Никто не учил Адама.
От разнообразия - к единству. От единства - к бесконечности, скрывающейся за все объединяющей точкой. От бесконечности - к имени Творца.
Силой своего сердца.
Сказал Рав Аха: "Сотворив человека, собрал [Всевышний] всех животных, зверей и птиц, провел их перед ним и спросил: "Какие имена им дать?” Сказал [Адам]: "Этого правильно назвать "буйвол”, этого - "осел", этого - "конь", этого - "верблюд", этого - "лев", этого - "орел", - и так для всех [нашел имена]. - "А как обращаться к тебе?" - "Меня нужно называть Адам". - "Почему?" - "Потому что из земли я сотворен". - "А как имя Мое?’-"Ад-най"5. - "Почему?" - "Потому, что Ты - Господин над всем миром" (Бемидбар Раба, 19). Господин...А беспредельной любви Творца первый человек не осознал.
Рав Зеев Мешков - Силой своего сердца
Издано в Эрец Исраэль
2001
Рав Зеев Мешков - Силой своего сердца - Содержание
- Быть самим собой
- В начале
- Бесконечное внутри ограниченного творения
- Силой своего сердца
- Свет издалека
- Лицом к Лицу
- И ты перескажешь нам
- Чтобы соединить верхнее и нижнее единство
- Страх потерять себя
- Желание, сожженное дотла
- Буквы, наполненные светом бесконечности
- Нет радости в том, чтобы идти за ангелом
- Приоткрыть тайну блага
- Память о встрече
- Огненный поток
Дополнения
- Не здесь и не там
- Тот, кто хотел остановить бесконечный свет
- Первосвященник Рабби Ишмаэль бен Элиша, Рабби Ишмаэль бен Элиша, Рабби Акива
Примечания
Рав Зеев Мешков - Силой своего сердца - Быть самим собой
Tорой созданы мир и человек. А поскольку процесс творения продолжается вечно, каждое новое соприкосновение с ней меняет людей, раскрывая их духовный потенциал и давая им новые жизненные силы.Слова Творца, прозвучавшие с горы Синай, - это эликсир жизни. Но, подобно лекарствам, они могут быть опасны при неправильном употреблении. Непонимание глубинного смысла наших источников не только вводит в заблуждение, но и вредит душе. Если агадот Талмуда, мидрашим и многочисленные комментарии не делают человека более живым, не расширяют его горизонт, а наоборот, как бы сужают мир вокруг него, цель не достигнута.Может быть, на серьезных книгах стоило бы ставить предупредительный гриф - "Осторожно! Тора!"Предназначение этой книги - приблизить читателей вместе с автором (потому что, если долго объяснять, то и сам поймешь) к пониманию Торы, чтобы, углубляясь в ее строки и анализируя слова мудрецов, знать, к чему стремиться в жизни.А если кто-то скажет, что не следует тратить драгоценное время на бесполезные искания', так как цель - сам процесс изучения, и лучше прочесть лист Талмуда, заглянуть в комментарии на полях и в конце каждого трактата, и уж конечно не по-русски...Разрешите мне не отвечать на это возражение. Скажу только, что есть такое правило: "Изучение Торы не по правилам - такое же изучение Торы, как и ее постижение по всем правилам" (Менахот, 29а). Учил не по правилам2 и выучил - выучил, а учил по правилам и не выучил - не выучил.Раньше, когда меня спрашивали: "Какую главную задачу вы, как преподаватель, ставите перед собой?", я отвечал: "Испортить жизнь обучаемому". И действительно, обрадуется ли человек, научившись различать духовные структуры, скрывающиеся за простым рассказом Торы или высказываниями мудрецов? Ведь это рождает ощущение непрерывного движения всего мироздания к определенной цели, обязывает задуматься над смыслом жизни и своим собственным предназначением.
Но потом я подумал: "Зачем же я клевещу на себя? Ведь не только своего ближнего, но и самого себя нельзя выставлять в дурном свете". И я стал отвечать по-другому: "Моя задача - сделать человека счастливым: освободить от любого насилия над его личностью и дать ему быть самим собой".Сказал Рабби Йоханан со слов Рабби Шимона бар Йохай: "Заповедь находиться рядом с мудрецами выше заповеди изучения Торы. Напи-сано (Мелахим 2, 3:11): "И отвечал один из рабов царя израильского: "Здесь находится Элиша бен Шафат, который возливал воду [на жертвенник] силой Элия'у". Не сказано: "Элиша учил Тору у Элия'у", а подчеркнуто, что он совершил действие силой своего учителя. На основании этого [мы приходим к выводу, что] заповедь находиться рядом с мудрецами выше заповеди изучения Торы" (Брахот, 76).Следует не только внимать словам учителя, стараясь осознать и запомнить их, но и неотлучно находиться рядом с ним. Не только понять разъяснения и комментарии, но и вобрать в себя все особенности личности того, кто стал носителем Торы: из разговора о будничных делах, из движений и выражения лица извлечь сокровенные тайны, которые нельзя передать словами. И это - высшая форма изучения Торы.Пример, выбранный Рабби Шимоном бар Йохай, - не единственное место в Торе и книгах пророков, служащее доказательством того, что обязанность находиться рядом с учителем - особая заповедь. Во многих школах это положение доказывали, приводя в пример преданность Йе'ошуа: "А слуга его [Моше], юноша Йе'ошуа бин Нун, никогда не отлучался из шатра его" (Шмот, 33:11). Но Рабби Шимон предпочел воспользоваться рассказом об Элише, так как хотел еще и разъяснить, что тот, кто передает Учение, не подавляет людей, находящихся рядом с ним.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: