Томачинский - Симеон - Архитектор чистилища

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Симеон (Томачинский), архим. -  Архитектор чистилища. Данте и его «Божественная комедия»
На этих страницах мы соберём воедино разрозненные свидетельства, приведённые в работах главным образом зарубежных авторов, многие из которых не переведены на русский язык.
 
Нам предстоит дать описание дантовского чистилища в «Божественной комедии»; разобраться, что нового привнёс Данте в понимание этого пространства; выяснить, какие из представлений Данте о чистилище были восприняты католическим учением; установить роль Ферраро-Флорентийского Собора в принятии догмата о чистилище; исследовать, каково было отношение главных участников ФеррароФлорентийского Собора к Данте и его творчеству; выявить в решениях Ферраро-Флорентийского Собора и в дальнейшем развитии католической доктрины следы возможного влияния дантовской концепции, прямого или косвенного.
 

Симеон (Томачинский), архим. -  Архитектор чистилища. Данте и его «Божественная комедия»

Сергиев Посад: издательство Московской духовной академии, 2020. - 218 с.
ISBN 978-5-6042773-9-3
 

Симеон (Томачинский), архим. -  Архитектор чистилища. Данте и его «Божественная комедия» - Содержание

Сокращения 
«И здесь мы вышли вновь узреть светила» (Предисловие) 
Глава 1. «И я второе царство воспою»: Данте и концепция чистилища 
  • Историко-политический контекст жизни и творчества Данте 
  • Данте и Флоренция 
  • Изображения Данте 
  • Религиозно-политические взгляды Данте 
  • «Божественная комедия» 
  • Античные персонажи в дантовском аду 
  • Античные персонажи в дантовском чистилище 
  • Устройство чистилища у Данте 
  • Формирование догмата о чистилище 
  • Долгий путь чистилища 
  • Оригинальность дантовского чистилища 
  • Выводы по главе 1 
Глава 2. «Дабы я мог очиститься вполне»: Данте и Ферраро-Флорентийский Собор 
  • Главные участники Собора и их отношение к Данте 
  • Византийская делегация 
  • Папа Евгений IV 
  • Кардинал Джулиано Чезарини 
  • Кардинал Хуан де Торквемада 
  • Иеромонах Амброджио Траверсари 
  • Папский двор 
  • Собор и дискуссии о чистилище 
  • История созыва Собора 
  • Дискуссия о чистилище 
  • Итоговые решения по вопросу чистилища 
  • Современное понимание чистилища 
  • Выводы по главе 2 
Глава 3. «Отрадный цвет восточного сапфира»: Иконография загробного мира до и после Данте 
  • Загробный мир в иконографии Треченто 
  • «Страшный суд» в эпоху Кватроченто 
  • «Страшный суд» в эпоху Возрождения 
  • Данте и францисканцы 
  • Выводы по главе 3 
  • «Любовь, что движет солнце и светила» (Заключение) 
Благодарности 
Источники и литература 
Литература о «Божественной комедии» 
Научная и конфессиональная литература о чистилище 
Литература о Ферраро-Флорентийском Соборе 
Списки «Божественной комедии» 
Источники 
Литература 
Электронные ресурсы 
Приложение 
 

Симеон (Томачинский), архим. -  Архитектор чистилища. Данте и его «Божественная комедия» - Устройство чистилища у Данте

Порядок следования грехов в чистилище, по мнению комментаторов, имеет своим источником трактат "Tractatus di septem vitiis et septem donis Spiritus Sancti" («Трактат о семи пороках и о семи дарах Духа Святого») и труды Фомы Аквинского, который комментировал «Этику» Аристотеля и «Моралию» св. Григория Великого.
 
Началом как доброго, так и злого становится любовь, которая может быть направлена к истинным или ложным ценностям. Причём в «Божественной комедии» устами Вергилия дается различение «природной» и «духовной» любви (аmorе naturale е аmоrе d'animo):
Природная не может погрешать;
Вторая может целью ошибиться,
Не в меру скудной иль чрезмерной стать.
Пока она к высокому стремится,
А в низком за предел не перешла,
Дурным усладам нет причин родиться;
Но где она идёт стезею зла
Иль блага жаждет слишком или мало,
Там тварь завёт Творца не соблюла.
Отсюда ясно, что любовь - начало
Для всякого похвального плода,
Так и всего, за что карать пристало.
 
(Lo naturale è sempre sanza errore, 
ma l'altro puote errar per malo obietto
o per troppo o per poco di vigore. 
Mentre ch'elli è nel primo ben diretto, 
e ne' secondi se stesso misura, 
esser non può cagion di mal diletto; 
ma quando al ma si torce, o con più cura 
o con men che non dèe corre nel bene, 
contra 'l fattore adoura sua fattura. 
Quinci comprender puoi ch'esser convene 
Amor sementa in voi d'ogne virtute 
e d'ogne operazion che merta pene.)
 
В первых трёх кругах чистилища исцеляется любовь к «чужому злу», т. е. зложелательство: гордость, зависть, гнев (superbia, invidia, ira). Это та самая «ошибка целью» (mаlо obietto), о которой говорится в Чист. 17, 95.
В четвёртом круге пребывают те, кто имеет недостаточную любовь к истинному благу - уныние (accidia). Об их «не в меру скудной » любви (роса di vigore) говорит Вергилий в Чист. 17, 96.
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat magistr