Настоящая книга представляет собой путеводитель по Евангелию от Иоанна, в котором текст этого Евангелия рассматривается в исторической и богословской перспективе.
Евангелие от Иоанна существенно отличается от трех синоптических — от Матфея, Марка и Луки. Только в событиях последних дней земной жизни Иисуса (вечеря в Вифании, вход в Иерусалим, Тайная вечеря, моление в Гефсиманском саду, взятие Иисуса под стражу, суд синедриона, отречение Петра, суд Пилата, распятие и погребение) Иоанн сходится с синоптиками, хотя и в этих повествованиях добавляет подробности, отсутствующие у синоптиков (в частности, беседа Ииуса с учениками на Тайной вечере, суд у первосвященника Анны). Что же касается предшествующего повествования, то сюжетные линии синопгических Евангелий, постоянно пересекающиеся между собой, редко пересекаются с теми, которые проводит Иоанн.
Это побуждает рассматривать Евангелие от Иоанна как самостоятельный источник сведений о жизни и учении Иисуса Христа, существенно дополняющий три других Евангелия. В то же время его невозможно рассматривать изолированно от синоптических Евангелий. В настоящей книге постоянное внимание будет уделяться параллелям между рассказами Иоанна и повествованиями прочих евангелистов.
Митрополит Иларион - Алфеев - Евангелие от Иоанна - Исторический и богословский комментарий
М.: Издательский дом «Познание», 2018. — 640 с.
ISBN 978-5-906960-31-3
Митрополит Иларион - Алфеев - Евангелие от Иоанна - Исторический и богословский комментарий - Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- 1. Автор четвертого Евангелия
- 2. Основные особенности Евангелия от Иоанна
- 3. Место Евангелия от Иоанна в корпусе Иоанновых писаний
ГЛАВА 1
- 1. Пролог
- 2. Иоанн Креститель свидетельствует о себе самом
- 3. Иоанн Креститель свидетельствует об Иисусе
- 4. Два ученика Крестителя следуют за Иисусом
- 5. Первая встреча Иисуса с Петром
- 6. Филипп и Нафанаил
ГЛАВА 2
- 1. Брак в Кане Галилейской
- 2. Изгнание торгующих из храма
- 3. Многие веруют в Иисуса, но Он не вверяет Себя им.
ГЛАВА 3
- 1. Беседа с Никодимом
- 2. «Никто не восходил на небо...»
- 3. Иисус крестит в земле Иудейской
- 4. Ученики Иоанна спрашивают об Иисусе
ГЛАВА 4
- 1. Иисус оставляет Иудею
- 2. Беседа с самарянкой
- 3. Беседа Иисуса с учениками у колодца
- 4. Самаряне веруют в Иисуса
- 5. Исцеление сына царедворца
ГЛАВА 5
- 1. Исцеление расслабленного
- 2. Исцеленный перед иудеями
- 3. «Отец любит Сына»,
- 4. «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну»
- 5. «Я ничего не могу творить Сам от Себя»
ГЛАВА 6
- 1. Насыщение пяти тысяч
- 2. Хождение по водам
- 3. Беседа о небесном хлебе
- 4. «Я есмь хлеб жизни»
- 5. Многие ученики отходят от Иисуса
- 6. Исповедание Петра
ГЛАВА 7
- 1. Иисус на празднике Кущей
- 2. «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня»
- 3. «Я пришел не Сам от Себя, но истинен
- Пославший Меня»
- 4. «Еще недолго быть Мне с вами»
- 5. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»
ГЛАВА 8
- 1. Женщина, взятая в прелюбодеянии
- 2. «Я знаю, откуда пришел»
- 3. «От начала Сущий»
- 4. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь»
ГЛАВА 9
- 1. Исцеление слепорожденного
- 2. Исцеленный и иудеи
- 3. «На суд пришел Я в мир сей»
ГЛАВА 10
- 1. Пастырь добрый
- 2. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою...»
- 3. Иисус на празднике обновления
- 4. Иисус уходит за Иордан
ГЛАВА 11
- 1. Иисус узнает о смерти Лазаря
- 2. Иисус идет ко гробу Лазаря
- 3. Иисус воскрешает умершего
- 4. Иудеи принимают решение убить Иисуса
ГЛАВА 12
- 1. Вечеря в Вифании
- 2. Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим
- 3. Еллины хотят видеть Иисуса
- 4. «Когда Я вознесен буду от земли...»
- 5. «Еще на малое время свет есть с вами»
- 6. «Я свет пришел в мир»
ГЛАВА 13
- 1. Омовение ног
- 2. Предательство Иуды
- 3. Начало прощальной беседы Иисуса с учениками . .
- 4. Предсказание об отречении Петра
ГЛАВА 14
- 1. Единство Отца и Сына
- 2. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю»
- 3. Первое обетование Утешителя
- 4. Обетование возвращения к ученикам
- 5. Второе обетование Утешителя
- 6. Иисус оставляет мир ученикам
ГЛАВА 15
- 1. Виноградная лоза
- 2. Призыв пребывать в любви
- 3. Предсказание о гонениях
- 4. Третье обетование Утешителя
ГЛАВА 16
- 1. Еще одно предсказание о гонениях
- 2. Четвертое обетование Утешителя
- 3. От скорби к радости
- 4. Молитва во имя Иисуса
- 5. Завершение беседы Иисуса с учениками
ГЛАВА 17
- 1. Молитва о славе
- 2. Молитва об учениках
- 3. Молитва о верующих
- 4. Эпилог молитвы
ГЛАВА 18
- 1. Арест Иисуса
- 2. Первое отречение Петра
- 3. Допрос у Анны
- 4. Второе и третье отречения Петра
- 5. Суд Пилата.
ГЛАВА 19
- 1. Продолжение допроса и приговор
- 2. Распятие
- 3. Матерь Иисуса у креста
- 4. Смерть Иисуса
- 5. Воины у креста Иисуса
- 6. Погребение
ГЛАВА 20
- 1. Мария Магдалина, Пётр и Иоанн у гроба
- 2. Явление воскресшего Иисуса Марии Магдалине
- 3. Первое явление Иисуса ученикам
- 4. Второе явление Иисуса ученикам
- 5. «Первое окончание» Евангелия от Иоанна
ГЛАВА 21
- 1. Третье явление Иисуса ученикам
- 2. Аналог Иисуса с Петром
- 3. «Второе заключение» Евангелия от Иоанна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Митрополит Иларион - Алфеев - Евангелие от Иоанна - Исторический и богословский комментарий - Предисловие
Главным отличием Евангелия от Иоанна от синоптических Евангелий, на наш взгляд, является то, что его автор не только повествует о событиях земной жизни Иисуса Христа и пересказывает Его поучения, но и предлагает свое богословское осмысление описываемых событий. Возможно, именно такой подход является одной из причин, по которым Иоанн останавливает свое внимание на деталях, ускользнувших от взора других евангелистов, в то же время оставляя без внимания мно
гие события и слова Иисуса, известные по их повествованиям. Евангелие от Иоанна представляет собой по сути богословский трактат, в котором события из жизни Иисуса даны выборочно, но каждое событие помещается в контекст той или иной богословской концепции и наглядно иллюстрирует эту концепцию.
Так, например, мысль о том, что учение Иисуса есть «вода живая», иллюстрируется при помощи рассказа о встрече Иисуса с самарянкой (Ин. 4), отсутствующего у других евангелистов: в нем даны образы воды, колодца, усталого Путника, Которому нечем зачерпнуть воды и Который просит у сама-рянки пить. Мысль о том, что Иисус есть «свет мирр, иллюстрируется при помощи рассказа об исцелении слепого при Силоамской купели (Ин. 9). Тот, кто живет без Бога, слеп, а кто верует в Бога, становится зрячим, ибо вера в Иисуса как Сына Божия дает человеку прозрение — таков основной смысл данного рассказа. Повествование о насыщении пяти тысяч пятью хлебами (Ин. 6) приводится для того, чтобы подвести к словам Иисуса «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35). Если других евангелистов привлекает само чудо насыщения народа пятью хлебами, то Иоанн обращает внимание на богословскую значимость этого события: чудо трактуется им как прообраз Евхаристии. Наконец, рассказ о воскрешении Лазаря (Ин. 11), отсутствующий у других евангелистов, является прелюдией к рассказу о воскресении Христовом и иллюстрацией слов Иисуса: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25).
Книга, которую держит в руках читатель, не является самостоятельным исследованием: это переработка материала из нашего шеститомного исследования под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Из первого тома этого исследования выбраны общие сведения о четвертом Евангелии и комментарий к некоторым эпизодам из его начальных глав. Из третьего тома заимствованы главы, посвященные чудесам Иисуса, о которых повествуется в Евангелии от Иоанна. Пятый том исследования, посвященный оригинальному материалу этого Евангелия, почти целиком включен в настоящую книгу. Наконец, из шестого тома выбраны повествования Иоанна о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, о Его воскресении и явлении ученикам.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
спасибо за книгу, очень