Вестник Исторического общества СПбПДА - 1 - 2

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Вестник Исторического общества СПбПДА
«Икона — не произведение живописи, а уникальное явление, священный организм. Она позволяет на маленький шажок приблизиться к познанию Бога. <...> Один богослов сказал: икона, прежде всего, произведение искусства. Нет, категорически нет! Она лишь пользуется средствами искусства, всё равно, что Святая чаша, потир, прежде всего — произведение искусства, также звучит. Никоим образом. В третью очередь, но не в первую. Икона — это величайший духовный феномен. Все наши ошибки в том, что мы смотрим и анализируем её как произведение искусства». Эти слова принадлежат замечательному человеку — иконописцу, реставратору и педагогу Сергею Ивановичу Голубеву (1947-2008).
 
С 1987 г., параллельно с работой в Русском музее, Сергей Иванович преподавал технику иконописи, основы реставрации и иконографию сначала в вечернем классе, а с 1998 г. во вновь созданной Иконописной школе при Санкт-Петербургской духовной академии. Он по праву считается одним из основателей иконописной школы, учителем таких современных петербургских мастеров, как И. А. Кусов и В. Т. Жданова. Вся жизнь Сергея Ивановича была посвящена иконе: её изучению, реставрации, сохранению и возрождению древних традиций в современной иконописи. Он тщательно исследовал древнейшие памятники везде, где только предоставлялась возможность побывать: в московских музеях, Эрмитаже, Киеве, Минске и Кирилло-Белозерском монастыре-заповеднике.
 
Сергей Иванович часто повторял, что каждая икона в процессе её создания, реставрации или молитвенного созерцания по сути своей есть исследование. В его личности были органично сплавлены все эти стороны творческого отношения к иконе. Реставрируемые им памятники, особенно древние, постоянно занимали его мысли, что нашло своё выражение в письменном наследии — статьях по иконографии, раскрывающих богословское содержание того или иного образа, и технике исполнения икон.
 

Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии - № 1

Научный журнал
СПб. : Изд-во СПбПДА, 2018. 208 с.
ISSN 2587-8425
 

Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии - № 1 - Содержание

«Святая академия», или Несколько слов в качестве предисловия
Интервью
  • «С Вами говорят из управления госбезопасности. Нужно встретиться...». Интервью с заведующим кафедрой Церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии, профессором протоиереем Георгием Митрофановым
История Русской Православной Церкви
  • Иеромонах Геннадий (Поляков). Церковно-политические взгляды святителя Серафима (Соболева)
  • Иеромонах Никодим (Хмыров). Обсуждение календарной реформы в Русской Зарубежной Церкви: богословие и математика (по материалам журнала «Церковные ведомости»)
  • Д. О. Бохонский. К истории Софийского собора в Царском Селе (конец XVIII — начало XIX вв.)
  • В. К. Вытнов. «Из Санкт-Петербургской Духовной Академии в Донскую епархию...»
  • B. А. Капитонов. Зритель в зале Религиозно-философских собраний
Новомученики и исповедники Церкви Русской
  • М.В. Шкаровский. «Покажите народу лицо батюшки-мученика...»: жизненный путь протоиерея Владимира Рыбакова (1869-1934)
  • Д. А. Карпук. Кандидатские диссертации выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии, причисленных Русской Православной Церковью к лику новомучеников и исповедников
  • C. С. Забавнов. Литургическое почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской: некоторые проблемы современной гимнографии
История Санкт-Петербургской Духовной Академии
  • Священник Глеб Санюк. Литургическая наука в Санкт-Петербургской Духовной Академии на рубеже XIX-XX вв. (К 100-летию со дня кончины проф. Н. В. Покровского)
Архив
  • «Академия идет в глубь веков и черпает свои живительные силы в богословской науке древне-вселенской Церкви, с которою сохраняет постоянную и неразрывную связь» (из неопубликованного Отчета о состоянии Петроградской духовной академии за 1917 г.)
Юбилеи
  • «Все в руках благого Промысла Божьего и Совета Академии». Заслуженному профессору протоиерею Иоанну Белёвцеву 90 лет
In memorian
  • «Ведите каждую линию в иконе так, как будто она последняя в жизни». Вечер памяти Сергея Ивановича Голубева
Некрологи
  • Протоиерей Григорий Красноцветов
  • Архиепископ Николай (Грох)
  • Протодиакон Василий Марков
  • Архиепископ Феофан (Галинский)
Библиография
  • А. А. Андреев. Богослужебные книги, их история и употребление: современные пособия
Деятельность Исторического общества
  • Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2016-2017 учебном году
  • Список святых, начальствовавших, учивших и учившихся в Санкт-Петербургских духовных школах
  • Месяцеслов Санкт-Петербургской Духовной Академии
  • Юбилейные и памятные даты в 2018 году

Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии - № 1 - От редакции - «Святая академия», или Несколько слов в качестве предисловия

 
В 1909 г., когда Санкт-Петербургская духовная академия торжественно отмечала 100-летие со дня своего основания, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) в своем импровизированном приветственном слове назвал духовную школу на Неве «Святой академией». Сейчас уже трудно, практически невозможно представить, насколько странной и даже вызывающей была эта характеристика. И насколько надо было быть мужественным человеком, чтобы сказать такое, невзирая на возможность испортить свой авторитет в глазах церковной общественности, неоднородной и непредсказуемой, и в глазах бюрократическо-синодального чиновничества, гораздо более монолитного. Для многих тогдашних церковных деятелей духовные академии — да и вообще духовные школы — представляли собой оплоты и убежища протестантствующих либералов, эдаких вольнодумцев с атеистическим уклоном. Еще свежи были воспоминания о революционных потрясениях 1905-1907 гг.: семинарские бунты, академическая автономия, радикальные призывы к коренным церковным реформам и преобразованиям со стороны не только студентов, но и профессоров. И вдруг... «святая академия»! С академической кафедры, в присутствии многочисленных гостей... Можно только догадываться, что потом говорили в петербургских церковно-приходских «салонах» и синодальных кабинетах. Владыка же Антоний являлся тем человеком, который готов был пожертвовать своей репутацией, но не своей любовью к высшей духовной школе, на благо которой он трудился много лет сначала в Казани, а потом и в Санкт-Петербурге. И эта фраза, вне всякого сомнения, была сказана им не для красного словца. Она является отражением подлинного отношения митрополита Антония к академии, о чем один из современников вспоминал: «Владыка твердо и убежденно формулировал свои основания, сказав прямо: я доживаю жизнь, видел ее на всех ступенях, сам поднялся до самого верха и знаю там все непосредственно, но — верьте мне! — нигде нет среды выше и чище, чем ваша — академическая».
 
Примечательно, что этим современником, сохранившим такие важные слова для истории, был один из выдающихся церковных ученых начала XX в. — Николай Никанорович Глубоковский. Он и сам о своей научно-исследовательской и преподавательской работе говорил именно как о служении: «Кроме священства — я не знаю в мире служения выше профессорского. До самого конца академической деятельности для меня аудитория была священным храмом, а профессорская кафедра — святейшим алтарем, куда я неизменно вступал со страхом Божиим и верою, хотя всегда без совершенной уверенности, ибо чем дальше занимался и шире знакомился с наукой, тем больше чувствовал свою немощь пред величием изучаемой истины, которую не дано здесь видеть лицем к лицу, якоже есть...».
 
Санкт-Петербургские духовные школы насчитывают уже почти триста лет. «Прародительница» академии — Славянская школа при Александро-Невском монастыре — была основана еще в 1721 г. С тех пор десятки тысяч человек получили духовное образование на берегах Невы. Кто-то стал выдающимся миссионером, как святитель Николай (Касаткин), кто-то — всероссийским батюшкой, как праведный Иоанн Кронштадтский, кто-то — ученым с мировой известностью, как Василий Васильевич Болотов. Кто-то же сыграл отрицательную роль в жизни не только Церкви, но и всего государства, как Георгий Аполлонович Гапон. Имена многих выпускников академии малоизвестны или и вовсе незаслуженно забыты. И если в одних случаях прошлое лучше не ворошить, то в других (и это в большинстве) — совершенно очевидно необходимо проводить исследовательскую работу, извлекая из пыльных архивных недр (которые профессор академии А. А. Бронзов называл невольной могилой многих отличных работ) сведения о наших предшественниках, многие из которых не стали известными и выдающимися, но были ревностными тружениками на ниве Христовой, изо дня в день выполняя каждый свое, иногда кажущееся рутинным, но на самом деле чрезвычайно важное служение.
 
