Археологи легко относятся к атрибутам смерти, и на раскопе не редкость люди, которые одновременно чистят скелет и едят яблоко. И все-таки одно дело видеть перед собой останки человека, который был заботливо снаряжен в последний путь своими близкими, и совсем другое — человека, который был во имя неведомой и сегодня уже всеми забытой религии безжалостно убит на этом самом месте тысячи лет назад. К такому трудно привыкнуть. Тем не менее человеческие жертвоприношения являются неотъемлемой частью мировой истории. Нельзя отделить от них и историю религий. Впрочем, далеко не всегда эти жертвоприношения были кровавыми. Во многих религиях мира известны традиции посвящения богам живых людей, которые и далее продолжали жить и здравствовать, но уже будучи «собственностью» или «супругом» божества.
Очень часто в жертву приносили лишь какую-то часть человеческого тела, порой далеко не самую значимую, например волосы, ногти или бороду. Иногда убийство жертвы заменялось ее изгнанием или избиением. Иногда вместо него разыгрывалось очень реалистичное по виду, но абсолютно бескровное театрализованное представление. В некоторых религиях людей, возлагаемых на алтарь, уже тысячи лет тому назад стали заменять ритуальными фигурками, а людей, предназначенных в заупокойную жертву, — их изображениями на стенах гробницы.
Авторы хотят предупредить читателей этой книги, что она написана не для тех, кому хочется пощекотать нервы кровавыми сценами, — описание жестокостей, насколько это возможно, сведено к минимуму. Авторы поставили перед собой другую задачу: рассказать о том, как были связаны человеческие жертвоприношения с духовным и культурным развитием людских сообществ. Именно поэтому из многочисленных цивилизаций, практиковавших человеческие жертвоприношения, они выбрали те, в которых, по их мнению, эта связь прослеживается достаточно наглядно. Авторы стремились показать, как в течение тысяч лет человечество медленно, но верно шло по пути замены кровавых ритуалов ритуалами духовными. И как наконец именно несостоявшееся человеческое жертвоприношение — заклание Авраамом своего сына — открыло новый этап мировой истории, в значительной мере положив начало трем великим религиям: иудаизму, христианству и исламу.
Олег Ивик - Кровь и символы - История человеческих жертвоприношений
М. : Альпина нон-фикшн, 2023, 340 с.
ISBN 978-5-00139-840-0
Олег Ивик - Кровь и символы - История человеческих жертвоприношений - Содержание
ОТ АВТОРОВ
- КАМЕННЫЙ ВЕК
- ЕГИПЕТ
- КИТАЙ
- ИНДИЯ
- ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
- ФИНИКИЙЦЫ
- ГРЕКИ
- РИМ
- ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ
- ЯЗЫЧЕСКАЯ ЕВРОПА
- ИНДЕЙЦЫ
- ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Под общим псевдонимом Олег Ивик работают двое авторов: Ольга Колобова и Валерий Иванов. Взявшись за создание этой книги, они в какой‐то степени уподобились печально известному Никифору Ляпису…
Увы, авторам не приходилось бывать в загробном мире, и извиняет их, как и Ляписа, лишь тот факт, что они рано или поздно там все‐таки окажутся. Впрочем, «отец географии» Эратосфен тоже не бывал нигде, кроме Александрии и Афин.
А «отец истории» Геродот, объездив всю ойкумену, в своей работе тем не менее широко приводил малодостоверные рассказы, например, об одноглазых жителях Севера аримаспах или о стерегущих золото грифах. Что же касается авторов этой книги, то они, хотя и вынуждены были работать по чужим материалам, пользовались лишь заслуживающими доверия источниками и личными свидетельствами столь уважаемых людей, как Моисей, Гомер, Иоанн Богослов или Данте Алигьери…
Несмотря на то что авторы не пересекали границ загробного мира, им не раз случалось навещать пограничные территории, участвуя в археологических раскопках. И если могильную камеру кургана можно в какой‐то мере рассматривать как «прихожую» и «кладовую» царства мертвых, то эти помещения авторам хорошо знакомы, равно как и многие их обитатели.
В настоящей книге рассматривается общая демографическая картина загробного мира и дается историко-географическое описание наиболее изученных его территорий.
Небольшой объем и обзорный характер книги не позволяют использовать ее в качестве путеводителя, поэтому тем, кто намерен лично посетить эти места, авторы рекомендуют обратиться к списку литературы: некоторые из перечисленных там текстов, например «Бардо Тхёдол» или египетская «Книга мертвых», специально создавались как руководства для переселенцев. В книге приводятся выдержки из путевых заметок ряда авторов, посещавших различные загробные царства в разные эпохи.
Олег Ивик - Вокруг того света - История и география загробного мира
М.: Альпина нон-фикшн, 2022, 408 с.
ISBN 978-5-00139-563-8
Олег Ивик - История и география загробного мира - Cодержание
От авторов
Общий демографический и исторический обзор
- Дуат (Древний Египет)
- Курнуги – «Страна без возврата» (Древняя Месопотамия)
- Так говорил Заратуштра
- Питрилока – мир предков (индуизм)
- Буддисты в колесе сансары
- Под властью Нефритового Императора (Китай)
- Царство Аида (Греция и Рим)
- Вальгалла и ее соседи (языческая Европа)
- От Шеола к Грядущему миру (иудаизм)
- Семь небес ислама
- «В доме Отца Моего обителей много» (христианство)
- Путешествие Данте Алигьери
- Экспедиции Эмануэля Сведенборга
Послесловие
Библиография
Самые ранние свидетельства существования мифических животных относятся к эпохе верхнего палеолита — именно в это время художники начинают рисовать их на стенах пещер. Одним из первых таких животных на территории нашей страны можно, вероятно, считать дракона из знаменитой Каповой пещеры на Урале — он появился на ее стене около 15000 лет тому назад. Поначалу исследователи не опознали дракона, но реставрация стен пещеры возродила замечательного зверя к новой жизни.
Древние художники увековечили на стенах Каповой пещеры в основном животных отнюдь не мифических: лошадей, мамонтов, носорогов, зубров... — сохранились десятки рисунков. И тот факт, что среди них оказался дракон, пожалуй, говорит о том, что это существо было для тогдашних местных жителей столь же реальным, как лошадь и мамонт, хотя и менее распространенным. Один из исследователей пещеры, Ю. С. Ляхницкий’, пишет: «В правой части Ниши находится рисунок “Дракон”, достаточно яркий и сравнительно хорошо сохранившийся. Отчетливо видны голова, ориентированная направо, очень вытянутое тело, хвост и сравнительно короткие изогнутые лапы, три из которых идут вниз, а одна выдвинута вперед. Голова животного продолговатая, вверху выступ, напоминающий ухо. Аналогов этому рисунку в пещере (как, впрочем, и за рубежом) нет. Возможно, мы видим только какие-то реликты изображения, но рисунок сравнительно яркий и создает впечатление законченного».
Олег Ивик - Мифозои - история и биология мифических животных
М.: Альпина нон-фикшн, 2022, 368 с.
ISBN 978-5-00139-695-6
Олег Ивик - Мифозои - история и биология мифических животных - Содержание
От авторов
- Древний Ближний Восток
- Порождения Геи
- Дети Ехидны
- Подданные Посейдона
- Сухопутные мифозои Ойкумены
- По следам античных путешественников
- Мифозои земные и райские
- У кельтов и норманнов
- Драконы
- В Поднебесной и ее окрестностях
- Обитатели вод
Библиография
Примечания
Предметно-именной указатель
Авторы хотят предупредить читателей этой книги, что она написана не для тех, кому хочется пощекотать нервы кровавыми сценами, - описание жестокостей авторы попытались, насколько это возможно, свести к минимуму. Они поставили перед собой другие задачи - рассказать о том, как были связаны человеческие жертвоприношения с духовным и культурным развитием людских сообществ.
Олег Ивик - История человеческих жертвоприношений
Ломоносовъ, Москва, 2010, 256 с.
ISBN 978-5-91678-003-1
Олег Ивик - История человеческих жертвоприношений - Содержание
От авторов
- Каменный век
- Египет
- Китай
- Индия
- Передняя Азия
- Финикийцы
- Греки
- Рим
- Великая Степь
- Языческая Европа
- Индейцы
- Жертвоприношение Авраама
Библиография
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: