Говорят, что когда во время Второй мировой войны некий джентльмен сказал архиепископу Кентерберийскому Уильяму Темплу: «Нам нужно больше таких людей, как Тоуни», то епископ, который был близким другом Тоуни еще со школы, ответил: «Других таких людей, как Тоуни, нет». И в самом деле, фигура Ричарда Генри Тоуни (188о- 1962) уникальна: он был академическим ученым, получившим всемирное признание, университетским преподавателем, просветителем, солдатом, публицистом, политиком (правда, не слишком успешным) и общественным деятелем. В период 1930-1960 гг. влияние идей Тоуни на британское общество было столь значительным, что в статье, посвященной его 8о-летнему юбилею, лондонская «Таймс» писала: «Никто из ныне живущих мыслителей не привлек к своему духовному и интеллектуальному кредо больше людей, чем Ричард Генри Тоуни».
Ричард Генри Тоуни родился в Калькутте, в семье известного ученого-санскритолога Чарльза Генри Тоуни (1837-1922). Он обучался в знаменитой школе Рагби, а затем — в оксфордском Баллиол- колледже, где его главными наставниками стали философ Эдвард Кэрд, историк Артур Лайонел Смит, а также доктор теологии епископ Чарльз Гор (впоследствии Тоуни посвятит ему свою книгу «Религия и подъем капитализма»). Тоуни увлекся идеями Гора о необходимости христианизации и морализации общественной и экономической жизни Великобритании и вступил в Христианский общественный союз (CSU), одним из руководителей которого был Гор. Примечательно, что христианская теология как таковая мало интересовала Тоуни; то, что его действительно занимало,—это общественно- политическая роль христианских убеждений и их потенциал в противостоянии безнравственному «духу капитализма», который, по его мнению, оказывал губительное воздействие на общество, подрывая его солидарность за счет поощрения эгоистического поведения и подчиняя человеческие судьбы игре безличных экономических сил.
Сразу после получения ученой степени в 1903 г. Тоуни стал работать в Тойнби-холле, университетской просветительско-благотворительной организации, которая и по сей день располагается в лондонском Ист-Энде. Тогда же он начал трудничать с недавно созданной Рабочей образовательной ассоциацией (WEA), основной задачей которой являлась широкая просветительская деятельность в среде рабочего класса. Это сотрудничество продолжилось много лет и стало для Тоуни крайне важным: он читал лекции сам, готовил учебные планы и занимался организационными вопросами (вероятно, достоин упоминания тот факт, что в период с 1928 по 1944 г. он был президентом WEA). Свою работу в ассоциации Тоуни рассматривал как исполнение долга перед обществом, а деятельность WEA считал важнейшим элементом демократических социальных реформ, поскольку был убежден, что «образование может использо- ваться как инструмент социальной эмансипации» . В 1913 г. Тоуни возглавил Фонд Ратана Таты, который совместно с Лондонской школой экономики занимался изучением проблемы бедности. В своей инаугурационной лекции «Проблема бедности как промышленная проблема» Тоуни утверждал: «Проблема бедности, как ее понимает наше поколение, заключается не столько в вопросе, почему некоторые люди оказываются в бедственном положении, сколько в вопросе, почему продукты промышленного производства распределяются таким образом, что, независимо от того, попадают люди в бедственное положение или нет, та же самая промышленность, которая дает большим группам скудное, тягостное и весьма нестабильное существование, приносит, как представляется, значительное богатство меньшим группам». Таким образом, начав с осуждения практик современного ему капиталистического общества с позиций христианской морали, Тоуни постепенно приходил к убеждению, что для решения острейших социальных проблем современной ему эпохи одних лишь нравственных наставлений недостаточно и что необходимо осуществление определенных изменений в самой структуре общества. В последнем отношении Тоуни импонировали социал-демократические идеи, и можно сказать, что они в сочетании с христианскими этическими принципами сформировали его мировоззренческую позицию, которая может быть — с изрядной долей условности, впрочем, — охарактеризована как (этический) христианский социализм.
Ричард Генри Тоуни - Религия и подъем капитализма - Историческое исследование (лекции, посвященные памяти Генри Скотта Холланда, 1922)
Перевод с английского А. Апполонова и Т. Котельниковой; под научной редакцией А. Апполонова. —Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023.—440 с.
ISBN 978-5-85006-453-2.
Ричард Генри Тоуни - Религия и подъем капитализма – Содержание
А. В. Апполонов. Ричард Генри Тоуни и его «Религия и подъем капитализма»
Предисловие к изданию 1936 года
Предварительные замечания
Введение
-
Глава I. Средневековый бэкграунд
- (I) Общественный организм
- (II) Грех алчности
- (III) Идеал и реальность
-
Глава II. Континентальные реформаторы
- (I) Экономическая революция
- (II) Лютер
- (III) Кальвин
-
Глава III. Церковь Англии ·
- (I) Земельный вопрос ·
- (II) Религиозная теория и общественная политика ·
- (III) Рост индивидуализма ·
-
Глава IV. Пуританское движение ·
- (I) Пуританизм и общество ·
- (II) Благочестивая дисциплина против религии торговли ·
- (III) Триумф экономических добродетелей ·
- (IV) Новое лекарство против бедности ·
- Глава V. Заключение ·
Макс Вебер - Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм
Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2017 г. — 446 с.
ISBN 978-5-93615-185-9
Макс Вебер - Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм - Содержание
О. В. Кильдюшов. Социология религии М. Вебера как теория социального порядка
Введение
Литература к разделу
- Глава I. Социологические основоположения: А. Город, правитель и бог
- Глава II. Социологические основоположения: В. Феодальное и пребендальное государство
- Глава III. Социологические основоположения: С. Управление и аграрный строй
- Глава IV. Социологические основоположения: D. Самоуправление, право и капитализм
- Глава V. Сословие книжников
- Глава VI. Конфуцианская жизненная ориентация
- Глава VII. Ортодоксия и ересь (даосизм)
- Глава VIII. Результат: конфуцианство и пуританизм
Промежуточное рассмотрение: теория уровней и направлений религиозного неприятия мира
Талонов Александр - Христианская политическая экономия: В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев
монография
Москва: Издательство «Русайнс», 2020. 148 с.
ISBN 978-5-43654976-7־
Талонов Александр - Христианская политическая экономия: В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев - Содержание
Christian Political Economy
От автора
Вместо предисловия
- 1. «Вековечный вопрос» истории человечества и его решение новой наукой
- 2. Контуры христианской политической экономии
- 3. К новой парадигме: ни социализм, ни капитализм
- 4. Реформация и аскетическая дисциплина личности
- 5. Свобода как право на неравенство
- 6. Нравственное оправдание богатства
- 7. Социализм и христианство
- 8. Расплата за столетний путь русской интеллигенции
- 9. Атеистическо-богоборческий социализм
- 10. Гуманистический социализм
- 11. Христианский социализм
- 12. Либерализм и религия
- 13. Собственность
- 14. Путь социальной любви
- 15. Праведность как критерий деятельности индивида (критика со стороны либералов)
- 16. Христианская политэкономия и социальный реформизм
- 17. Христианская политэкономия как наука активного действия
- 18. Послесловие как предисловие
- 19. О пользе ленивых законодателей и градоначальников (перечитывая классиков)
Литература
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: