Роберт Колб - Мартин Лютер: пророк, учитель и героическая личность, Образ реформатора 1520-1620
Роберт Колб - Мартин Лютер: пророк, учитель и героическая личность, Образ реформатора 1520-1620 - Содержание
Предисловие
Часть первая. Theander Lutherus
- 1. Живой пророк: Лютер глазами современников
- 2. Пророк Божий: Лютер как авторитетный толкователь Слова Божия
- 3. Немецкий пророк: Лютер как народный и национальный герой в борьбе с идолопоклониками Рима
- 4. Пророк-учитель: Лютер как наставник чистого учения в борьбе с сакраментариями
- 5. Герой Реформации: Образы Лютера, распространенные в зрелом лютеранстве
- 6. Полное собрание сочинений Лютера: Первые печатные издания трудов Лютера
- 7. Цветение лютеровской мысли: Тематические сборники и отдельные переиздания лютеровских публикаций
- 8. Loci Communes Lutheri: Систематизация трудов Лютера для наставления в вере
Роберт Колб - Мартин Лютер: пророк, учитель и героическая личность, Образ реформатора 1520-1620 - Отрывок из главы "Живой пророк: Лютер глазами современников"
В 1520 году Ульрих Цвингли, ставший затем большим недругом Лютера, писал, что он и многие другие южногерманские и швейцарские гуманисты почитали Мартина Лютера современным Илией. Пятнадцатью годами ранее этот самый Мартин Лютер вошел в стены Августинского монастыря в Эрфурте трепещущим грешником. В 1507 г. страх перед всемогуществом Божиим охватил его во время освящения элементов мессы. Пятью годами спустя, в 1512-м, он неохотно окончил свою подготовку к получению степени доктора библейского богословия и продолжил монотонную жизнь монаха и университетского наставника. К 1520 году Лютер приобрел европейскую известность и был назван воплощением эсхатологических чаяний германского народа.
Причина, по которой Лютера называли пророком как Цвингли, так и другие, образованные и необразованные, заключалась не в его верном и действенном служении, не в успешной административной деятельности (которые действительно имели место) и не в том, что он читал занимательные лекции своим студентам. Столь быстрое возвышение и интеллектуальное влияние он приобрел благодаря идеям и тому поведению, к которому побуждали эти идеи. Последовательность идей и поступков вытолкнула имя Лютера на поверхность, и уже скоро его знали повсеместно в церковных кругах всех европейских земель и особенно в Германии.
Лютер жил в век больших надежд и страстных упований. Гуманисты ратовали за восстановление хорошего образования, а значит за общественный порядок и благосостояние. Питая самые разнообразные апокалиптические ожидания, простой люд жаждал новой эпохи. Кризис пасторского служения охватил западное христианство, и многие взывали к Богу, моля о прямом вмешательстве в их жизни.
И вот на такую арену вынесло этого трепещущего грешника, студента, неохотно поднимающегося по ступенькам академической лестницы, исполняя волю своего начальства. К тому времени он добился относительного успеха, работая преподавателем в одном из малоизвестных университетов где-то на задворках цивилизации. Постепенно он снискал уважение других богословов Германии. В 1515 и 1516 годах Лютер выдвинул предложения по реорганизации академического богословия как в формальном, так и содержательном плане. Желая проверить свои идеи, он написал тезисы об аристотелевской теологии и идеях Апостола Павла, предназначенные для академического диспута. Эти тезисы поставили под сомнение фундаментальные парадигмы богословской системы тех дней, которыми было сформировано его собственное мышление. Его разум уже пришел в движение, и он хотел увлечь за собой Церковь при помощи обычного профессорского средства — академических дебатов.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо огромное за этот
Дякую!