Д. А. Карпук Главный редактор «Вестника Исторического общества», кандидат богословия

Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии - № 2Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии - № 2

Научный журнал
СПб. : Изд-во СПбПДА, 2018.  272 с.
ISSN 2587-8425
 

Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии - № 2 - Содержание

От редакции
  • «Категорически отказываюсь принять докторскую степень», или Несколько слов в качестве предисловия
Интервью
  • «Стояние перед Богом». Интервью с проректором по культуре, деканом Факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии Еленой Михайловной Гундяевой
К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Готова)
  • М. В. Шкаровский. Антирелигиозные гонения 1958-1964 гг. в Ленинградской епархии и противостояние им митрополита Никодима (Ротова)
История Санкт-Петербургской епархии
  • С. Л. Фирсов. История одного документа (к истории храма «Спас-на-водах»)
  • Протоиерей Константин Костромин. «Постройка храма грозит стать предметом столичного скандала...». К истории Православного русско-эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского
  • Священник Павел Кадосов. К вопросу о происхождении петербургского духовенства первой половины XVIII века
  • A. И. Мартынова. Церковь Успения Божией Матери в деревне Лезье: к вопросу о преемственности традиций военного храмостроительства
Новомученики и исповедники Церкви Русской
  • М. В. Шкаровский. Новый священномученик Санкт-Петербургских духовных школ протоиерей Христофор Варфоломеев
  • B. С. Грачев. Церковно-приходская деятельность священника Воскресенского храма в деревне Журавлево Суглицкого погоста Николая Ивонинского (к 80-летию со дня мученической кончины)
История Санкт-Петербургской Духовной Академии
  • И. А. Колонтаев. Административная и научно-исследовательская деятельность епископа Кирилла (Наумова) в Санкт-Петербургской духовной академии
  • Г. В. Бринзей. Эпистолярное наследие профессора Санкт-Петербургской духовной академии И. С. Пальмова (1856-1920)
История монастырей и монашества
  • Игумения София (Силина). Актуальные вопросы духовного окормления монахов
  • Игумения Илариона (Феоктистова). Монастырский устав и Иисусова молитва
  • Иеромонах Феофан (Друганов). Роль и значение аскетического служения старца Иосифа Исихаста для православного монашества в XX веке
Православная Церковь в Японии
  • Д. А. Карпук. История взаимоотношений святителя Николая Японского с Санкт-Петербургскими митрополитами (1860-1912 гг.)
  • И. Г. Горбунов. Отчеты о состоянии Православной духовной миссии в Японии святителя Николая (Касаткина) как исторический источник
Региональная церковная история
  • Иеромонах Антоний (Малинский). История антиминса Воскресенского Войскового собора станицы Старочеркасской (антиминс как исторический источник)
  • Г. С. Тихашин. Газета «Новый путь» как пример оккупационной газеты на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны
Библейская филология
  • Иеромонах Варфоломей (Магницкий). Слово лень в Синодальном переводе Нового Завета: филологический и нравственный аспект
Архив
  • «Труды митрополита Никодима отличаются разнообразием содержания и глубиной богословской мысли». Отзывы заслуженного профессора протоиерея Михаила Сперанского и профессора Н. Д. Успенского на пятитомный «Сборник сочинений» митрополита Никодима (Ротова) (Вступ. статья и публ. Д. А. Карпук, И. А. Колонтаев)
Факультет иностранных студентов
  • Филарет Чхве. Православие в Корее: история и современность
In memoriam
  • «Он был исповедником, который врачевал наши души». Вечер памяти, посвященный 10-летию со дня кончины архимандрита Кирилла (Начиса)
Некрологи
  • Профессор Гелиан Михайлович Прохоров (20 марта 1937 — 1 сентября 2017)
  • Протоиерей Борис Безменов (12 июля 1940 — 24 ноября 2017)
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (9 декабря 1943 — 21 декабря 2017)
  • Петр Семенович Логвинов (8 июля 1940 — 21 декабря 2017)
Научная деятельность
  • Защита кандидатской диссертации чтеца А. А. Андреева «Книжная справа Ирмология в XVII веке»
  • Защита кандидатской диссертации чтеца С. М. Джусоева на тему «Эпоха Мануила I Комнина в контексте развития религиозного антагонизма между Византией и Европой (IV-XII вв.)»
  • Защита кандидатской диссертации священника Антония Афанасьева «Богословский анализ критики религиоведческих концепций Вильгельма Шмидта (1868-1954)»
Деятельность Исторического общества
  • Отчет о деятельности Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2017-2018 учебном году
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя magistr