артрит
    • Другие возможности
  • 6.8. Возможное негативное влияние молитвы
  • 6.9. Вывод
7. Молитва-заступничество
  • 7.1. Несколько исследовательских проблем
  • 7.2. Первые попытки исследований
  • 7.3. М3 и пациенты с больным сердцем: более НН серьезное отношение к исследованию М3
    • Исследование Рэндолфа К. Бирда
    • Вопросы и проблемы
    • Исследование Уильяма Харриса и его коллег
    • MANTRA-исследования Митчелла В. Кракоффа и его коллег
    • Исследование в клинике Мэйо
    • Проект-STEP Герберта Бенсона и его коллег
    • Исследование Линна Робретса и Стива Холла
  • 7.4. Исследования М3 для других видов НН заболеваний
    • ЦН Молитва-заступничество и ревматоидный артрит
    • Молитва-заступничество и пациенты, проходящие курс гемодиализа
    • Молитва-заступничество и СПИД
    • Молитва-заступничество с пациентами, перенесшими нейрооперацию на гипофизе
  • 7.5. Комментарии и критика
    • Суть заступников и М3
    • Проблемы мошенничества и обмана в исследованиях М3
    • Случай потенциального обмана
    • Более общая ситуация
    • Вопрос механизма: как действует М3?
    • Куда дальше? Что дальше?
  • 7.6. Вывод
8. В завершение: перспективы и возможности
  • 8.1. Вопросы оценки
  • 8.2. Применение научного подхода к молитве
    • Первый шаг: теория
    • Теория коммуникации и молитва
    • Вопрос контроля
    • Многоразмерность: новый взгляд
    • Применение теоретических подходов
    • Разнообразие теорий в психологии молитвы
    • Схема Левина
    • Введение в коммуникацию
    • Характеристика и контексты для молитвы
    • Вернемся к молящемуся человеку: самость и личность
    • Теория подражания
    • Теория атрибуции
    • Копинг и атрибуция
  • 8.3. Дизайн исследования и анализ данных: проблемы и идеи
    • Проблемный аспект
    • Проблемы в дизайне и анализе
    • Статистика и анализ данных
    • Наследие Фишера
  • 8.4. Вывод
Литература
 

Бернард Спилка - Кевин Лэдд - Психология молитвы - Научный подход - Предисловие

 
Это книга - по психологии, психологии религии, а не о религии как таковой. Мы обсуждаем людей и концентрируемся на психологии молитве, так как считаем, что это — одна из важных, если самых важных, форм индивидуальной религиозной активности, в которую может вступать человек. Молитва - это поведение, которое тесно связано с основными вопросами главного направления в психологии: мотивацией, познанием, личностью и социальной психологией. Поэтому она представляет особый интерес для психологов.

Обращаясь к теологии и институциональной религии, мы рассматриваем, как эти контексты влияют на верования, опыт, переживания, мышление и действия людей. Так, мы делаем особый акцент на обращении людей к молитве в своем желании идентифицировать себя, установить контакт и влиять на самих себя, других и на Бога. 97% американцев говорят о том, что они молятся как минимум один раз в день; даже некоторые атеисты склонны признавать, что они также молятся. Еще одно исследование, где были использованы ранее полученные в опросе Гэллапа данные, указывает, что количество людей, которые молятся хотя бы раз в год, составляет 90%. Такая распространенность молитвы очевидно указывает на ее огромную индивидуальную и культурную значимость.

Психологи писали о религии на протяжении более века. Тем не менее, значительное количество систематических объективных исследований в этой области появилось только в 1980-х годах. И их количество увеличивалось с каждым последующим десятилетием. Результаты одной классической попытки предоставить обзор по этой теме, предпринятой Брауном, вскоре устарели в связи со значительным распространением публикаций по этой теме.

Мы хотим предложить научный психологический подход к тому, что некоторые привыкли считать ненаучной по своей сути форме активности. И хотя мы делаем акцент на «психологическом» и «научном», невозможно сделать этот подход полностью «денатурированным», и лишенным влияния ценностей. И все же в своей попытке мы принимаем теологические или духовные идеи только в том случае, если они делают свой вклад в психологическую теорию, результатом которой становится эмпирическое исследование. В общем, прежде всего, мы нацелены на то, чтобы показать, что исследование молитвы является неотъемлемой частью ключевых тем современной психологии, и что для ученых, которые принимают факт многомерности молитвы и акта молитвы, оно играет решающую роль.

Такой подход способствует должному признанию того факта, что формы проявления молитвы формируются на протяжении всей жизни человека, и что она играет существенную роль в совладании с жизненными проблемами. В этой попытке постоянно присутствует противоречие, и в области психологии, и в науке в целом, и мы встаем лицом к лицу с этими противоречивыми вопросами. При таком нашем подходе мы охотно соглашаемся с мнением Достоевского, которое он высказал в «Братьях Карамазовых»: «молитва - это образование».
 
 

Категории: 

Оцените - от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Василий