Лебедев - Эпоха гонений на христиан

Эпоха гонений  на христиан - Лебедев А П.
Библиотека христианской мысли. Исследования
Алексей Петрович Лебедев (1845-1908) — выдающийся русский  историк Церкви, автор многочисленных трудов по истории древней  Церкви, Вселенских соборов, по истории Церкви византийского и пост-византийского периодов, заслуженный профессор Московской Духовной академии и профессор Московского университета, основатель  собственной научной школы, блестящий лектор и педагог.
 
Одна из его  первых работ, «Эпоха гонений на христиан...», до сих пор не утратила  своего научного значения.
 
На строго фактическом материале, с привлечением мученических актов первых веков христианской истории,  живым и ясным языком автор рассказывает и показывает историю всех  основных гонений на христиан со стороны языческих римских императоров, а также окончательное торжество христианства при императоре Константине Великом. 
 
В настоящее издание книги, в сравнении с предыдущим изданием,  внесены существенные редакторские исправления.
 

Алексей Петрович Лебедев - Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом

3-е изд., знач. исправ.
СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. — 352 с. — (Серия  «Библиотека христианской мысли. Исследования»)
ISBN 5-89740-139-7 
 

Алексей Лебедев - Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства  в греко-римском мире при Константине Великом - Содержание 

  • Часть первая
    • Введение. О причинах гонений на христиан во II, III и начале IV века
    • Глава первая. Гонение Траяна
    • Глава вторая. Гонение Марка Аврелия
    • Глава третья. Гонение Деция
    • Глава четвертая. Гонение Валериана
    • Глава пятая. Гонение Диоклетиана, его соправителей и преемников (303–311 гг.)
  • Часть вторая
    • Глава первая. О так называемых толерантных указах языческих императоров касательно христиан (II, III и начало IV века)
    • Глава вторая. Торжество христианства над язычеством при Константине Великом
  • Приложения
    • I. Новейшая литература о мученической кончине св. Поликарпа Смирне кого
    • II. Марция (Эпизод из истории христианства времен царствования Ком мода, II век)

Алексей Лебедев - Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства  в греко-римском мире при Константине Великом - Введение

 
Отношение правительственной римской власти к распространявшемуся среди Империи обществу христианскому выразилось во II, III и начале IV века, как известно, в гонениях на христиан. Чтобы понять надлежащим образом свойства и характер этих преследований, нужно наперед строже изучить самые причины их.
 
Причины эти троякого рода:
 
  • 1) Государственные. Правительством замечена была несовместимость христианства с идеями о государственной власти, какие лежали в основе римского государства. Христианство своими требованиями шло вразрез с тем, что составляло сущность представлений о государственной власти и ее отношениях ко всем сторонам жизни граждан.
  • 2) Причины религиозные, хотя и не в чистом их виде. Именно несовместимость христианства с установившимися отношениями римского правительства к своей собственной религии и культам народов иноземных. Христианство не могло ожидать в отношении к себе терпимости со стороны римского правительства, потому что оно, христианство, явилось враждебным для интересов отечественной религии римской и по своему существу стояло вне круга миролюбивых фактических отношений, в какие поставляло себя правительство к другим религиям — не римским.
  • 3) Общественные. Несовместимость христианства с общественными требованиями языческого Рима. Христиане не хотели признавать для себя обязательными иных из общественных требований правительства, а правительство не могло извинить подобного уклонения от общественных требований со стороны последователей новой религии.
I. Христианство со своими принципами являлось несовместимым с господствующими языческими идеями о государственной власти. Что это значит? Это значит, что установившемуся веками взгляду языческой государственной власти касательно безусловного господства ее во всех сферах человеческой деятельности противопоставлен был от христианства взгляд, в силу которого из под эгиды этой власти отторгалась целая область деятельности человеческой — область религиозной жизни человека. Языческая древность чужда была идей о свободе убеждений в деле религии и совести, о свободе сообразно со своими наклонностями избирать род и образ религиозного поклонения.
 
Языческая идея государства заключала в себе право полновластного распоряжения всею совокупностью жизни граждан. Все, что тесно не связывало себя с этой идеей, все, что хотело жить и развиваться, не служа целям государственным, — все это было непонятно для древности, чуждо ее духу. Отсюда религия и все религиозное были подчинены государственному интересу. Самые великие умы древности ничего не знали о самостоятельности религиозной, о религии и религиозности, не подчиненных государству. Платон в своем"Идеальном государстве"с решительностью объявлял, что в государстве каждый получает возможность исполнить свое назначение и достигнуть полной меры своего счастия и благополучия, и вследствие этого Платон дает государству такую власть над человеком, при которой не остается никакого места ни для личной, ни для религиозной свободы.
 
По мнению другого великого мыслителя древности — Аристотеля (в"Политике"), человек есть существо исключительно политическое, и жизнь государственная есть все для него. Замечательнейший римский мыслитель, Цицерон, говорит также:"Государство родило нас и воспитало для того, чтобы лучшие и высшие силы нашей души, разума и рассудка употреблять в свою собственную (государственную) пользу, а в нашу личную пользу оставлять столько, сколько будет оставаться за удовлетворением его собственных нужд"*.
 
Римское государство было лишь осуществлением этих идей древности. Государство у римлян было тем средоточием, из которого выходили, около которого вращались и к которому снова неизбежно возвращались все мысли и чувства, верования и убеждения, идеалы и стремления народа. Оно было единственно высшим идеалом и путеводною звездою, которая в качестве высшего рока (Fata Romana, Dea Romana) давала направление всем силам народной жизни и сообщала определенный смысл и характер склонностям и действиям отдельного человека. Оно было как бы божеством, и все, что стояло вне отношения к государству, было бесполезно, незаконно. Поэтому и самая священнейшая вещь — религия — была одной из функций государственной власти. 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.8 (8 votes)
Аватар пользователя esxatos