В своей книге я постарался рассказать о Толкине и его провидческом творении, Средиземье, несколько иначе, чем другие исследователи. Я впервые прочел «Властелина колец» в тринадцатилетнем возрасте и был покорён этой вымышленной страной. Лучшее описание моих тогдашних впечатлений — слова любимого и, к сожалению, ушедшего от нас писателя Терри Пратчетта: «Никогда больше у меня не было столь искреннего чувства, будто я нахожусь внутри истории». С «Властелином колец» он тоже познакомился подростком: прочитал роман, когда под Новый год подрабатывал, присматривая за детьми.
Моя книга о том, каково быть внутри истории, невероятной истории. Это, разумеется, не прямое введение в мир Толкина. Таких букварей, путеводителей и энциклопедий вышло очень много, хотя они нередко склонны увязать в мелких деталях «легендариума» — придуманных писателем мифов с проработанной иерархией богов и богинь, богатым наследием разнообразных народов Средиземья, их запутанной историей и тысячелетними преданиями. На нескольких страницах эти книги проповедуют новообращенным, а потом уходят в дебри «айнур» и «майар», описывая озадаченным читателям воображаемых божеств вместо того, чтобы заниматься своим делом — просто объяснить, в чем ценность созданного Толкином.
Моя книга — это не научное исследование о проблемах, которые толкиновские произведения ставят перед читателем, включая тонкости и хитросплетения придуманных автором языков и алфавитов и вопросы католической теологии. Это требует невероятной эрудиции и мешает должным образом оценить их литературные достоинства и вклад в культуру. Такая работа, обладая несомненной научной ценностью, интересовала бы лишь знатоков: была бы стоящей, но бесполезной для широкой аудитории.
Отправной точкой для этой книги является скорее феномен Толкина в наши дни, это бесконечное Средиземье, сложившееся из пестрой смеси литературы, изобразительных искусств, музыки, радио, кинематографа, гейминга, сообщества поклонников и поп-культуры. Уже невозможно вернуться к чисто литературному Средиземью и отвергнуть прежде всего потрясающие фильмы Питера Джексона.
Остается признать, что любая оценка работ, возникающих на основе архивов Толкина, а также новых адаптаций созданной им истории и преданий, неизбежно будет нести глубокий отпечаток сложившейся в XXI веке многогранной толкиновской «индустрии».
Грум Ник - Толкин и его легендариум - Создание языков, мифический эпос, бесконечное Средиземье и Кольцо Всевластья
Пер. с англ. В. Горохова ; науч. ред. А. Ионов. — Москва : МИФ, 2024. — 368 с. (16 с. вклейка): ил.
ISBN 978-5-00214-423-5
Грум Ник - Толкин и его легендариум – Содержание
Благодарности
Примечания к тексту
Предисловие
Один. Мириады Средиземий
- Сколько Толкинов?
- Сколько преданий?
- Сколько Средиземий?
Два. Неопределенность
- Истории о нежданном
- Многозначительные предания
- Следы
Три. Неоднозначное зло
- Туман войны
- Древние модернизмы
- Зримая тьма
Четыре. Колебания добра
- С чего начать?
- Куда направиться?
- Что случилось?
Пять. Моменты ясности
- Средиземье в разных жанрах
- К съемке «Колец»
- Полуэкранизованные полурослики
- Сколько «Колец»?
Шесть. Справедливая война
- Хоббиты и «Хоббиты»
- Искусство войны
- Природа войны
Семь. Странности
- Проигрывать качественнее
- Вещи и бессмыслица
- Дом исцеления
Работы Дж. Р. Р. Толкина
Литература о Дж. Р. Р. Толкине
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо за интересную книгу!
Спасибо за интересную книгу!