Русское масонство неоднократно привлекало внимание историков и публицистов, литературоведов и писателей, философов и журналистов, искусствоведов и «пропагандистов». По самым приблизительным подсчетам о русском масонстве написано более двух тысяч статей, брошюр и книг. Если же включить при подобном подсчете биографии масонов, их собственные сочинения, то библиография русского масонства увеличится в десятки раз.
Задача исследователя еще более усложнится, если он начнет изучать многочисленные трактаты по философии, символике, эзотеризму, алхимии и т.п., которые в разной степени оказали влияние на масонство. Например, в крупнейшей масонской библиотеке в Вашингтоне (Верховного Совета Древнего и Принятого Шотландского Устава северной юрисдикции) находится более 60 тысяч книг.
Несмотря на теоретическое многообразие информации, любой серьезный исследователь при первом же знакомстве с темой столкнется с большими сложностями из-за отсутствия достоверных сведений. Сложившаяся ситуация объясняется тем, что, к сожалению, многие писавшие о масонстве: — были привержены определенным идеологическим догмам и схемам, ставили перед собой «пропагандистские», а не исследовательские задачи;
— при поверхностном ознакомлении с материалом претендовали на обобщение информации; — упрощенно рассматривали масонство как некую единую организацию; — за основу своих теоретических построений брали либо малозначительные для истории масонства, либо мало-достоверные, либо отрывочные по сути факты. Если даже оставить вне рассмотрения сочинения авторов, которые писали о масонстве лишь на основании умозрительных построений, а не источников, все равно число статей и публикаций о русских вольных каменщиках останется довольно значительным.
Но не в этом заключается сложность изучения масонства в России. Главное в том, что принципиально важные документы (по разным причинам) оказались вне поля зрения исследователей. Не являясь поклонником «историзирующей истории», «механического труда», признавая необходимость «осмысления», все-таки напомню, что без «установления фактов», без работы в архивах («кладовых фактов») истории не существует.
Иными словами, многие пишущие о русском масонстве игнорировали «одну из самых трудных задач для историка» — «собрать документы». Конечно же, о русском масонстве появлялись интересные публикации, научные исследования, но почти отсутствовали итоговые работы6. Первая серьезная попытка обобщить сведения о русском масонстве была предпринята Георгием Владимировичем Вернадским (2.9.1887—12.6.1973). Об этой работе он сам вспоминал: «...Мне предстоял выбор темы для магистерской диссертации...
Андрей Серков – Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь
Издательство – «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) – 1224 с.
Москва – 2001 г.
ISBN 5-8243-0240-5
Андрей Серков – Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь
Я советовался с отцом, с А.С.Лаппо-Данилевским и с моим гимназическим учителем Яковом Лазаревичем Барсковым. Для меня было счастливым обстоятельством, что я опять встретил Барскова — он был в это время одним из старших научных сотрудников Государственного архива в Петербурге. Главным научным интересом Барскова была история старообрядчества (он сам был старообрядец), но он вообще хорошо был осведомлен о хранящихся в Государственном архиве материалах и XVII и XVIII веков. В числе этих материалов он обнаружил и переписку московских масонов последней четверти XVHI века. Он издал ее в 1915 году. ...Барсков убеждал меня взять темой историю русского масонства при Екатерине II.
Он сказал мне, что в Государственном архиве и в рукописном отделе Публичной Библиотеки есть много ценного рукописного материала по масонству, а что в самой Публичной Библиотеке я найду драгоценное собрание книг XVIII века, и русских и иноязычных, которые также будут мне необходимы для разработки темы. Обдумав все, я решил остановиться на теме о масонстве. Я не масон и никогда масоном не был, но меня заинтересовали широкие международные связи русского масонства и возможность исследования его на фоне истории европейской умственной жизни. На эту сторону вопроса обратил мое внимание и мой отец, посоветовавший мне взять эту тему. Одобрил ее и Лаппо-Данилевский, который, как и Барсков, в дальнейшей моей работе оказал мне ценное содействие.
Платонов предпочел бы, чтоб я взял темой биографию Шувалова, но все же согласился и на масонство». Дополнительные сведения о выборе темы диссертации содержатся в письме Г.В.Вернадского к А.В.Храбровиц-кому от 30.9.1970. Историк русского масонства XVIII в. писал: «Отец мой интересовался масонством, т.к. он интересовался историей всех умственных течений, а отчасти, конечно, и потому, что, дед (мой прадед) был масоном.
Когдато давно отец мне сказал, что его дед описан Писемским в романе «Масоны». ...Действительно, одно из главных действующих лиц в романе, доктор Сверстов, наделен некоторыми чертами характера моего прадеда Василия Ивановича Вернадского». Во время работы над написанием диссертации и переизданием работ о масонстве Л.Н.Пыпина, о чем сам Г.В.Вернадский оставил подробные воспоминания, будущий американский профессор составил исправленный «Хронологический список русских лож», а также «карточный каталог имен всех» русских масонов XVIII и первой четверти XIX в.
Издать этот каталог из-за событий в России Г.В.Вернадский не успел. Сам историк писал, что оставил картотеку в рукописном отделении библиотеки Академии наук, однако обнаружить ее не удалось среди доку-метов личных архивных фондов Н.П.Киселева и Г.В.Вернадского. В последнем из указанных архивов сохрани-лись также копии ряда списков масонских лож, например, петербургских лож Коронованного пеликана и Урании. Следует отметить, что каталог имен русских масонов Г.В.Вернадского носит характер черновых записей, не отличается полнотой, а при прочтении имен членов ложи Урании допущено большое количество ошибок, что приводит к определенной путанице при составлении настоящего издания.
Совместно с Я.Л.Барсковым Г.В.Вернадский задумывал также опубликовать сочинения С.И.Гамалеи, однако подобному сборнику не суждено было увидеть свет. Помогая Г.В.Вернадскому и работая над подготовкой к публикации ряда сборников сочинений и писем масонов, Я.Л.Барсков (1863—1937) как и его ученик — Г.В.Вернадский, также начал составлять список русских вольных каменщиков, который сохранился в его архиве. Работа над данным списком носила вспомогательный характер, поэтому данные ЯЛ.Барскова о русских масонах в большинстве случаев не представляют самостоятельного интереса. Другим учеником Я.Л.Барскова по 5-й московской гимназии был Николай Петрович Киселев (27.8.1884— 17.4.1965), который с 1912 г. работал в Румянцевском музее.
После 1917 г. Н.П.Киселев многое сделал для спасения ценных архивов (в т.ч. Оптиной пустыни) и частных библиотек, руководил общим научным отделом и Отделом редких книг Румянцевского музея, вел серьезную книговедческую работу. В 1918 г. Н.П.Киселев, способствовавший передаче масонских архивов, например, Д.И.Попова, семьи Арсеньевых в Румянцевский музей, начал самостоятельную, независимую от разысканий Г.В.Вернадского, работу по составлению «Словаря русских масонов».
Параллельно Н.П.Киселев готовил к публикации многотомное издание «Материалов по истории масонства», для чего скопировал переписку и сочинения всех видных масонов конца XVIII — начала XIX в. Опубликовать свои исследования по истории русского масонства в условиях коммунистического режима Н.П.Киселев не мог, тем не менее, продолжал работу по составлению «Словаря русских масонов». В 1935 г. Н.П.Киселев начал систематизировать разрозненные записи для «Словаря» — в единый том (буквы А—В) свел собранные им сведения.
Затем работа из-за невозможности заниматься научными исследованиями была прервана. В 1942 г. Н.П.Киселев был арестован и до 1955 г. находился в заключении и ссылке. По освобождении Н.П.Киселев, как и прежде, вынужденно должен был отказаться от активной научной работы и занимался составлением указателей к многотомной «Истории русского искусства». При составлении указателей Н.П.Киселев вернулся к своей картотеке масонов и значительно пополнил сведения о биографиях художников — вольных каменщиков.
Таким образом, окончательный вариант «Словаря русских масонов» Н.П.Киселева был составлен лишь для первых трех букв алфавита, остальные же записи сохранились в виде разрозненных записей — карточек. Особое вни-мание Н.П.Киселев уделял биографиям масонов, которые одновременно были священниками, художниками, розенкрейцерами; подобные биографии были выделены Н.П.Киселевым в отдельные картотеки.
При работе над «Словарем» Н.П.Киселев просмотрел значительную часть масонских архивных фондов Румянцевского музея, сделал выписки из редких «Месяцесловов» («Адрес-календарей») XVIII в., однако работа была далека от завершения. Например, даже масонский архив и собрание Арсеньевых были не полностью изучены бывшим секретарем издательства «Мусагет». Тем не менее, труд Н.П.Киселева был огромным шагом вперед по сравнению с аналогичной работой Г.В.Вернадского, т.к. впервые были изучены архивные источники по истории русского масонства начала XIX в., а биографии вольных каменщиков этого времени включены в «Словарь масонов».
Почти одновременно со «Словарем» Н.П.Киселева работу по составлению аналогичного биографического справочника в эмиграции вела Татьяна Алексеевна Бакунина (4.2.1904 — 1.7.1995), дочь А.И.Бакунина и жена МЛ Осоргина, которая была главным руководителем автора этих строк при составлении «Энциклопедического словаря». Историю своей работы над биографиями русских вольных каменщиков Т.А.Осоргина изложила в ряде писем и бесед со мной. Она писала: «На тему о масонстве я наткнулась почти случайно, а не от Кизеветтера. Он, наоборот, не захотел включить в магистерскую программу, которую для меня составил, изучение масонства (не идеи были для этого нужны, а факты). МЛ Осоргин как-то купил у русского букиниста книгу Тиры Соколовской, так как на обложке увидал имя своего племянника, ее бывшего владельца.
Я стала ее читать и была поражена обилием известных имен тех лиц, которые были членами лож в XIX веке. М.А. посоветовал их отметить. С этого дело и пошло». При работе над «Словарем» Т.А.Осоргина просмотрела большинство дореволюционных изданий, где встречались публикации о масонстве, благодаря чему смогла включить в свою работу имена 3267 российских вольных каменщиков.К 1940 г. книга Т.А.Бакуниной (Осоргиной) была завершена18, но увидеть ее довелось немногим. Как писала сама ТАБакунина, «первый тираж Словаря... был уничтожен в конце войны, но не немцами, а бельгийцами. Издатель не успел заплатить типографу за работу (должен бьы спешно уехать), а типограф провинился своей работой на немцев и, после разбора его дела, весь его склад был уничтожен.
Только небольшое число экземпляров Словаря было доставлено в Университет». Лишь через 27 лет, «фотографически», практически без исправлений, удалось издать книгу Т.А.Бакуниной. Сама автор прекрасно осознавала, что труд, в «ее жизни занявший семь лет», не ставит точку в изучении масонства. В частности Т.А.Осоргина писала: «...Я пользовалась только печатными источниками с прибавлением очень небольшого количества французских списков Вел. Востока. Я знала отлично, что это не все, но на большее рассчитывать не могла... Когда подойдете к началу XX века, будьте осторожны. Все данные, которые приводит Берберова, нужно проверить десять раз, прежде, чем убедиться, что они правильны. Она ничего не поняла, ...я с ней даже не кланяюсь».
Упомянутое Т.А.Осоргиной сочинение Н.Н.Берберовой, действительно, нельзя считать не только источником, но даже подобием труда, имеющего отношение к истории. Настоящая вступительная статья не ставит перед собой задачу историографического обзора, поэтому достаточно интересные и важные работы, например, ПЛБурышкина, В.И.Старцева, Т.О.Соколовской, Л.Б.Хасса и многих других, оказались вне рассмотрения в ней. Таким образом, попытки составить справочник по истории русского масонства предпринимались Г.В.Вернадским, ЯЛ.Барсковым, Н.П.Киселевым и Т.А.Бакуниной. Без трудов этих историков появление настоящего «Словря» было бы невозможным.
Перед читателем книга, которая преимущественно представляет собой публикацию переписки трех молодых масонов, учеников И.А. Поздеева, которые очень быстро прошли ступени масонской иерархии и фактически возглавляли в 1815-1822 гг. один из двух больших масонских союзов в России, Великую Провинциальную ложу. В период расцвета масонства, М.Ю. Виельгорский, С.С. Ланской и А.П. Римский-Корсаков (личности достаточно интересные и независимо от их участия в масонстве) почти полностью контролировали ситуацию в российском Ордене вольных каменщиков и определяли пути его развития.
Публикуемая переписка является важнешим источником для истории масонства в России в начале XIX в. Настоящая книга является своего рода продолжением и дополнением переписки И.А. Поздеева, поскольку его письма-наставления молодым последователям, составившим своего рода «триумвират», которому были доверены «наружные» ложи и руководство одного из двух масонских союзов в России были уже опубликованы. Опосредовано с новой книгой связано и издание писем другого руководителя масонства в России, Н.И. Новикова.
Деятельность российского масонства в начале XIX в. уже была сравнительно детально раскрыта в моей монографии, поэтому мы не рассказываем здесь в деталях о всех процессах, происходящие в отечественном движении вольных каменщиков, лишь кратко упоминая основные процессы. Уже ко второй половине 1780-х гг. розенкрейцерство стало доминирующим движением в российском масонстве, вытеснив на периферию все другие «системы». Гонения со стороны властей на масонство заставили руководителей вольных каменщиков в Российской империи отказаться в значительной степени от системы иоанновских лож, сосредоточившись на теоретическом градусе. Руководили работами «теоретистов» вольные каменщики, посвященные в розенкрейцерские степени, они составляли директорию (гаупт-директорию), в которую входили в разное время С.И. Гамалея, В.В. и Ю.В. Долгорукие, Н.И. Новиков, Н.И. Одоевский, П.А. Татищев (без права управления собственным кругом так как был приором «рыцарской» системы) , Н.Н. и Ю.Н. Трубецкие, И.П. Тургенев, И.Г. Шварц, Г.Я. Шредер, А.Н. Щепотьев. Общее руководство градусом было предоставлено первоначально Ю.В. Долгорукому, затем И.В. Лопухину (он руководил также своим кругом в Орле).
Было несколько кругов теоретического градуса, каждым из которых в качестве главных надзирателей степени руководили: Н.В. Репнин, И.А. Поздеев (у него было два круга - один в Москве, другой в Вологде) , С.И. Гамалея, А.А. Ржевский, И.П. Тургенев, Н.Н. Трубецкой, А.А. Ленивцев. Над структурой теоретической степени в иерархии стояли посвященные в розенкерейцерские степени, которые как минимум из пятерых членов составляли свои округа. При увеличении членов каждый округ имел право организовывать новую структуру, поэтому состав округов постоянно менялся. В России (Москве) это были: с 1784 г. округ Н.И. Новикова (Коловиона) (в него входили М.И. Багрянский, С.И. Гамалея (затем переведен в другие округа) , А.М. Кутузов (затем переведен) , И.П. Тургенев (затем переведен) , А.И. Новиков (затем переведен) , И.Х. Шварц, В.В. Чулков (затем переведен); с 1784 г. округ Н.Н. Трубецкого (затем в связи с изменением Орденского имени изменил свое название) (в него входили П.И. Страхов, Ю.Н. Трубецкой, Г.Я. Шредер) ; с 1789 г. округ И.В. Лопухина (его членами были А.И. Клауде, Е.Е. Гине, З.Я. Карнеев, Ф.П. Ключарев, В.Я. Колокольников, П.В. Лопухин, А.М. Лунин, В.П. Митусов, М.В. Неклюдов, М.И. Невзоров, И.И. Панаев, И.А. Поздеев, Н.В. Репнин, Я.И. Зундбладт, П.П. Татищев, И. Туссень, Х.А. Чеботарев, П.П. Тургенев, П.Л. Вельяминов).
Андрей Иванович Серков - Правление «триумвирата": российское масонство начала XIX в. в переписке его руководителей
Серков А.И., М.: Ганга, 2023. - 756 с.
(Масонство, Мартинизм, Герметизм).
ISBN 978-5-907658-42-4
«Граф Александр Калиостро» (1743 (?)-1 795) - это не столько человек, сколько образ, понятие, химера, мем, - совокупность слухов, сплетен, частных предположений и авторских фантазий огромного количества людей, запечатлевших свои умозрительные построения в литературной и художественной форме с самыми разными целями, побуждаемые самыми разными мотивами и поводами. «Калиостро» - это маска, роль, театральный костюм из ателье проката, который никогда не знаешь, где обнаружишь в тот или иной день, и кто будет в него одет. Тот, кто даст себе труд прочесть все «Канонические» для современной историографии полные биографии Калиостро (их не так уж много) , обязательно заключит по прочтении, что у него не сложилось в воображении образа этого человека: детали распадаются, литературная ткань расползается по швам, мозаика не складывается в целостную картину, многочисленные документы противоречат один другому, наползают друг на друга и затмевают обзор. Каждый из авторов, изучая фактически одни и те же архивные и мемуарные источники, неосознанно формирует свой образ таинственного графа, но каждый из этих «авторских» образов разительно отличается от всех прочих, двоих похожих «виртуальных Калиостро» просто не встречается в природе.
В нашей книге мы избрали иной путь: сконцентрироваться на фактах и документах. Здесь собраны опубликованные работы, в разное время подписанные именем графа Калиостро, а во вступительной статье мы далее представим свою интерпретацию нескольких фактов, которые со всей определенностью имели место в его биографии. В первую очередь, речь идет о фактах, связывающих Калиостро с масонством и его Египетским уставом - детищем графа. Другие стороны его биографии подробно и тщательно изучены его биографами и описаны в их трудах, хотя, как уже говорилось выше, нет в этой исторической фигуре ничего, что придало бы ей достаточно «плоти», чтобы она встала в один ряд с другими персонажами исторической сцены своего времени.
Калиостро - Сочинения
Переводчик и составитель Е.Л. Кузьмишин
Вступительная статья и комментарии Е.Л. Кузьмишина
М.: Ганга, 2017 - 614 с.
ISBN 978-5-9500732-1-2
Калиостро - Сочинения - Содержание
Часть I. Масонство
- Патент на четыре степени Шотландского масонства Агнес Элизабет фон Медем (1779)
- Патент степени Мастера Египетского масонства, основанного Великим Коптом (1785)
- Патент ложи-матери Египетского устава, основанной в Лионе Великим Коптом (1785)
- Освящение и благословение Великого Храма (1785)
- Речь брата Ф.Р.[иголье], Первого Комиссара и Великого Инспектора (1785)
- Общий регламент Ложи «Торжествующая Мудрость» (1785)
- Ритуалы Египетского устава Калиостро (1785)
- Степень Ученика Египетской ложи
- Степень Сотоварища Египетской ложи
- Степень Мастера Внутреннего Храма
- Степень Ученицы адопционной Египетской ложи
- Степень Подмастерья адопционной Египетской ложи 180 Степень Мастерицы адопционной Египетской ложи
- Руководство для работ и операций Великого Мастера и Великой Мастерицы (1785)
- Письмо графа Калиостро Конвенту Филалетов от 10 марта 1785 г
- Письмо графа Калиостро Конвенту Филалетов от 13 апреля 1785 г
- Письмо графа Калиостро Конвенту Филалетов от 30 апреля 1785 г
- Патент ложи Египетского масонства, основанной Великим Коптом в Ровередо (1787)
Часть II. Письма и мемуары
- Письмо Элизе фон дер Рекке (1785)
- Письмо Рамону Карбоньеру (1785)
- Мемуар графа де Калиостро от 18 февраля 1786 г
- Прошение в адрес Парламента Франции, от 24 февраля 1786 г
- Прошение в адрес Парламента Франции, от 29 мая 1786 г
- Письмо графа де Калиостро народу Франции (1786)
- Мемуар графа Калиостро против г-на Шенона-мл. и г-на де Лоне (1786)
- Письмо графа де Калиостро народу Англии в продолжение Мемуара (1787)
Часть III. Апокрифы
- Исповедь графа де К* (1787)
- Завещание и заявления (1791)
Приложения
- Приложение 1. Рецепты Калиостро Некоторые формулы и медицинские препараты Калиостро из Страсбурга (1781)
- Приложение 2. Другие ритуалы масонства для женщин Ритуал степени Ученицы адопционного масонства (1783)
- Ритуал адопционного масонства (1791)
- Элементы ритуала адопционного устава Альберта Пайка (1866)
- Приложение 3. Другой перевод Мемуара графа Калиостро Мемориал графа Каллиостро против господина Генерал-прокурора, обвиняющаго его, писанной им самим (1786)
23 апреля 1792 года московский генерал-губернатор князь А.А. Прозоровский отдал приказ эскадрону гусар под командованием князя Жевахова арестовать опасного преступника, масона Николая Новикова. Целую ночь они скакали до Авдотьина-Тихвинского, имения Новикова, где нашли его в постели, больного, в полусознательном состоянии. Несмотря на это, Новиков был доставлен в крытой повозке в Москву для допроса.
Через несколько дней императрица Екатерина II повелела отправить масона под конвоем в Санкт-Петербург для бесед с печально известным С.И. Шешковским. В течение следующих недель Новиков давал показания о своей деятельности в качестве главы русских масонов, о связях с каменщиками при враждебном берлинском дворе и о своих отношениях с великим князем Павлом Петровичем.
В конце концов он признал свою вину в публикации запрещенных книг и привлечении наследника к масонству. В августе последовал приговор — заключение в Шлиссельбургской крепости сроком на 15 лет. С воцарением Павла в 1796 году Новиков был прощен и отпущен. Он вышел из тюрьмы сломленным человеком и поселился в любимом имении, где и доживал последние годы в одиночестве.
Издатель, журналист, историк и масон Новиков был одной из самых заметных фигур екатерининского царствования (1762— 1796). Целые поколения чтили его едва ли не как настоящего святого, «Апостола добра» и «просветителя России». С трагической судьбой Новикова связывают и судьбу русского масонства вообще: масонское движение в России завершило свою деятельность вскоре после его ареста.
Немногие из оставшихся лож быстро закрылись, и некогда бурная жизнь ордена в России остановилась. Масонство — первое в России широко распространившееся общественное движение — оказало глубокое влияние на социальное развитие страны. В течение XVIII века в орден вступили тысячи представителей самых разных сословий — от временщиков и могущественных аристократов до скромных ремесленников и вольноотпущенников.
Гражданские и военные чиновники, философы, литераторы, художники и купцы создали обширную масонскую сеть, действовавшую почти по всей империи. Анализ социальной психологии масонов позволяет точнее описать особенности вестернизации и общей социальной стратификации императорской России (1682-1917). Масонство в России появилось в первые десятилетия XVIII века, когда Петр I, стремясь изменить европейские представления о «средневековой» Московии, настойчиво вводил в русское общество заимствованные из Европы военные, политические, экономические и социальные доктрины.
Российская элита приняла Петровcкие реформы, предпочтя привычки образованных голландцев и шведов обиходу своих предков. Это отразилось не только в бритье бород или смене кафтана на европейское платье — приходилось думать и вести себя по-новому. С каждым годом высшие слои русского общества все больше адаптировались к европейской культуре: они читали, учились и путешествовали; они усваивали хорошие манеры; они посещали салоны, театры и концерты; наконец, они вступали в масонский орден.
Дуглас Смит – Работа над диким камнем – Масонский орден и русское общество в XVIII веке
Издательство – «Новое Литературное Обозрение» – 224 с.
Москва – 2006 г.
ISBN 5-86793-478-0
Дуглас Смит – Работа над диким камнем – Масонский орден и русское общество в XVIII веке – Содержание
- От Автора
- Введение
- Глава I - Жизнь В Ложах - Масонские Ложи - Масоны - Масонские Практики - «Обработка Дикого Камня»
- Глава II - Русское Общество В XVIII Столетии - Русская «Публика»: К Определению Понятия - Книгопечатание - Встречи Хорошего Общества - Клубы, Кружки И Общества
- Глава III - Убежище Добродетели, Храм Премудрости - Масонское Пространство - Степени И Системы - Тайное Общество
- Глава IV - Образ Масона - Прислужники Сатаны - Шарлатаны - Мартинисты - Заключение
- Примечания
- Именной Указатель
Происхождение Карбонариев, или Ордена Угольщиков, теряется в глубине веков. Братства Угольщиков (подобно аналогичным гильдиям дровосеков, лесников, охотников, садовников и, конечно, каменщиков) издавна объединялись для защиты от разбойников, грабителей, алчных баронов. Эти братства использовали множество мистических обрядов, популярных в средневековой Европе. Также в лесах часто скрывались от преследования властей участники крестьянских войн и аристократических заговоров. Они занимались рубкой леса и обжиганием угля, отводя от себя подозрения в антиправительственной деятельности.
Согласно одной из цеховых легенд, которая подробнее разрабатывается в 3°, основателем Ордена был древнегреческий полководец Филомел, противостоявший Филиппу Македонскому в войне 356-346 гг. до н. э. Говорят, что именно он разработал систему Знаков и Слов, которая до сих пор используется в нашем Ордене. Потерпев поражение из-за предательства, он обрёл славную смерть, бросившись с высокой скалы, но прежде заповедал своим соратникам хранить Знаки и Слова в тайне и вести решительную войну с тиранией, суевериями и предрассудками.
Некоторые считают основателем Карбонерии Святого Теобальда. Он родился во Франции в 1039 году в городе Провен. Став священником в Италии, он вскоре перебрался в Швабию, германскую провинцию, где, как говорят, и появился Орден, в который после смерти Теобальда стали вступать представители всех сословий. Ведя жизнь простого угольщика, Теобальд составил Катехизис в форме диалога, позволяющий упростить приобщение к учению Ордена, хотя в эпоху глубоко укоренённых суеверий его пришлось облечь в одеяние католических доктрин и практик. Но главным, за что Карбонарии были достойны славы и высшей похвалы, с самого начала было то, что первейшим и обязательным условием вступления в Орден было ведение чистой, добродетельной жизни. Добрые Кузены, как с тех пор называли Карбонариев, были обязаны проявлять гостеприимство не только по отношению к своим священникам, но и ко всем тем, кто попал в беду, предоставляя им не только постель, еду и питьё, но также пять су и пару обуви.
Ещё одна легенда связывает появление Карбонариев с историей Похищения саксонских принцев (1455), в которой, как известно, большую роль сыграли угольщики, разоблачившие похитителя. По другой версии, наше Общество было основано англичанами, которые в царствование королевы Елизаветы I (1558-1603) спасались бегством в Шотландии и там поддерживали своё существование угольным промыслом. Примерно к той же эпохе относится и другая легенда, согласно которой, Генрих IV Наваррский (1553-1610), отправившись на охоту в лес, был застигнут бурей и укрылся в хижине угольщика. Хотя никто не признал в нём короля, эти добрые люди оказали ему весьма тёплый приём. В своей простоватой мудрости они поведали ему много интересного, о чём он пожелал сохранить память, создав Кавалерский Орден Карбонариев, однако смерть помешала ему осуществить это намерение до конца.
Евграф Сидоренко - Карбонарии - тайный масонский орден - Итальянские Угольщики начала XIX века
Калининград-Москва: Magnum Opus, 2023. — 482 с.
Русский философ Н.А. Бердяев, которого очень ценили русские вольные каменщики-эмигранты XX столетия, писал, что «масонство было первой формой самоорганизации общества. В эту форму выливалась наиболее напряжённая духовная жизнь». Однако современный читатель реально не - представляет ни масштабов, ни целей, ни роли в общественной жизни организации вольных каменщиков.
Масонство — самое многочисленное общественное движение в Европе второй половины XVIII - начала XX веков либо замалчивается, либо преподносится искажённо. В работах, не отражающих исторических реалий, масонство представляют то всемирным заговором революционеров, то объединением финансовых кругов, находящихся под влиянием сионистских идеологов. Между тем невозможно объективно представить развитие общества, если не обратиться к изучению масонства.
