Ассман - Длинная тень прошлого - Одержимость историей

Алейда Ассман - Длинная тень прошлого - Мемориальная культура и историческая политика
В январе 1997 года художник Хорст Хоайзель создал инсталляцию, демонстрация которой поначалу была запрещена, но потом все-таки разрешена. В ночь на 27 января, когда отмечалась первая годовщина Дня памяти жертв Холокоста, учрежденного федеральным президентом Романом Херцогом и приуроченного ко дню освобождения концентрационного лагеря Аушвиц, Хорст Хоайзель наложил на Бранденбургские ворота световую проекцию ворот концлагеря Аушвиц. «Те и другие ворота слились воедино, — прокомментировал художник свою инсталляцию. — Мне показалось это знаменательным жестом, но на протяжении холодной январской ночи он становился все менее значимым. С тех пор Бранденбургские ворота утратили для меня свою важность»1. То, что самому автору представлялось личным самовыражением и освободительным нарушением табу, приобрело далеко не кратковременный смысл в качестве художественной акции. Фотография, запечатлевшая однократный и мимолетный перформанс, увиденный в ту холодную январскую ночь лишь редкими очевидцами и воспринятый ими как случайная вспышка памяти, дала возможность увидеть эту инсталляцию многим другим зрителям в иных местах и в иное время. Фотография эфемерной акции вошла в материальные накопители памяти, коими являются архивы культуры, и была извлечена оттуда для обложки данной книги, чтобы далее излучать ту провокационность, которая для самого автора перформанса уже угасла.
 
Световая проекция Хоайзеля может быть воспринята как ментальный образ, позволяющий, не ограничиваясь ее кратковременным эффектом, заглянуть в глубины немецкой исторической памяти. Во-первых, эта видеоинсталляция демонстрирует значение Бранденбургских ворот как национального исторического символа. Обычно памятник несет эм- патическое послание потомкам, которые, однако, редко воспринимают его, а потому сам памятник вопреки изначальному посылу вскоре уходит в историю и если все еще впечатляет, то лишь в качестве материального реликта минувшего времени. Иначе обстоит дело с Бранденбургскими воротами, чье значение в качестве национального символа базируется не столько на смысле, который вкладывался их создателем, сколько на событиях вокруг этого сооружения, неоднократно становившегося объектом исторического действа. Возникнув в девяностые годы XVIII века, Бранденбургские ворота служили гордым символом мира, завоеванного победой2. Но уже в 1806 году после поражения Пруссии от Наполеона это послание было не просто опровергнуто; символическое опровержение отразилось на самом памятнике, чья триумфальная квадрига была доставлена в Париж в виде военного трофея. В 1813 году, после поражения Наполеона в «битве народов» под Лейпцигом, положение вновь изменилось, и скульптурная группа с триумфом вернулась на прежнее место, а Карл Шинкель сделал добавление к созданной фон Шадовом фигуре Афины-Виктории, вложив ей в руку железный крест. Этот памятник не только несет определенную смысловую нагрузку, не только воплощает собой историю, — он сам вновь и вновь становился ареной истории, ее травматических и триумфальных моментов. Захват власти Гитлером торжественно праздновался здесь 30 января 1933 года помпезным военным парадом, а 9 ноября 1989 года жители Берлина и все, кто видел падение Стены на телеэкранах, стали очевидцами очередного исторического события.
 

Алейда Ассман - Длинная тень прошлого - Мемориальная культура и историческая политика

Пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с.
ISBN 978-5-4448-0146-8
 

Алейда Ассман - Длинная тень прошлого – Содержание

Предисловие
Введение. Триумф и травма
Первая часть Теоретические основания
  • 1. От индивидуального к коллективному конструированию прошлого
  • 2. Основные понятия и топ осы индивидуальной и коллективной памяти
Вторая часть Анализы и примеры
  • 3. Насколько правдивы воспоминания?
  • 4. Ложные воспоминания: патологии идентичности в конце XX века
  • 5. Некорректные воспоминания: о нормативной силе социальных рамок памяти
  • 6. Пять стратегий вытеснения
  • 7. Немецкие жертвенные нарративы
  • 8. Пересечения между живой памятью-опытом и культурной памятью
  • 9. Мемориальные места в пространстве и во времени
  • 10. Будущее памяти о Холокосте
  • 11. Европа как мемориальное сообщество
Заключение. Длинная тень
Литература

Алейда Ассман - Распалась связь времен?Алейда Ассман - Распалась связь времен? - Взлет и падение темпорального режима Модерна

«НЛО», 2013 — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»)
ISBN 978-5-4448-0499-5
 

Алейда Ассман - Распалась связь времен? – Содержание

Предисловие
Введение
1. Время и Модерн
  • Бодлеровское открытие настоящего - Сколько длится настоящее?
2. Работа Модерна над мифом современности
  • Эволюция понятия прогресса - Базовые элементы теории времени в исторической науке - Когда начинается Модерн? Модернизационные сдвиги в западных обществах - Золотые ворота будущего: Модернизация культуры на примере США
3. Пять аспектов темпорального режима Модерна
  • Перелом времени - Фикция начала - Творческое разрушение - Разрушение и сохранение – изобретение исторического- Ускорение
4. Темпоральные концепции позднего Модерна
  • Теория компенсации - Теория компенсации и теория памяти. Два различных подхода к прошлому
5. Распалась связь времен?
  • Total recall – риторика катастроф и расширенное настоящее - Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего
6. Непрошедшее прошлое. Коррекция темпорального режима модерна
  • Три новые категории: культура, идентичность, память - Непрошедшее прошлое: исторические травмы и концепт необратимого времени - Политика идентичности. Пресечение истории и памяти - Две тенденции в исторической политике
Заключение. Слишком много прошлого, слишком мало будущего?

Алейда Ассман - Забвение истории - одержимость историейАлейда Ассман - Забвение истории - одержимость историей

М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 552 с. - (Библиотека журнала «Не­прикосновенный запас»)
ISBN 978-5-4448-1151-1
 

Алейда Ассман - Забвение истории - одержимость историей - Содержание

1. Формы забвения
  • Предисловие - Семь форм забвения - Семь примеров - Заключение
2. 1998 — между историей и памятью
  • Введение - История в памяти - Ключевые слова дискуссии - 1945 — слепое пятно немецкой мемориальной истории - Поворотные моменты немецкой мемориальной истории
3. История в памяти. От индивидуального опыта к публичному инсценированию
  • Предисловие - Введение. Немецкая история — долгая или короткая? - Воплощенная история — о динамике поколений - История в семейной памяти: личный взгляд на мировую историю - История в публичном пространстве: архитектура как носитель памяти - Инсценирование истории: музеи и медиальные презентации - Перспективы: переизобретение нации

Европейская мечта. Переизобретение нацииАлейда Ассман - Европейская мечта. Переизобретение нации

«НЛО», 2019
Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»
ISBN 978-5-4448-1831-2
 

Алейда Ассман - Европейская мечта. Переизобретение нации - Содержание

ЕВРОПЕЙСКАЯ МЕЧТА
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТОМУ ИЗДАНИЮ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ОБ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  • ЧЕТЫРЕ УРОКА ИСТОРИИ
  • УРОК ПЕРВЫЙ: СОХРАНЕНИЕ МИРА – КАК ВЕКОВЕЧНАЯ ВРАЖДА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДОБРОСОСЕДСТВО
  • УРОК ВТОРОЙ: (ВОС)СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДИКТАТУРЫ В ДЕМОКРАТИЮ
  • УРОК ТРЕТИЙ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА И ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОЙ МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРИМЕРЫ
  • УРОК ПЕРВЫЙ: СОХРАНЕНИЕ МИРА
  • УРОК ВТОРОЙ: ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
  • УРОК ТРЕТИЙ: МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
  • УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • РАЗНОГЛАСИЯ, ДЕФИЦИТ, ПОТРЕБНОСТИ
  • ЭПИЛОГ
ПЕРЕИЗОБРЕТЕНИЕ НАЦИИ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕЗИС: ПРЕОДОЛЕНИЕ НАЦИИ И ЕЕ ПЕРЕИЗОБРЕТЕНИЕ
  • 2. ГРАММАТИКА ИДЕНТИЧНОСТЕЙ
  • 3. ГРАММАТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ НАРРАТИВОВ
  • 4. ГРАЖДАНСКИЕ И ВОИНСТВУЮЩИЕ НАЦИИ
  • 5. ИНКЛЮЗИЯ И ЭКСКЛЮЗИЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat Andron