Дефиниция "негативная диалектика" - погрешность относительно традиции. Уже Платону диалектика виделась как способ конституирования негативного посредством мышления отрицания; позднее эта функция была четко обозначена в фигуре отрицания отрицания. В моей книге хотелось бы освободить диалектику от такого рода аффирмативных сущностей, но и не оставить ей в наследство ничего от определенности. Развернуть смысл парадоксального названия "Негативная диалектика" - одна из многих интенций труда.
Тому нечто, которое в соответствии с господствующей в философии установкой является основой и основанием, автор дает развернутую характеристику только после того, как сформулирован вывод, сделанный им очень давно. Исходный пункт: нечто возвышается над определенным основанием. Такая позиция инициирует в равной мере как критику понятия основы и основания, так и критику идеи содержательного мышления. Движение этого нечто улавливается только в процессе его самосознания. В соответствии с действующими и сегодня правилами игры такое движение нуждается в существовании вторичного и обусловленного по отношению к духу.
Данностью для автора является не только методология материальной деятельности: согласно теории негативной диалектики существует разрыв между материально-предметной деятельностью и негативной диалектикой. Хотя этот разрыв, как и обусловленные им отсылки к мышлению, доступны рассмотрения и подвластны анализу. Такой опыт, скорее, узаконен, чем обоснован. По возможности, автор раскрывает свои карты; а это нечто совсем другое, чем просто игра.
В 1937 году В.Беньямин, прочитав фрагменты "Метакритики теории познания" - работы, которую автор только-только завершил (он познакомился с публикацией последней главы), высказался в том смысле, что следует целенаправленно и последовательно преодолевать границы ледняков абстракции; что важно, так это достичь конкретного философствования, придти к нему;, Негативная диалектика рисует этот путь только в ретроспекции. В современной философии конкретизация по большей мере превращается в обман. Абстрактный текст, напротив, призван служить разъяснением для авторской мысли. Если в эстетических спорах юности речь шла об антидраме и антигероях, то негативную диалектику, весьма далекую от любых эстетических тем и мотивов, можно было бы назвать антисистемой. Последовательно используя логические приемы, негативная диалектика рассматривает вместо принципа тождества и всевластия возвышающегося над миром понятия идею того нечто, которое избежало заклятия и чар единства. С того самого момента, как автор доверился собственным духовным импульсам и побуждениям, он видел свою задачу в том, чтобы силами самого субъекта разрушить иллюзию конститутивной субъективности. Однако в равной степени он хотел избежать необходимости решать эту проблему. Одним из определяющих мотивов стало стремление выйти за рамки официального различения чистой философии и предметного или формально-научного.
Теодор Адорно - Негативная диалектика
2003. - 374 с.
ISBN 5-89176-191-2
Теодор Адорно - Негативная диалектика - Содержание
Предисловие автора
Введение
О возможности философии
Диалектика - это не точка зрения
Реальность и диалектика
Интересы философии
Антагонистическое целое
Понятие расколдовано
"Бесконечность"
Спекулятивный момент
Изложение - изображение
Отношение к системе
Идеализм как ярость
Двойственный характер системы
Антиномично системе
Аргумент и опыт
Головокружительное
Хрупкость истинного
Против релятивизма
Диалектика и устойчивое
Привилегия опыта
Качественный момент рациональности
Качество и индивид
Содержательность и метод
Экзистенциализм
Вещь, язык, история
Традиция и познание
Реторика
Часть первая. Отношение к онтологии
I. Онтологическая потребность
II. Бытие и существование
Часть вторая. Негативная диалектика:понятие и категории
Часть третья. Модели
I. Свобода (о метакритике практического разума)
II. Мировой дух и естественная история (экскурс к Гегелю)
III. Размышления о метафизике
Примечания
Именной указатель
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: