Баркова - Введение в мифологию - ЛекцииРRО - 4 лекции о мифологических универсалиях - Русская литература от олдового Нестора

Баркова Александра - Введение в мифологию
ЛекцииPRO
Мы будем заниматься мифологическим мышлением. Что это такое? Чем мифологическое мышление отличается от мифологии славянской, египетской и какой угодно? Примерно тем же, чем скелет человека отличается от человека как индивидуальности. То есть мифологическое мышление — это то, что было, есть и, вероятно, будет. Это то, на чем построена не только древняя культура, но и культура современная. На универсалиях мифологического мышления в огромной степени строится, например, современная реклама.
 
В какой-то степени на них строится вообще современное искусство. И несовременное тоже. Итак, есть некие универсалии, которые существуют помимо нашего сознания. Они находятся на уровне подсознания. Они не меняются с течением веков и тысячелетий. Они, естественно, не отличаются у разных народов. Хотя, конечно, у каждого конкретного народа они наполняются неким конкретным содержанием, конкретной формой. Конечно, надо уметь различать, где мы имеем дело с универсальным представлением (и, соответственно, надо делать акцент на том, что это представление универсальное), а где-то надо все-таки делать акцент на частностях, потому что частности — это, собственно, то, что составляет нашу национальность. Всё это тоже не менее важно, чем универсалии, просто надо правильно расставлять акценты в каждом конкретном случае.
 

Баркова Александра - Введение в мифологию

М. : РИПОЛ классик, 2018. 528 с.
(ЛекцииПРО)
ISBN 978-5-386-10524-2

Баркова Александра - Введение в мифологию - Содержание

Предисловие
Лекция 1. Понятие мифа
Лекция 2. Мифологическая картина мира
  • Эволюция мифологического мышления
Лекция 3. Герой шаманского мифа
  • Первопредок
  • Враг
Лекция 4. Миф, эпос и сказка
  • «Исторические корни волшебной сказки»
Лекция 5. Египетская мифология
  • Мировоззрение и боги
  • Око
  • Заупокойный ритуал
  • Реформы Эхнатона
Лекция 6. Греческая мифология: возникновение мира
  • Возникновение мира
Лекция 7. Греческие богини и боги
  • Афродита и Артемида
  • Гермес
  • Олимпийская семья
  • Зевс 

Баркова Александра - Введение в мифологию - Предисловие

 
Что ж ... Спустя почти четверть века с того дня, как я впервые поднялась на кафедру УНИКа, чтобы прочесть первую лекцию первого семестра, этот курс выходит книгой. Сразу скажу: это не учебник. Это не научно-популярная книга. Это — учебное пособие. Учебник (или популярную книгу) прочел — и владеешь темой. А эта книга предназначена совершенно для другого. Она предназначена для того, чтобы служить ориентиром. Кто ты, мой читатель? Возможно, ты не хуже моего разбираешься в «Старшей...» и «Младшей Эддах», а о Древнем Египте прочел поболее, чем я. Возможно и наоборот: ты знаешь о мифологии только то, что хочешь в ней разобраться, и ищешь, с чего бы начать. В обоих случаях эта книга для тебя.
 
Ведь эти лекции были адресованы первокурсникам. В наш УНИК (когда-то это было сокращение от «Университет истории культур», потом нам пришлось переименоваться в институт и «УНИК» стало просто названием) приходили люди очень разные, некоторые — сразу после школы, некоторые — за вторым высшим, одни начитанные, другим надо было объяснять азы, но все они были на удивление талантливыми и увлеченными. Мне надо было читать курс так, чтобы подготовленные не засыпали от скуки, а вчерашние школьники понимали бы незнакомый материал. Поэтому моей задачей было не сообщение им информации как таковой, а приведение информации в систему. Ведь мифология потому и заслуживает изучения, что объясняет глубинные механизмы нашего мировосприятия. Представления, которым сорок тысяч лет, оказываются, к нашему удивлению, актуальными, современными и живыми.
 
Поэтому в этой книге нет пространных пересказов мифов. Их легко можно найти в трудах других ученых. Основные из этих трудов указаны в списке литературы, но можно опираться и на другие, благо за последние годы написано и издано огромное число прекрасных книг. В начале 2000-х, когда Интернет начал входить в нашу жизнь, я собрала многое из необходимой литературы на своем сайте «Миф.ру» (www.mith.ru) и в лекциях иногда упоминаю об этом.
 
Когда меня спрашивали, почему у меня за столько лет не вышла монография, я отвечала, перефразируя известный анекдот: «Чукча не писатель, чукча — сказитель». Я привыкла к разговору со студентами, к вопросам в аудитории, к вопросам от них... Поэтому за четверть века я так и не нашла в себе сил остаться один на один с чистым листом. К счастью, издательство «Рипол-Классик» предложило выход: опубликовать аудиокурс, который я записала в 2007 году для нашего дистанционного отделения. При издании мы сохранили формы живой речи, и кого-то, возможно, удивит излишняя «разговорность» лекций. Что ж, на это я могу ответить: моим студентам так было легче воспринимать материал. Мне кажется, будет легче и читателю.
 
07/05/2018
 

Баркова - 4 лекции о мифологических универсалиях - ЛекцииРRО mini
Первое и самое простое, что надо сказать и легко запомнить о сотворении мира, — это триада «темно, холодно, мокро». Это основное, базовое представление о мире до бытия, которое нам более-менее известно при знании мифологии в объеме Библии. «Тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» — вот вам воды, вот вам темнота. Тему изначального холода дает, например, скандинавская «Эдда», где с севера идет лед, с юга летят искры огня, от этого возникают первые существа. Но первое и главное, что мы воспринимаем в картине мира до бытия, — воды.
 
Вода воспринимается в мифологии четко как стихия потусторонняя, как стихия опасная, как стихия смертоносная. Это довольно странно, поскольку от воды зависит жизнь. Тем не менее вода — это атрибут Нижнего мира. Вспоминаем лекцию о мировой оси: у корней мирового древа находится источник знаний (в буквальном смысле!), но заметьте, что если мы посмотрим конкретные сказания о тех, кто из этого источника пил, то ничего хорошего там не будет. Это им не дает счастья, это им не дает благополучия.
 
Те, кто знаком со скандинавской мифологией, прекрасно знают, что у корней мирового древа находится источник мудрости. Верховный бог Один, чтобы выпить из него, вынужден отдать свой глаз. Мы сейчас не будем разбирать этот образ, важно другое. Он отдает глаз своему дяде, и поскольку у Одина это не вызвало ни малейшего восторга, то дядю он потом губит. Истории, связанные с источником мудрости, драматичны. 
 

Баркова Александра - Сотворение мира, Богиня-Мать, Синий Бык и Бог Земли, Бессмертная возлюбленная - Четыре лекции о мифологических универсалиях 

Москва, Группа Компаний РИПОЛ классик, 
ПАНГЛОСС 2019 г. 
ISBN 978-5-386-13322-1 
 

Баркова Александра - Сотворение мира, Богиня-Мать, Синий Бык и Бог Земли, Бессмертная возлюбленная - Четыре лекции о мифологических универсалиях - Содержание

  • Лекция 1. Сотворение мира
  • Лекция 2. Богиня-Мать
  • Лекция 3. Синий Бык и Бог Земли 
  • Лекция 4. Бессмертная возлюбленная 

Баркова - Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди - ЛекцииРRО
Курс истории литературы должен ответить на простой вопрос:  какие  в  некую эпоху  были властители  умов, по­чему они властвовали  и  как?  Курсу  истории литературы безразлично, способен ли сегодняшний читатель (не сту­дент-филолог  к  экзамену,  а  просто  читающий  человек) воспринимать  тексты  этих  авторов.  Курсу  истории лите­ратуры не критично, оказывают ли эти тексты влияние на современность  (если  да,  то  хорошо,  отметят  это;  если нет - это  не умаляет их значимости я своего -надцато­го века). Курсу истории литературы безразлично, хороши ли  эти  тексты - в  каком  смысле  не понимай, что  такое ссхороший  текст».  Нет,  для  истории литературы  важно лишь одно:  этот текст был вехой для своего  периода. 
 
Поэтому  курс  истории литературы только  филологи и способны осилить. Остальные уснут крепким сном. Но здесь вы спать не будете, обещаю. Потому  что  в  этой книге  речь  пойдет  о  сегодняшнем дне. Только о том, что есть в нашей литературе и культуре сегодня, - да,  оно  взялось  не  на  пустом  месте,  поэтому добро пожаловать в десятый  и  прочие века, смотреть, от­куда  что  растет  и  почему  на  пальме  нашей  литературы упорно колосятся яблоки. 
 

Александра Баркова - Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди - Древнерусская и XVlll  век  

Москва :  РИПОЛ  классик,  2020. - 352с.
(ЛекцииРRО)
ISBN 978-5-386-13658-1 
 

Александра Баркова - Русская литература от олдового Нестора до нестарых Олди - Древнерусская и XVlll  век   - Содержание

Предисловие  
  • Лекция 1 Начало древнерусской литературы  
  • Лекция 2 Становление стиля древнерусской литературы  
  • Лекция 3 «Слово о  полку  Игореве»   
  • Лекция 4 Повести о битвах с  татарами  
  • Лекция 5 Два непонятых  шедевра  
  • Лекция 6 Державные идеи  в древнерусской литературе  
  • Лекция 7 Вторжение повседневности в литературу  
  • Лекция 8 «Поэтом  можешь  ты  не быть ... »
  • Лекция 9 Литература и  власть  
  • Лекция 10 Литература у  трона  

 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя brat Vital