Лосский – Достоевский и его христианское миропонимание

Николай Лосский – Достоевский и его христианское миропонимание
Уже сам факт появления книги Лосского о Достоевском вызовет большой интерес, ибо имя Лосского пользуется широкой известностью не только среди русских, но и среди иностранных его читателей и почитателей. В своих многочисленных и фундаментальных философских трудах Лосский построил систему мировоззрения, отличающуюся классической четкостью и последовательностью мысли.
 
Для русской философии главное значение Лосского заключается в том, что он явился первым русским мыслителем, которому удалось создать внутренне цельную и внешне законченную систему философского мировоззрения. Он совершил тот высший синтез «полноты духовных созерцаний Востока с логическим совершенством западной формы», который намечал в своих гениальных набросках Вл. Соловьев. Но значение Лосского не исчерпывается его заслугами перед русской мыслью. Его новая гносеологическая теория интуитивизма, впервые выраженная им в «Обосновании интуитивизма» (1906) и развитая затем в «Чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции» (1938), имеет эпохальное значене и для мировой мысли.
 
Ибо Лосскому удалось совершить новый коперниковский переворот в гносеологии, в направлении преодоления дуализма между сознанием и бытием в акте интуиции, как «созерцания предмета в подлиннике». Если Бергсон блестяще описал интуицию, то Лосский дал подлинное «Основание интуитивизма». В книге «Мир как органическое целое» (1917) Лосский, руководствуясь идеей об «имманентности всего всему», построил новую систему метафизики, названную им «органическим идеал-реализмом». Выработайное им в этой книге понятие «субстанционального деятеля», безусловно, войдет в философский обиход будущего. В книге «Свобода воли» Лосским дана исключительно смелая, остроумная и глубинная концепция философского индетерминизма.
 
В книгах «Ценность и бытие» (1931) и в недавно изданном труде «Условия абсолютного добра» (1947) Лосский дает свою теорию ценностей и свою «теономную этику», основывающуюся на усмотрении верховенства религиозных ценностей и дающую углубленный анализ структуры нравственных актов. Остальные работы Лосского мы можем привести лишь в порядке перечисления. Необходимо отметить органичность философского пути Лосского: от гносеологии и логики он шел через метафизику и теорию ценностей к этике и религиозной философии. В лице Лосского русская теоретическая философия принесла свой самый зрелый плод. Интересно, что почти все крупнейшие русские философы как бы считали своим долгом писать книги о Достоевском.
 
Именно русским философам более, чем профессиональным литературным критикам, обязаны мы лучшими книгами о величайшем русском художественном гении. Мало того, Достоевский был по существу впервые по достоинству понят и оценен именно философами — создателями русского религиознофилософского Ренессанса, т. е. тем поколением, которое было затронуто и пронизано влиянием Достоевского и Вл. Соловьева, и в котором, после позитиви-стической духовной летаргии проснулась жажда духовного, в том числе философского творчества. При этом Розанов и Мережковский, отчасти Лев Шестов, почти что начали свою творческую деятельность с исследований о Достоевском, а Бердяев и Булгаков написали свои исследования в процессе становления их философского миросозерцания.
 

Николай Лосский – Достоевский и его христианское миропонимание

Издательство – «Имени Чехова» – 412 с.
Нью-Йорк – 1953 г.
 

Николай Лосский – Достоевский и его христианское миропонимание – Содержание

  • Предисловие
  • От автора
Часть I ЛИЧНОСТЬ ДОСТОЕВСКОГО
Глава I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ДОСТОЕВСКОГО
Глава II. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ДОСТОЕВСКОГО
Глава III. «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ»
Часть II МИРОПОНИМАНИЕ ДОСТОЕВСКОГО
Глава I. АБСОЛЮТНОЕ СОВЕРШЕНСТВО
  • 1. Бог
  • 2. Иисус Христос
  • 3. Царство Божие. Бессмертие
  • 4. Богородица
  • 5. Святые
Глава II. ТЕОДИЦЕЯ ДОСТОЕВСКОГО
  • 1. Мировое зло
  • 2. Теодицея
  • Глава III. АБСОЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ
  • 1. Абсолютная ценность личности
  • 2. Искание абсолютного добра
  • 3. Красота
  • 4. Личная индивидуальная любовь
Глава IV. ЛИЧНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО
  • 1. Грехопадение
  • 2. Сатана и гордыня его
  • 3. Гордое я человека
  • 4. Ставрогин
  • 5. Иван Федорович Карамазов
  • 6. Версилов
  • 7. Разнообразие гордых характеров
  • 8. Честолюбие, самолюбие и другие виды зла в человеческом характере
Глава V. ЗНАЧЕНИЕ СТРАДАНИЯ
Глава VI. «ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНЫЙ ЧЕЛОВЕК» И ДУШЕВНО ЗДОРОВЫЕ ЛЮДИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО
  • 1. Князь Мышкин
  • 2. Макар Иванович Долгорукий
  • 3. Старец Зосима
  • 4. Алеша Карамазов
  • 5. Софья Андреевна Долгорукая
  • 6. Больное и здоровое у Достоевского
  • 7. Социологичаское истолкование героев Достоевского
Глава VII. ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
  • 1. Православие
  • 2. Католичество. Протестантизм
  • 3. Легенда о Великом Инквизиторе
Глава VIII. РОССИЯ И РУССКИЙ НАРОД
  • 1. Характер русского народа
  • 2. Миссия русского народа
  • 3. Россия как государство
  • 4. Европа, Россия и русский народ
Глава IX. СОЦИАЛИЗМ
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat librarian