Бурно развивающееся во всем мире направление гуманитарных исследований — ИУДАИКА — в России делает свои первые шаги. Комплексное изучение еврейской цивилизации как своеобразного явления мировой культуры было, конечно же, невозможным в годы советской власти. Более или менее дозволенными оставались лишь отдельные узко очерченные области: филология иврита, история Древнего Востока, кумрановедение. Огромные
пласты еврейской истории и литературы — эллинистической, средневековой, современной — оставались невостребованными российской наукой. Впрочем, это в какой-то мере соответствовало общему состоянию иудаики конца XIX — начала XX века, озабоченной в первую очередь реконструкцией первооснов, выявлением корней еврейской религии и культуры, очищением их от того, что считалось менее важным, менее заслуживающим внимания, — от «позднейших напластований».
Во второй половине XX века именно эти «напластования» — не корни, но плоды лишенной своей земли еврейской цивилизации, продолжающей плодоносить на почве других культур, — оказались в центре внимания ученых. Интерес к идеальным конструкциям, к гипотетической культуре изучаемых гебраистикой «гебров» если не сменился, то, по крайней мере, дополнился интересом к реальным евреям и к тому культурному контексту, в котором на протяжении двух тысячелетий читалась не только Библия, но и другие еврейские книги и в котором своеобразно преломлялись и переосмыслялись не только собственные традиции, но и займетвованные у господствующих над евреями народов обычаи, представлення и пристрастия. Если прежде символом еврейского вклада в общечеловеческую историю (в первую очередь — ставших общеизвестными этических и религиозных идей монотеизма) являлся Ветхий Завет, а все последующее развитие еврейской традиции рассматривалось как маргинальное, не получившее всеобщего признания и потому представляющее лишь узкоспециальный интерес, то сегодня — в рамках новой парадигмы гуманитарной науки — заслуживающей самого пристального внимания кажется именно маргинальность еврейской цивилизации, не имеющей своего постоянного жизненного пространства, пишущей свои тексты на полях, оставляемых ей великими цивилизациями Запада и Востока от далекой древности до наших дней, бережно хранящей и передающей эти записи из поколения в поколение.
Однако в России, как уже говорилось, иудаика делает лишь первые шаги. Препятствием к ее развитию является не только слабое знакомство российского научного сообщества с еврейскими источниками (большая часть их никогда не переводилась на русский язык, а наспех сделанные за последние десять лет переводы — в основном с английского — не могут восполнить этот пробел), но и жесткие междисциплинарные границы, не позволяющие объединить разрозненные усилия исследователей для комплексного изучения еврейской цивилизации, для постановки проблем, имеющих не только узкоспециальную, н о и широкую научную и человеческую значимость.
Греки и евреи: диалог в поколениях
1999.— 293 с.
ISBN 5-7422-0078-1
Греки и евреи: диалог в поколениях - Содержание
Предисловие редактора
Философия и герменевтика
- Дворкин И. Герменевтика логоса и герменевтика текста
- Мопсик Ш. (Франция). Маймонид и каббала: Два типа встречи иудаизма с философией
- Парижский С. Герменевтический метод Маймонида
- Леви Т. (Франция). Рабби Хасдай Крескас и критика греческого философского наследия в средневековой еврейской мысли
- Шалье К. (Франция). Еврейская самобытность и философия
- Апсель Ж. (Франция). Науки о чем или наука о ком
- Ноговицин О. Бытие и мера бытия в опыте сознания
- Рохлина Е. Трансценденция, ре-презентация, двекут
- Шнейдер М. (Израиль). Образ и образование человека в философии Маймонида
- Львов А. Мидраш как ответ библейского мышления на вызов греческого рационализма
- Чабанов С. К проблеме типологии регулярностей: античное и иудейское понимание закона
История, искусствоведение, культурология
- Мелез-Модржеевский Й. (Франция). Евреи и греки между государством и религией: Маккавейский кризис и его политическое значение
- Гольдберг С.-А. (Франция). Заметки о еврейской темпоральности
- Берлинский А. Первые упоминания о евреях в греческой литературе —иудейская религия у Гекатея и Феофрастд
- Гарбер А. (Израиль). Греческая культура глазами еврейской традиции (исторический обзор)
- Гуревич Л. О культурном билингвизме бухарских евреев
- Сивак С. Об одном архитектурно-орнаментальном мотиве в еврейском искусстве
- Залесская В. Иудео-эллинский компонент в ранневизантийском искусстве
- Герцман Е. Религиозная музыка александрийских евреев на рубеже старой и новой эры
- Тантлевский И. Р. «Киттии» в рукописях Мертвого моря
Таблица соответствия названий книг Библии
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: