Руднев - Психика и реальность

Руднев В. - Психика и реальность - Исследования по философии психиатрии
Мы будем первоначально исходить из того (как бы грубо ни было такое понимание),что психика есть нечто внутренне, а реальность есть нечто внешнее.Почему это понимание грубо и примитивно? Потому что оно антиисторично, в частности,не учитывает когнитивный опыт ХХ века,когда внутреннее и внешнее меняются местами,как в ленте Мёбиуса.В принципе,всем «внутренним» должна заниматься «психология»,а всем внешним — «физика».Но уже в середине ХХ века немецкий физик Вольфганг Паули мечтал о создании единой науки,которая изучала бы внутренне и внешнее в их совокупности.Создание квантовой физики повлекло за собой понимание того,что внутреннее и внешнее тесно связаны.Это прежде всего принцип неопределенности Гейзенберга.Успехи психиатрии и фундаментальность концепта шизофрении привело к тому,что внутреннее и внешнее посредством механизмов проекции и проективной идентификации стали путаться.При шизофрении возможны такие речевые конструкции,как «За окном больно» и «У меня внутри идет дождь».Реальность и психика в ХХ веке перестали восприниматься как нечто противоположное,а скорее,как нечто взаимосвязанное и взаимозависимое.
 
Можно сказать,что невроз — это такое положение вещей (состояние сознания — ?),при котором то,что находится снаружи,воспринимается как нечто,что находится внутри,а психоз — такое,при котором,наоборот,то,что находится внутри,воспринимается как то,что находится снаружи.Пример невротического положения вещей — слова Христа: «Царствие Божие внутри нас».
 
«Не придет Царствие Божие приметным образом,и не скажут: “Вот,оно здесь”,или “вот,там”.Ибо вот,Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,20–21).
 
Таким образом,получается,что невротическое — это интроекция,а психотическое,соответственно,— проекция.Но не все так просто.Уже в истории Христа,когда Он на Тайной вечере предложил апостолам есть хлеб как Его плоть,и пить вино в качестве Его крови,то это была,безусловно,интроекция или,скорее,призыв к интроекции.Но является ли это невротическим положением вещей? Никоим образом! Представим себе,что мы вбираем в себя глоток вина и кусочек хлеба,и при этом нам представляется,что это тело и кровь Христа.Безусловно,это нечто психотическое.Почему? Во-первых,уже потому,что эти кусочки и глоточки суть не что иное,как измельченные бионовские странные объекты,во-вторых,и главное,что выпить,к примеру,глоток вина и при этом представлять,что это чья-то кровь,это элемент психотического мышления.Почему? Представьте себе,что человек говорит,что вот он выпивает глоток вина и это есть кровь Христа.Такого человека без лишних слов отправят в сумасшедший дом.(Ситуация Святого причастия — это,в сущности,тоже психотическая вещь,и как таковую ее высмеял Толстой в романе «Воскресенье».) А если по существу,то что здесь психотического? Ну,просто даже представление о том,что нечто одно есть нечто другое,уже психотично,если это не метафора.Например: я беру ручку,которой только что писал,и говорю «Это пенис!» (как в книге Герберта Нюнберга «Основы психоанализа»,пациент говорит: «В саду поют пенисы!»).Что же из этого всего следует? Что помимо «обычной» невротической интроекции,выделенной впервые Шандором Ференци,существует еще и психотическая интроекция.Превосходным примером такой психотической интроекции является фрагмент одной из историй болезни,описанной Ясперсом,когда психотик Йозеф Мендель (философ по профессии) интроецирует в свое тело тела великих людей.
 

Руднев В. - Психика и реальность - Исследования по философии психиатрии

М.: Издательская группа «Альма Матер», 2022. — 278 с. — (Методы психологии).
ISBN 978-5-6047268-0-8
 

Руднев В. - Психика и реальность – Содержание

Введение
  • Глава первая. Болен не человек — болен текст
  • Глава вторая. Истина и безумие
  • Глава третья. Желание
  • Глава четвертая. Деперсонализация или диссоциация?
  • Глава пятая. Магическая импликация
  • Глава шестая. По ту сторону влечения к смерти
  • Глава седьмая. Новая модель депрессии
  • Глава восьмая. Сознание и предопределенность
  • Глава девятая. Аддикции
  • Глава десятая. Бог как аддикция
  • Глава одиннадцатая. О природе психических заболеваний
Литература
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vadim