Масонство, в первую очередь, было частью развития культурной жизни отдельных стран. Поэтому не сами «работы» вольных каменщиков, а масонство как историческое явление представляет интерес. Состав лож, этапы развития движения определяли роль масонства в истории общественной мысли, в истории культуры на том или ином историческом этапе.
Роман Александрович Городницкий, Андрей Иванович Серков - Системы и ритуалы российского масонства XVIII-XIX веков - Исправленный шотландский устав - Том I - События и персоналии
(Масонство - Мартинизм - Герметизм)
М.: Ганга, 2021. — 450 с.
ISBN 978-5-907432-41-3
Роман Александрович Городницкий, Андрей Иванович Серков - Системы и ритуалы российского масонства XVIII-XIX веков - Исправленный шотландский устав - Том I - События и персоналии - Содержание
Глава I: Зарождение масонства и его развитие в XVIII столетии
Глава II: Развитие масонства в XIX столетии
Глава III: Масонство периода «заката» и попытки нового возрождения
Указатель имён
Издание масонских ритуалов прошлого стало одним из ведущих направлений в исследовательской работе, посвященной Ордену вольных каменщиков. Например, Великая коллегия ритуалов США с 1962 г. по настоящее время предприняла публикацию полного свода самых различных ритуалов в 24 томах, которые, как правило, составлены в свою очередь из нескольких частей.
Ситуация в отечественной историографии иная, к настоящему времени были опубликованы лишь несколько ритуалов.
Помимо этого, практически в каждом более или менее многочисленном масонском объединении осуществляется публикация ритуалов «для внутреннего пользования».
Теперь несколько слов о публикации документов, преимущественно подлинных обрядников, по которым работали ложи на русском языке.
«Актов», на основании которых была организована жизнь масонских лож, сохранилось достаточно много, и они относятся к разным степеням и системам масонства. Лишь в одном архиве Арсеньевых их сохранилось порядка 904.
В основу публикуемых в данном томе документов были положены обрядники Исправленного шотландского устава, небольшие исключения допускались лишь в тех случаях, когда тексты, например, «столовой» ложи не были обнаружены.
Роман Александрович Городницкий, Андрей Иванович Серков - Системы и ритуалы российского масонства XVIII-XIX веков - Исправленный шотландский устав - Том II - Обряды и регламенты
(Масонство - Мартинизм - Герметизм)
М.: Ганга, 2021. — 692 с.
ISBN 978-5-907432-42-0
Роман Александрович Городницкий, Андрей Иванович Серков - Системы и ритуалы российского масонства XVIII-XIX веков - Исправленный шотландский устав - Том II - Обряды и регламенты - Содержание
Предисловие
Документы
Общие законы и ритуалы
Ритуалы 1-й степени
Ритуалы 2-й степени
Ритуалы 3-й степени
Ритуалы степени шотландского мастера
Ритуалы степени новиция
Ритуалы степени Благотворного рыцаря Святого града
Педлагаемая вниманию читателей книга Сержа Кайе является на сегодняшний день наиболее авторитетным исследованием по истории египетского масонства. Она написана на основании как опубликованных, так и не введенных в научный оборот источников, и все изложенные автором данные почерпнуты из исторических документов по данной теме. Вне всякого сомнения, издание книги С. Кайе на русском языке восполнит колоссальные лакуны в восприятии истории и идеологии всемирного Ордена вольных каменщиков.
Здесь уместно было бы привести краткое описание особенностей и специфики Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима (ДИУММ) и масонских организаций, его практикующих.
Сейчас в мире существует более десятка масонских юрисдикций, пользующихся во время проведения работ созданными на основе египетской символики и мифологии ритуалами. Также ряд масонских объединений (например, Великий Восток Франции) используют Устав Мемфиса-Мицраима в своих ложах наряду с другими Уставами. Наиболее авторитетным и сохраняющим прямую посвятительную преемственность является Международное Державное Святилище Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима, которое объединяет и координирует работу Национальных Державных Святилищ Франции, Швейцарии, США, Бразилии, Аргентины и еще ряда стран.
Серж Кайе - Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима
2-е изд., испр. и доп.
(Масонство - Мартинизм - Герметизм)
М.: Ганга, 2011. — 464 с.
ISBN 978-5-98882-146-5
Серж Кайе - Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима - Содержание
Египетское масонство в России
Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Предисловие (часть 2)
Вступление - Часы и несчастья Мицраима и Мемфиса - Древний и Изначальный Устав от Джона Яркера до Теодора Ройсса - Верховный Великий Генеральный Совет Объединенных Уставов при Папюсе и Тедере - Жан Брико и Державное Святилище Франции - Обманутые надежды Международного Верховного Совета в Брюсселе - Констант Шевийон, или истинное лицо Устава Мемфиса-Мицраима - В подполье и после войны - Современный период - Эпилог
Приложения
Краткая библиография
Индекс
Издание на русском языке основного сочинения Джона Яркера, труды которого давно и прочно вошли в сокровищницу масонской мысли, - значимое событие, которое, безусловно, будет способствовать ознакомлению и приобщению всех интересующихся к западной посвятительной традиции.
В своем труде Джон Яркер последовательно, шаг за шагом, рассматривает строительство того величественного здания, которое мы называем Храмом масонской мудрости, строительство, осуществляемое человечеством на протяжении всего его существования.
Нет нужды излагать содержание этого сочинения Джона Яркера - отныне любой читатель это сможет сделать без всякого труда.
Джон Яркер - Школы Арканов - Обзор их происхождения и древней истории, а также история масонства и его связь с теософскими, научными и философскими мистериями
(Масонство - Мартинизм - Герметизм)
М.: Ганга, 2015 - 640 с.
ISBN 978-5-9906080-4-7
Джон Яркер - Школы Арканов - Обзор их происхождения и древней истории, а также история масонства и его связь с теософскими, научными и философскими мистериями - Содержание
Р.Г. - Наследие Джона Яркера на путях развития современного масонства
Предисловие
Введение
Глава 1. Древние легенды - Глава 2. Протоарийская цивилизация и ее мистерии - Глава 3. Арийская цивилизация и Мистерии - Глава 4. Мистерии и философия - Глава 5. Связь философии с масонскими обрядами - Глава 6. Мистические и герметические школы в христианские времена - Глава 7. Повторение доказательств о древности масонства - Глава 8. Масонство в саксонской Англии - Глава 9. Масонство в норманнские времена - Глава 10. Современное масонство - Глава 11. Система высших градусов спекулятивного масонства - Глава 12. Масонство в период Великой Ложи - Глава 13. Масонство под руководством Объединённой Великой Ложи
Приложения
Е. Л. Кузьмишин - Джон Яркер - пророк в чужом отечестве
О. И. Трояновский - Послесловие
Именной словарь
Содержание
Граф или самозванец, святой или шарлатан? Пусть в истории XVIII века промелькнуло множество примечательных персонажей, многие из которых обучали тайным наукам и владели сверхчеловеческими способностями, – взять хотя бы Месмера или графа Сен-Жермена, – но не было в истории человека, который был бы окружен такой интригующей пеленой загадок и тайн, как «граф» Алессандро Калиостро. Путешествуя по всей Европе, он приобретал как фанатичных поклонников и последователей, так и заклятых врагов, повсюду затем трубивших о том, какой он шарлатан и мошенник. Но так ли это было?
Его несколько раз подозревали в осуществления мошеннических предприятий, но арестовали только в 1789 г., и сделала это римская Инквизиция, причем, не за предполагаемые финансовые преступления, а за ересь, колдовство и масонство (последнее значилось в качестве самого тяжкого из обвинений). Инквизиция никогда особенно не заботилась о выявлении истины или вынесении справедливого вердикта, так что приговор был предопределен с самого начала и означал смертную казнь. Обвиняемый не отрицал своего членства в масонском Братстве. Но состоял ли он в нем в действительности?
Пусть о Калиостро и написано множество работ, значительная часть использованного при их составлении материала довольно подозрительна, с точки зрения происхождения, а многие подробности его жизни и по сей день остаются погребены под пластом его собственных измышлений и подделок такой толщины, что многое, видимо, так и останется на уровне теорий и предположений, навеки сокрытых туманной облачностью прошедшего с тех пор времени. Например, не представляется возможным точно зафиксировать время и место его рождения, равно как не оставил он и никаких подробных данных о своих детских и юношеских годах, в разное время заявляя, что молодость его прошла то в Медине, то в Александрии или на Мальте. Его национальность тоже под вопросом: разные авторы считали его испанцем, итальянцем, португальцем, евреем, арабом или сицилийцем. Никто так и не сумел отыскать источники его финансирования, что особенно интересно потому, что часто говорили, что его финансы были неисчерпаемы.
Е. Л. Кузьмишин - Калиостро и египетское масонство - Хрестоматия
Издательские решения
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
2014
Е. Л. Кузьмишин - Калиостро и египетское масонство - Хрестоматия - Содержание
1. Уильям Паркер «Калиостро – Великий Копт»
2. Дени Лабур «Калиостро и Arcana Arcanorum»
3. Е. Л. Кузьмишин «Калиостро и Египетское масонство»
4. Жерар Галтье «Египетский Устав Калиостро»
5. Б. В. Иванов «Калиостро в Восточной Европе: Курляндия, Россия и Польша»
6. Жизнеописание Калиостро
7. Общий регламент ложи «Торжествующая Мудрость»
8. Ритуалы Египетского масонства
9. Мемуар графа Калиостро (1786)
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: