Тиллих - Систематическая теология

Пауль Тиллих - Систематическая теология
Книга света

В настоящем издании представлена новая редакция русского перевода «Систематической теологии», изданного в 2000 г. издательством «Университетская книга». Вследствие колоссальных изменений, произошедших в человеческом сознании в Новое время, традиционное христианское богословие утратило связь с жизнью, что стало одной из причин секуляризации современного западного мира (включая Россию). Чтобы восстановить эту связь, Тиллих предлагает новый богословский язык. В его богословской системе оппозиция «сущность-существование» рассматривается как важнейшая характеристика бытия; грехопадение понимается как отказ человека от своей сущности ради реализации себя в существовании; Иисус Христос — носитель Нового Бытия, в котором преодолевается разрыв между сущностью и существованием и связанные с ним последствия грехопадения.
 
Хотя до Тиллиха эта оппозиция систематически в богословии не использовалась, представление о ней - в явном или неявном виде - глубоко укоренено как в философской (начиная с Платона и даже ранее), так и в христианской мысли (начиная с апостола Павла). Новый язык позволяет Тиллиху дать современную онтологическую интерпретацию основных христианских понятий (таких как грех, спасение, вера, любовь), роли и значения церкви, действия Бога в истории, места религии в духовной жизни человека и ее связи с моралью и культурой.
 
По глубине анализа и широте охвата богословских проблем богословская система Тиллиха не имеет себе равных в современной христианской мысли. И хотя она не укладывается в рамки ни одной из христианских конфессий (в том числе и в рамки протестантизма), Тиллих не игнорирует конфессиональные различия и не абстрагируется от них, но стремится понять породившие их причины и найти пути к их преодолению.
 

Пауль Тиллих - Систематическая теология - Том 1 Разум и откровение - Бытие и Бог - Том 2 Существование и Христос

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив / 2-е изд., испр. и доп. - 2017. -576 с.
Серия «Книга света»
ISBN 978-5-98712-585-4
 

Пауль Тиллих - Систематическая теология - Том 1 Разум и откровение - Бытие и Бог - Том 2 Существование и Христос - Содержание

TOM I
Предисловие
Введение
A.Точка зрения
  • 1. Весть и ситуация
  • 2. Апологетическая теология и керигма
Б. Природа систематической теологии
  • 3. Теологический круг
  • 4. Два формальных критерия всякой теологии
  • 5. Теология и христианство
  • 6. Теология и философия: вопрос
  • 7. Теология и философия: ответ
B.Структура теологии
Г. Метод и структура систематической теологии
  • 8. Источники систематической теологии
  • 9. Опыт и систематическая теология
  • 10. Норма систематической теологии
  • 11. Рациональный характер систематической теологии
  • 12. Метод корреляции
  • 13. Теологическая система
Часть I. Разум и откровение
  • I. Разум и поиск откровения
    • A.Структура разума
      • 1. Два понятия разума
      • 2. Субъективный и объективный разум
      • 3. Глубина разума
    • Б. Разум в существовании
      • 4. Конечность и двусмысленность реального разума
      • 5. Конфликты внутри реального разума и поиск откровения
    • B.Когнитивная функция разума и поиск откровения
      • 6. Онтологическая структура познания
      • 7. Когнитивные отношения
      • 8. Истина и верификация
  • II. Реальность откровения
    • A.Смысл откровения
      • 1. Признаки откровения
      • 2. Проводники откровения
      • 3. Динамика откровения: откровение первоначальное и зависимое
      • 4.Знание, получаемое в откровении
    • Б. Реальное откровение
      • 5. Реальное и окончательное откровение
      • 6. Окончательное откровение Иисуса как Христа
      • 7. История откровения
      • 8. Откровение и спасение
    • B.Разум в окончательном откровении
      • 9.Окончательное откровение преодолевает конфликт между автономией и гетерономией
      • 10. Окончательное откровение преодолевает конфликт между абсолютизмом и релятивизмом
      • 11. Окончательное откровение преодолевает конфликт между формализмом и эмоциональностью
    • Г. Основание откровения
      • 12. Бог и тайна откровения
      • 13. Окончательное откровение и Слово Божие
Часть II. Бытие и Бог
  • I. Бытие и вопрос о Боге
    • Введение: вопрос о бытии
    • A. Базисная онтологическая структура «я» и мир
      • 1. Человек, «я» и мир
      • 2. Логический и онтологический объект
    • Б. Онтологические элементы
      • 3. Индивидуализация и соучастие
      • 4. Динамика и форма
      • 5. Свобода и судьба
    • B.Бытие и конечность
    • 6. Бытие и небытие
      • 7. Конечное и бесконечное
      • 8. Конечность и категории
      • 9. Конечность и онтологические элементы
      • 10. Сущностное (эссенциальное) бытие и бытие в условиях существования (экзистенциальное бытие)
    • Г. Человеческая конечность и вопрос о Боге
      • 11.Возможность вопроса о Боге и так называемый онтологический аргумент
      • 12.Необходимость вопроса о Боге и так называемые космологические аргументы
  • II. Реальность Бога
    • А. Смысл «Бога»
      • 1. Феноменологическое описание
      • 2. Типологические соображения
    • Б. Реальность Бога
      • 3. Бог как бытие
      • 4. Бог как живой
      • 5. Бог как созидающий
      • 6. Бог как имеющий отношения со своим творением
Том 2
Предисловие
Введение 
А. Соотношение второго тома «Систематической теологии» с первым томом и с системой в целом
Б. Подтверждение ответов, данных в первом томе
  • 1. По ту сторону натурализма и супранатурализма
  • 2. Использование в систематической теологии понятия бытия .
  • 3. Независимость и взаимозависимость экзистенциальных вопросов и теологических ответов
Часть III. Существование и Христос
  • I. Существование и поиск Христа
    • А. Существование и экзистенциализм
    • Б. Переход от сущности к существованию и символ «падение» .
    • В. Признаки отчуждения человека и понятие греха
    • Г. Экзистенциальное саморазрушение и учение о зле
    • Д. Поиск Нового Бытия и смысл «Христа»
  • II. Реальность Христа
    • А. Иисус как Христос
    • Б. Новое Бытие в Иисусе как Христе
    • В. Оценка христологического догмата
    • Г. Универсальное значение события «Иисус Христос»
    • Д. Новое Бытие в Иисусе как Христе как сила спасения
Комментарии (О.Я, Зоткина)
От редакции
Указатель имен. Составитель И.А. Осиновская
Предметный указатель. Составитель ИЛ. Осиновская
 

Пауль Тиллих - Систематическая теология - Том 1 Разум и откровение - Бытие и Бог - Том 2 Существование и Христос - Введение

 
Теология как функция христианской церкви должна служить потребностям церкви. Предполагается, что теологическая система должна удовлетворять двум основным потребностям: утверждать истину христианской вести и толковать эту истину для каждого нового поколения.
Теология находится в постоянном движении между двумя полюсами: между лежащей в ее основании вечной истиной и той временной ситуацией, в которой эта вечная истина должна восприниматься. Лишь в немногих теологических системах удавалось достичь полного равновесия между этими двумя требованиями. В большинстве случаев приходится либо жертвовать элементами истины, либо признаться в неготовности говорить о ситуации. Иным же теологическим системам присущи оба этих недостатка. Из опасения упустить вечную истину ее зачастую отождествляют с каким-либо теологическим творением прошлого, с традиционными понятиями и решениями, пытаясь навязать их новой, изменившейся ситуации. Происходит смешение вечной истины с временным выражением этой истины. Это очевидно в случае европейской теологической ортодоксии, которая в Америке известна под названием фундаментализма. Если фундаментализм сочетается с антитеологическим уклоном (как, например, в его библейско-евангелической форме), то теологическую истину вчерашнего дня утверждают как не подлежащую изменениям весть, которую надлежит защитить от теологической истины дня сегодняшнего и дня завтрашнего. Фундаментализм бессилен установить контакт с современной ситуацией вовсе не потому, что он говорит помимо всякой ситуации, но потому, что он исходит из ситуации прошлого. Нечто конечное и преходящее фундаментализм возводит в ранг бесконечного и вечно действительного. В этом отношении фундаментализму присущи демонические черты. Он разрушает смиренную честность поиска истины; он раскалывает сознание своих мыслящих адептов, что делает их фанатиками, потому что их вынуждают подавлять в себе те элементы истины, о которых они смутно догадываются.
 
Фундаменталисты в Америке и ортодоксальные теологи в Европе могут сослаться на то, что многие их восторженно принимают и поддерживают именно в силу тех исторических или личных обстоятельств, в которых сейчас находятся люди. Факт этот очевиден, но вот истолкован он неверно. «Ситуация» как один из полюсов всякой теологической деятельности имеет отношение не к тому социальному или психологическому положению, в котором оказывается человек или группа людей. Она имеет отношение к тем научным, художественным, экономическим, политическим и этическим формам, в которых люди выражают свою интерпретацию существования. «Ситуация», к которой по преимуществу должна обращаться теология, - это не ситуация индивида как такового или группы как таковой. Теология не проповедует и не советует, а потому и успешность теологии, приспособленной для проповедничества или душепопечения, вовсе не обязательно является критерием ее истинности. Тот факт, что идеи фундаментализма жадно воспринимаются именно во времена разобщенности людей и социальных групп, вовсе не доказывает их теологическую обоснованность, подобно тому как успешность либеральной теологии во времена сплоченности людей или социальных групп вовсе не гарантирует ее истинность. «Ситуация», которую должна учитывать теология, — это творческая интерпретация существования, интерпретация, которая происходит в любой исторический период и при любых общественных и психологических условиях. Разумеется, «ситуация» не может быть независимой от этих условий. Однако теология имеет дело с проявлениями этих условий в культуре (как на практике, так и в теории), но не с самими этими обусловливающими факторами как таковыми. Так, например, теологию интересует не сам по себе политический раскол между Западом и Востоком, но именно политическая интерпретация этого раскола. Теологию интересует не сам по себе рост душевных болезней или наше более глубокое понимание этих заболеваний, но именно психиатрическая интерпретация этих тенденций. «Ситуация», которой должна соответствовать теология, — это вся совокупность творческой самоинтерпретации человека в тот или иной период. Фундаментализм и ортодоксия эту задачу отвергают, тем самым упуская из виду смысл теологии.
 

Пауль Тиллих - Систематическая теология - Том 3 Жизнь и Дух - История и Царство БожиеПауль Тиллих - Систематическая теология - Том 3 Жизнь и Дух - История и Царство Божие

2-е изд. испр. и доп. - М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 496 с.
Серия «Книга света»
ISBN 978-5-98712-752-0
 

Пауль Тиллих - Систематическая теология - Том 3 Жизнь и Дух - История и Царство Божие - Содержание

От редакции
Предисловие 
Введение
Часть IV. Жизнь и дух
  • I.Жизнь, ее двусмысленности и поиск недвусмысленной жизни
    • A.Многомерное единство жизни
    • Б. Самореализация жизни и ее двусмысленности
    • B.Поиск недвусмысленной жизни и символы ее предвосхищения
  • II.Духовное Присутствие
    • А. Проявление Духовного Присутствия в духе человека
    • Б. Проявление Духовного Присутствия в историческом человечестве 
    • 1. Дух и Новое Бытие: двусмысленность и фрагмент
    • 2. Духовное Присутствие и предвосхищение Нового Бытия в религиях
    • 3. Духовное Присутствие в Иисусе как Христе: христология Духа
    • 4. Духовное Присутствие и Новое Бытие в Духовном Сообществе
  • III.Божественный Дух и двусмысленности жизни
    • A.Духовное Присутствие и двусмысленности религии
    • Б. Духовное Присутствие и двусмысленности культуры
    • B.Духовное Присутствие и двусмысленности морали
    • Г. Исцеляющая сила Духовного Присутствия и двусмысленности жизни в целом
  • IV.Тринитарные символы
    • A.Мотивы тринитарного символизма
    • Б. Тринитарный догмат
    • B.Заново открывая тринитарную проблему
Часть V. История и Царство Божие
  • Введение
  • Место пятой части в теологической системе и историческое измерение жизни
  • I. История и поиск Царства Божьего
    • А. Жизнь и история
      • 1. Человек и история
      • 2. История и категории бытия
      • 3. Динамика истории
    • Б. Двусмысленности жизни в историческом измерении
      • 1. Двусмысленности исторической самоинтеграции: империя и централизация
      • 2. Двусмысленности исторического самосозидания: революция и реакция
      • 3. Двусмысленности исторического самотрансцендирования: «третья стадия» как данное и как ожидаемое
      • 4. Двусмысленность положения индивида в истории
    • В. Интерпретации истории и поиск Царства Божьего
      • 1. Проблема интерпретации истории
      • 2. Отрицательные ответы на вопрос о смысле истории
      • 3. Положительные, но неадекватные ответы на вопрос о смысле истории
      • 4.Символ «Царство Божие» как ответ на вопрос о смысле истории
  • II.Царство Божие в истории
    • A.Динамика истории и Новое Бытие
      • 1. Идея «истории спасения»
      • 2. Главное проявление Царства Божьего в истории
      • 3. «Kairos» и «kairoi»
      • 4. Историческое провидение
    • Б. Царство Божие и церкви
      • 1. Церкви как представители Царства Божьего в истории
      • 2. Царство Божие и история церквей
    • B.Царство Божие и всемирная история
      • 1. Церковная история и всемирная история
      • 2. Царство Божие и двусмысленности исторической самоинтеграции
      • 3. Царство Божие и двусмысленности исторического самосозидания
      • 4. Царство Божие и двусмысленности исторического самотрансцендирования
      • 5. Царство Божие и двусмысленности индивида в истории
  • III.Царство Божие как конец истории
    • А. Конец истории, или Вечная Жизнь
      • 1. Двойной смысл «конца истории» и постоянное присутствие конца
      • 2. Конец истории как возвышение временного к вечности
      • 3. Конец истории как разоблачение негативного в качестве негативного, или «Окончательный Суд»
      • 4. Конец истории и окончательное преодоление двусмысленностей жизни 
      • 5. Вечное блаженство как вечное преодоление негативного
    • Б. Индивидуальная личность и ее вечная судьба
      • 1. Универсальное и индивидуальное осуществление
      • 2. Бессмертие как символ и как понятие
      • 3. Смысл воскресения
      • 4. Вечная жизнь и вечная смерть
    • В. Царство Божие: время и вечность
      • 1. Вечность и движение времени
      • 2. Вечная жизнь и Божественная Жизнь
Комментарии (О.Я. Зоткина)
О.Я. Зоткина. «И этому испытанию никогда не приходит конец...»
Указатель имен. Составитель Е.Н. Балашова
Предметный указатель. Составители Е.Н.Балашова, И.Л.Осиновская
 
2017-11-19
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя asaddun