Исследование «Божественной Комедии» неизбежно выливается в попытку толкования и комментирования текста поэмы. Задачу и тон такого рода комментирования задал сам Данте. В известном письме к синьору Вероны Кангранде делла Скала он писал: «Смысл этого произведения непрост; более того, оно может быть названо многосмысленным, то есть имеющим несколько смыслов, ибо одно дело — смысл, который несет буква, другое — смысл, который несут вещи, обозначенные буквой. Первый называется буквальным, второй — аллегорическим или моральным...
И потому надлежит рассмотреть отдельно буквальное значение данного произведения, а потом, тоже отдельно, — его значение аллегорическое. Итак, сюжет всего произведения, если исходить единственно из буквального значения, — состояние душ после смерти как таковое, ибо на основе его и вокруг него развивается действие всего произведения. Если же рассматривать произведение с точки зрения аллегорического смысла — предметом его является человек: то — как в зависимости от себя самого и своих поступков — он удостаивается справедливой награды или подвергается заслуженной каре».
Владимир Николаевич Назаров - Право на ад: Семиотика пороков в «Божественной Комедии» Данте («Ад» и «Чистилище»)
Тула: ООО «Аквариус», 2019. — 604 с.: ил.
ISBN 978-5-6044043-0-0
Владимир Николаевич Назаров - Право на ад: Семиотика пороков в «Божественной Комедии» Данте («Ад» и «Чистилище») - Содержание
- Замысел
- Смысл названия
- Эпиграфы
- Введение
Глава первая. Пролог к «Аду»: история бедствий Данте
Часть I. Пороки Ада
- Глава вторая. Этическая архитектоника Ада
- Глава третья. Antinfemo («Преддверие» Ада): Ничтожные души (l'anime triste)
- Глава четвертая. Лимб. Круг первый: Доблестные нехристиане (gente di mol to valore)
- Глава пятая. Inferno superiori (Верхний Ад): Невоздержность (Incontenenza)
- Глава шестая. Inferno inferiori (Нижний Ад): Круг шестой: Ересиархи и их последователи (Eresiarche con lor seguaci)
- Глава седьмая. Круг седьмой: Грехи насилия (peccati di forza): Насильники (violentatori)
- Глава восьмая. Круг восьмой: Грехи обмана (peccati di frode). Обман не доверившихся: Обманщики (frodatori)
- Глава девятая. Круг девятый: Обман доверившихся: Предатели (traditori)
- Глава десятая. Грехи Данте и его Суд над самим собой
- Вместо Заключения: После порока (Маргиналии на кругах Ада)
Библиография
Приложения
Лабиринт пороков
Культурно-мифологические и эзотерические параллели Дантова Ада: Опыт сравнительной инфернологии
Указатель грешников
Сравнительный лексикон пороков: Аристотель - Данте (опыт Указателя пороков)
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: