Тарас - Анатомия ненависти - Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв.

Анатолий Ефимович Тарас - Анатомия ненависти - Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв.
Все национальные государства в разное время проходили этап повышенного интереса к своей истории. Это естественно, ведь только знание собственных корней придает нации и государству устойчивость. Сегодня перед беларускими историками стоит вопрос не о переписывании истории, а наоборот — об очищении беларуской истории, и тесно связанных с ней историй Польши, Литвы и Украины, от колоссальных наслоений лжи.
Эта ложь была повсеместно распространена в условиях тотального идеологического террора, когда имперские историки — что царские, что советские — могли говорить и печатать любые выдумки о завоеванных странах, тогда как за правдивое слово о беларуской или польской истории многие ученые поплатились не только своей карьерой, но также свободой и даже жизнью.
 
Предлагаемая книга посвящена истории русско-польских конфликтов. С давних пор она излагается в России откровенно предвзято. В свою очередь, это связано с тем, что российские историки, как прежние, так и современные, в своем большинстве проповедуют великодержавные и шовинистические концепции. Почитайте, например, сочинения Михаила Мельтюхова, Юрия Мухина, Александра Широкорада или Ирины Михутиной. Сказать, что их авторы — махровые русские шовинисты, значит, ничего не сказать. Тут нужны какие-то иные эпитеты, более жгучие.
 
При чем здесь Беларусь? При том, что географическое положение между Россией и Польшей всегда делало беларусов не только заложниками, но и активными участниками любых конфликтов между этими двумя державами.
Книга начинается с рассказа о Великой Северной войне 1700— 1721 гг., причинившей огромные бедствия народам Речи Посполитой, а завершается эпохой торжества сталинизма в Польше. При этом я уделил наибольшее внимание следующим историческим событиям: разделам Речи Посполитой в XVIII веке; национально-освободительному движению поляков и литвинов в XIX веке; вооруженной борьбе большевиков с возрожденной Польшей в 1919—1920 годы; нападению СССР на Польшу в сентябре 1939 года.
 
Сразу могу сказать, что история отношений между русскими и поляками в период с 1700 года и по сей день, это история взаимного антагонизма в широком диапазоне оттенков: начиная от обоюдных насмешек и кончая взаимной лютой ненавистью. Причин для такой неприязни много. Собственно, рассмотрению их и посвящена данная работа. Но прежде, чем излагать конкретные исторические факты, считаю нужным обратить внимание читателей на фундаментальные основы подобного негативизма.
Общеизвестно, что одной из базовых идей марксизма является тезис о том, что «бытие определяет сознание». Иначе говоря, марксисты всегда и везде придавали решающую роль социуму, общественным отношениям, классовой психологии, колоссально недооценивая (или вообще отвергая) значение врожденных (биогенетических) факторов. В СССР такой подход в наибольшей степени выразился в общественных науках, в том числе в истории.
Однако исследования генетиков, проведенные за последние 20-30 лет в различных регионах мира, убедительно доказали ограниченность и неполноценность марксистского подхода к анализу общественных явлений, учитывающего только экономические и социологические факторы.
 
Эти исследования, в том числе российских ученых, позволили по-новому взглянуть на европейскую историю*. Многие политические события, а также социально-психологические особенности народов Европы в настоящее время объясняются именно генетическими факторами, ранее остававшимися скрытыми от историков. С высоты сегодняшних знаний отчетливо видно, что генетическое родство и генетический антагонизм этносов являлись (и продолжают являться!) важными движущими силами международных отношений в феодальной и буржуазной Европе. Генетические карты этносов, созданные учеными в самые последние годы, открыли новый, пока еще непривычный для всех угол зрения на многочисленные войны и политические союзы.
Так, именно врожденные (генетические) различия в решающей мере способствовали традиционному неприятию московитами (впоследствии русскими) европейского образа жизни, европейской культуры, католицизма, униатства и протестантства, их ненависть к Великому княжеству Литовскому, Господину Великому Новгороду, Ливонии, Польскому королевству. И напротив, огромную любовь к Востоку и азиатским традициям. Приведу в этой связи лишь один микроскопический пример из современной эпохи: на территории РСФСР в 50-е и 60-е годы XX века пользовались колоссальной популярностью индийские кинофильмы, отвергавшиеся зрителями во всех странах Европы, а также в советских республиках Прибалтики.
 
Для генетического анализа этносов ученые используют метод се-квенирования (прочтения по буквам генетического кода) митохон-дриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы человека.
Митохондриальная ДНК передается неизменной по женской линии из поколения в поколение с тех незапамятных времен (около 8 миллионов лет тому назад), когда прародительница человечества Ева слезла с дерева в Восточной Африке. А Y-хромосома имеется только у мужчин и тоже практически без изменений передается мужскому потомству. Все остальные хромосомы при передаче от отца и матери их детям тасуются природой, словно колода карт перед раздачей. В отличие от косвенных признаков (черт лица, цвета глаз и волос, пропорций тела), секвенирование (определение последовательного ряда) митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы точно свидетельствует о степени родства людей. Именно такой метод применяют в настоящее время судебно-медицинские эксперты при рассмотрении дел об установлении подлинного отцовства.
 
Сразу подчеркну, что результаты генетических исследований генофонда русского народа и соседних этносов будут усваиваться очень медленно, ибо они опровергают ВСЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ на этот счет, господствующие в России и других бывших союзных республиках, сводят их к уровню ненаучных мифов. Принципиально новые выводы требуется не столько понять (с этим дело обстоит достаточно просто), сколько принять. Другими словами, к ним надо привыкнуть.
Вот что установили российские генетики. Они доказали, что русский этнос (т.е. русская часть населения России) на 85—90% состоит из славянизированных финнов (потомков племен весь, меря, ме-щера, мокша, мордва, мурома, нарова, пермь, печора), из потомков тюрок (татар, булгар, башкир и прочих), а также из смеси тех и других. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими людьми и финскими народностями (вепсами, марийцами, мордвинами и пр.), ныне проживающими на территории России, равно 2—3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны (Впрочем, историкам, не ослепленным идеями типа «святая Русь — соборная славянская держава», все это прекрасно известно без всякой генетики. См., например, книги В. Б. Белинского «Страна Моксель» (1998 г.); А.А. Бычкова «Московия: Легенды и мифы» (2005 г.); А.А. Бушкова «Чингисхан. Неизвестная Азия» (2007 г.) и ряд других.).
 
Финны и тюрки — не индоевропейцы. А поляки и беларусы, в отличие от русских, генетически представляют собой один и тот же этнос, который возник в результате смешения западных балтов со славянами. Балты и славяне являются индоевропейцами. Таким образом, истина заключается в том, что русские (с одной стороны), беларусы и поляки (с другой стороны) этнически — разные народы, антропологически — разные расы.
«Чистых» славян, по данным генетиков, в огромной России не более 6—8%, и все они — обрусевшие потомки беларусов, поляков, украинцев, болгар, сербов, словаков, чехов. А генетические «паспорта» поляков и беларусов настолько близки, что практически невозможно найти в генах отличий между потомками пруссов и кривичей, дайнова и ятвягов, мазуров и дреговичей.
 
Именно факт этнической общности поляков и беларусов объясняет, в частности, создание Речи Посполитой. Беларуский историк Вацлав Ластовский отметил в своей «Краткой истории Беларуси», изданной в 1910 году, что за полтора века десять раз (!) начинались переговоры о создании союзного государства беларусов и поляков: в 1401, 1413, 1438, 1451, 1499, 1501, 1563, 1564, 1566, 1567 годах-и на одиннадцатый раз завершились учреждением в 1569 году Республики Обоих Народов — Речи Посполитой. Откуда такая настойчивость? Очевидно: только из ощущения этнической общности.
 
А вот украинцы не ощущали в себе близости к полякам и со временем вступили в полную конфронтацию с ними. Анализ ДНК показал, что современные восточные украинцы близки русским. Украинцы же западной и центральной частей страны представляют собой смешение славян (древлян, дулебов, полян, сиверян, тиверцев, хорватов) с сарматскими племенами (Сарматы — ираноязычные племена, расселившиеся в течение семи веков (с 3-го века до н.э. по 4-й век н.э.) на огромном пространстве от Тобола до Дуная. Сарматы постепенно разделились на кочевников и земледельцев. В «Советской Исторической Энциклопедии» (том 12, с. 559) сказано: «на юге нашей страны сарматы в раннем средневековье смешались со славянскими, северокавказскими и тюркоязычными племенами». Напомню также, что исторической родиной славян ученые считают территорию от рек Эльба и Одер на Западе до Вислы, Буга и Днепра на Востоке. Восточнее жили балты и сарматы (предки беларусов и украинцев), еще восточнее — финские и тюркские племена, из которых постепенно сформировался современный русский этнос. — Авт.). Что касается антропологии, то им присущи широкие скулы, смуглая кожа, темные волосы и карие либо черные глаза, тогда как у русских средние и узкие скулы, белая кожа, светлые волосы (русые, шатены) и светлые глаза (серые, голубые, зеленые).
 
Научные исследования генетиков и антропологов в пух и прах разгромили популярный миф о том, что русские, беларусы и украинцы якобы «родные братья-славяне». Славянами являются только беларусы и украинцы, причем не восточными (таковых в природе не существует), а просто славянами. Генетически и антропологически они близки полякам и словакам (беларусы), болгарам и сербам (украинцы). Кто действительно «прямая родня» русским, так это вепсы, коми-зыряне, марийцы, мордвины, тогда как нынешние финны и эстонцы им двоюродные братья. Понятно, что подобные заявления современному русскому человеку кажутся шокирующими (достаточно вспомнить популярные в России анекдоты о «горячих эстонских парнях»).
Генетики поставили, наконец, точку в давних спорах о «славянских корнях русских»: ничего от славян в русских нет. Есть только околославянский русский язык, возникший из местных финских и тюркских языков на основе церковнославянской (то есть староболгарской) грамматики, однако в нем до 75—80% неславянской лексики (финской и татарской), именно поэтому русский человек не понимает славянских языков.
 
Лишь невежественный человек, ничего не смыслящий в языкознании, может говорить, например, что «беларуский и русский языки — практически близнецы». Лексические совпадения беларуского и русского языков не превышают 25—30% (включая фрагменты упомянутой татарской лексики), тогда как с польским языком беларуская лексика совпадает на 60—70%. Беларус без переводчика понимает польский, словацкий, украинский языки, а вот русский человек без переводчика беларускую речь не понимает, как, впрочем, и любой другой славянский язык.
 
Все это в новом свете освещает проблемы взаимоотношений Московского государства с соседями. Объединение балтов, славян и потомков сарматов оформилось в XIV веке в виде Великого княжества Литовского, Русского и Же-мойтского. Напомню, что древняя Литва — предшественница нынешней Беларуси, Русь (точнее, Киевское княжество) — предок нынешней Украины, а на месте староства Жемойтского позже возникла современная Лиетува.
Московия, историческим «сердцем» которой была Владимиро-Суздальская земля, первоначально объединила финские племена, а затем и тюркские. Свыше 250 лет она входила в состав Золотой Орды в качестве одного из окраинных улусов. Но постепенно Московия вышла в Орде на первые роли и назвала себя Русью, присвоив название Великого княжества Киевского, на которое не имела никакого исторического права.
 
Более того, эту новоявленную финно-тюркскую «Русь» христианская церковь средневековой Московии (церковь несторианского толка) назвала «Святой Русью», тогда как истинных славян Киевской Земли презрительно обозвала «окраинцами» — по отношению к Москве, ставшей в ее собственных глазах мистическим «центром земли» («Третьим Римом»). В действительности нет ничего общего у московитов с исконными русскими, жителями Киевской Руси, а у московской церкви, подчинявшейся великим князьям (светской власти) — мало общего с церковью, существовавшей в Киеве и подчинявшейся патриарху Константинополя (власти духовной).
Кстати говоря, западная цивилизация (в том числе Византийская) отрицает возвеличивание монарха в ранг «бога на земле». А идеология Московии на этом постулате базировалась. Начиная с Ивана III, правившего в 1462-1505 гг., московские государи появились в росписях храмов как равные Христу. Даже Бориса Годунова изобразили на церковных фресках, правда, после его смерти эти изображения быстро сбили.
Таким образом, многовековое противоборство Великого княжества Литовского и Польского королевства — с одной стороны, и Московского царства — с другой, это противоборство разных этносов, обладавших разной ментальностью. То же самое можно сказать о постоянной вражде между Речью Посполитой и Российской империей, между Польской республикой и СССР.
 

Анатолий Ефимович Тарас - Анатомия ненависти - Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв.

А. Е. Тарас. - Минск.; Харвест, 2012. — 832 с: илл.
Серия «Неизвестные войны»
ISBN 978-985-16-1774-2
 

Анатолий Ефимович Тарас - Анатомия ненависти - Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв. - Содержание

Предисловие автора

ЧАСТЬ I. ГИБЕЛЬ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В XVIII ВЕКЕ

Глава 1. ШТЫКИ КАК ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ПОЛИТИКИ
  • БОРЬБА ЗА ПРЕСТОЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1696-97 гг.)
  • ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ВОЙНА (1700-1721 гг.)
  • ВОЙНА ЗА ТРОН РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1733-1735 гг.)
Глава  2. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
  • Речь Послолитая в середине XVIII века
  • Король Август IV (Станислав Понятовский)
  • Барская конфедерация и гражданская война
  • «Колиивщина» — восстание Железняка и Гонты (май — июль 1768 г.)
  • Екатерина II и «польский вопрос»
  • Поход Суворова против конфедератов
  • Суворов, Дюмурье и Огинский
  • Сражение за Краков (февраль 1772 г.)
  • Сговор трех монархов о разделе Речи Посполитой.,
  • Сейм 1772 года
Глава  3. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1792-1793 гг.)
  • Четырехлетний сейм
  • Конституция 3 мая 1791 года
  • Коварная политика соседей
  • Тарговицкая конфедерация (май 1792 г.)
  • Снова дело решили штыки
  • Еще один «Немой» сейм
Глава  4. ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
  • Ситуация к 1794 году
  • Костюшко — польский Лафайет
  • Начало восстания (март 1794 г.)
  • Бой под Рацлавицами
  • Восстание в Варшаве
  • Восстание в Вильно
  • СРАЖЕНИЯ ПОВСТАНЦЕВ С ПРУССКИМИ И РУССКИМИ ВОЙСКАМИ
    • Битвы при Щекоцине и Холме
    • Оборона Варшавы
    • Действия в Литве
РАЗГРОМ СЕРАКОВСКОГО И КОСТЮШКО
  • Крупчицкий бой
  • Бой под Мацеёвицами
  • Взятие Суворовым Варшавы
ЛИКВИДАЦИЯ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
  • Судьба Костюшко
ЧАСТЬ II. ПОЛЬСКОЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В XIX ВЕКЕ
 
Глава  1. ПОПЫТКА ВОЗРОЖДЕНИЯ ПОЛЬШИ И ВКЛ
  • Последствия разделов Речи Посполитой
  • Надежда поляков — Наполеон I 
  • Герцогство Варшавское
  • Наполеон I и Александр I
  • Надежда поляков и литвинов — Александр I
  • Вторжение «Великой армии»
  • Воссоздание ВКЛ
  • Польша: от герцогства к королевству
Глава  2. ПОЛЬСКО-РУССКАЯ ВОЙНА 1831 года
  • Ситуация в Королевстве Польском
  • Начало восстания
  • Реакция на восстание в России
  • УСПЕХИ ПОЛЬСКОЙ АРМИИ
  • ВТОРОЙ ЭТАП ВОЙНЫ (май - июль 1831 г.)
  • РЕПРЕССИИ ЦАРЯ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НАД ПОЛЯКАМИ
Глава  3. ПОЛЬСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ в 1832-1862 гг
  • ЭМИГРАНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОЛЬШЕ И ЛИТВЕ
  • «СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ»
Глава  4. ВОССТАНИЕ 1863-1864 гг
  • СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
  • КАНУН ВОССТАНИЯ
  • РАЗВИТИЕ ВОССТАНИЯ В ЯНВАРЕ - МАРТЕ
  • ХОД ВОССТАНИЯ ВЕСНОЙ - ЛЕТОМ 1863 года
    • Действия повстанцев в Польше весной
    • Действия постанцев летом
    • Восстание в Северо-Западном крае и Украине
  • СТАВКА РУССКИХ ВЛАСТЕЙ НА ТЕРРОР
    • Дипломатическое вмешательство Запада
    • Действия царского правительства
    • Муравьев-вешатель
    • Реакция русского общества на восстание
  • УПАДОК И КОНЕЦ ВОССТАНИЯ (ОСЕНЬ - ЗИМА 1863-64 гг.)
    • Переход русского правительства к террору в Польше
    • Диктатура Траугутта
    • Действия повстанцев осенью и зимой 1863—64 гг.
    • Аграрная реформа царизма
    • Последние месяцы восстания
    • Итоги восстания
    • Причины поражения восстания
  • МЕСТЬ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
    • Основные принципы репрессий
    • Русификация
    • Натравливание крестьян против шляхты
    • Разгром костёла и системы образования
    • Старая политика при новом царе
  • МЕСТЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

ЧАСТЬ III. «КРАСНАЯ» РОССИЯ ПРОТИВ «БЕЛОЙ» ПОЛЬШИ»

Глава  1. БОЛЬШЕВИКИ И НАЦИОНАЛИСТЫ 
  • Брестский мир (март 1918 г.)
  • «Окраинные» государства
  • Национальная политика большевиков
  • Борьба за Украину
Глава  2. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОЛЬШИ
Глава  3. МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРИДЕТ НА ШТЫКАХ
  • План мировой революции
  • Беларусь Народная и Беларусь Советская
  • Лит-Бел как буфер и плацдарм
  • Особый случай: ЗУНР
Глава  4. ПЕРВАЯ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА (ФЕВРАЛЬ - СЕНТЯБРЬ 1919 г.)
Глава  5. ВТОРАЯ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА (АПРЕЛЬ - ОКТЯБРЬ 1920 г.)
  • Снова «экспорт революции»
  • ОТ КИЕВА К ЛЬВОВУ
    • Польско-украинское наступление (25 апреля — 18 мая)
    • Киевская операция Юго-Западного фронта (26 мая — 17 июня 1920 г.) 
    • Новоград-Волынская и Ровенская операции (19 июня — 11 июля)
    • Львовская операция (25 июля — 20 августа)
  • «ДАЕШЬ ВАРШАВУ!»
    • Березинская операция (14 мая — 8 июня)
    • Июльская операция (4—23 июля)
    • Варшавская операция (23 июля — 25 августа)
    • Польское наступление (12 сентября — 12 октября)
    • Помощь Антанты + польский патриотизм
    • Советизация Польши
    • Красные освободители: «облико морале»
Глава  6. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ
  • Нота Керзона и ее последствия
  • Попытка перемирия (июль — август 1920 г.)
  • Рижский договор
  • Проблема пленных
  • Спор за Виленский край
Глава  7. ТАЙНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ПОЛЬШИ (1920-1925 гг.)

ЧАСТЬ IV. ГИБЕЛЬ ПОЛЬШИ В 1939 году

Глава  1. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА в 30-е года
  • Претензии Польши к соседям
  • Польско-литовский кризис (март 1938 г.)
  • Судетский кризис и Польша
  • Мюнхенский сговор (сентябрь 1938 г.)
  • Судетский кризис и СССР
  • «Дружественный счет» полякам
  • Польское упрямство в проблеме Данцига
Глава  2. КАК СТАЛИН И ГИТЛЕР ДЕЛИЛИ ЕВРОПУ
  • Сталин на европейском аукционе
  • Московские переговоры
  • Самоубийственная политика поляков
  • От ненависти к любви
  • Сенсационный пакт
  • Секретный протокол в действии
Глава  3. РАЗГРОМ ПОЛЬШИ ГЕРМАНСКИМИ ВОЙСКАМИ
Глава  4. УДАР В СПИНУ ПОЛЯКАМ
  • Подготовка вторжения РККА
  • Вторжение «красных» войск и реакция поляков
  • Оборона Вильно
  • Бой за Гродно
  • Оборона Львова
  • Судьба моряков Пинской флотилии
  • Взаимодействие РККА и Вермахта
  • Оценки «освободительного похода»
  • Массовые убийства поляков
  • «Зачистка» НКВД
Глава  5. СОВЕТИЗАЦИЯ ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Глава 6. УНИЧТОЖЕНИЕ ПЛЕННЫХ ПОЛЯКОВ в 1940 году
Глава  7. ДЕПОРТАЦИИ ПОЛЬСКИХ ГРАЖДАН в 1940-41 гг
Глава  8. ПОСЛЕДСТВИЯ СГОВОРА СТАЛИНА И ГИТЛЕРА
  • Передача Вильно литовцам
  • Захват Прибалтики
  • Осечка с Финляндией
  • Финал советско-германского сотрудничества
Глава  9: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
  • Польское сопротивление нацистам
  • Польско-советские отношения в 1941—43 гг.
  • Польские коммунисты — марионетки Москвы
  • Операция «Буря» и Варшавское восстание 1944 года
  • Великие державы и «польский вопрос»
  • Освобождение Польши от нацистов
  • Начало «холодной войны»
  • Поляки в СССР после 1945 года
  • Польское сопротивление коммунистам
  • 1947 год — фальсифицированные выборы.
  • Сталинизм в Польше
Заключение
Библиография
Литература к частям I—II
Литература к частям III—IV
 

Анатолий Ефимович Тарас - Анатомия ненависти - Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв. - ГИБЕЛЬ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В XVIII ВЕКЕ

 
После заключения в селе Поляново в 1686 году «вечного мира», Московское государство и Речь Посполитая официально больше не воевали друг с другом. Точнее, войны со стороны Москвы и Петербурга не объявлялись, мирные договоры не заключались. Вооруженные конфликты русских с поляками в XVIII веке можно считать их участием в гражданских войнах на территории Речи Посполитой. Но фактически все эти конфликты были именно войнами.
Главная беда заключалась в том, что теперь Республику Обоих Народов со всех сторон окружали могучие соседи: Австрия и Саксония, Пруссия и Швеция, Турция и Московия. «Золотой Век» Речи Посполитой остался позади. Ее ждали многочисленные новые жертвы и полная утрата независимости к концу столетия.
 
В целом, ситуация выглядела следующим образом. Королей Речи Посполитой избирали магнаты и шляхта, трон не передавался по наследству[1]. Кроме того, королевскую власть в значительной мере ограничивали сейм и сенат. В то же время в сейме решения по всем важным вопросам вступали в силу только в том случае, если их принимали единогласно. Стоило всего лишь одному депутату выступить против законопроекта — и он отвергался согласно принципу «liberum veto». В XVIII веке из 48 сессий сейма были сорваны 15, еще три (в 1701, 1733, 1756 гг.) прекратили работу по другим причинам, а два сейма (в 1717 и 1793 гг.) вошли в историю как «немые», ибо депутаты на них не выступали.
 
Магнаты в своих владениях действовали независимо от центральной власти, их земли представляли собой «государства в государстве». Несмотря на запреты сеймов, систематически образовывались шляхетские группировки, так называемые «конфедерации», отстаивавшие свои интересы вооруженным путем. Фактически их действия являлись гражданскими войнами разной степени интенсивности. В XVIII столетии известны Тарноградская (1715), Виленская (1716), Дзиковская (1734), Слуцкая (1767), Торуньская (1767), Радомская (1767), Барская (1768), Тарговицкая (1792) и другие конфедерации.
 
Вряд ли можно говорить о том, что в Речи Посполитой господствовала анархия, но порядка в ней было недостаточно. А тем временем в соседних государствах складывались сильные абсолютистские монархии. Не удивительно, что соседи все более активно вмешивались во внутренние дела Республики.



[1] Напоминаю читателям, что термин «Речь Посполитая» (Rzech Pospolita) означал Республику Обоих Народов — польского и литвинского (беларуского) и что термин «Россия» царь Петр официально ввел только в 1721 году, когда переименовал Московское царство в Российскую империю. — Авт.
 
 
Анатолий Ефимович Тарас - Анатомия ненависти - Русско-польские конфликты в XVIII-XX вв.

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя Wizard