Шеллинг - Позитивная философия - Quadrivium

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 1 - Философия мифологии
ГотикаИздательский проект Quadrivium
Серия GOTHICA
 

 
Настоящее издание ставит перед собой задачей объединить в одном собрании и в одном переводе все основные работы Шеллинга, составляющие второй период его философстования.
 
В первый и второй том собрания войдут основные итоговые работы мыслителя — «Философия мифологии» и «Философия Откровения», третий том составят небольшие сравнительно с этими двумя памятниками сочинения, обрамляющие эти монументальные труды.
 
Издание полного собрания поздних работ Шеллинга было замыслено покойной М. Г. Городовой, В. М. Линейкиным и мной около двадцати лет назад, и сейчас я не без трепета отпускаю в самобытие дорогие книги, ставшие частью жизни для тех, кто некогда взялся за работу над ними, в эпоху вдохновенной молодости.
 
Т. Г. Сидаш
 
***
Задачей моей вступительной статьи является максимально сжато и схоластически изложить учение философа, не опустив, однако, ни одного из существенных моментов его учения. Это представляется имеющим ценность как по причине того, что на русском языке, насколько нам известно, никто подобных попыток не предпринимал, так и потому, что «вторая», или «позитивная» философия Шеллинга была изложена им в трех основных работах: «Система Мировых Эпох», «Философия Мифологии» и «Философия Откровения». Несмотря на то, что издаваемый нами труд представляет собой центральное произведение системы, однако он не может быть понят без учета двух обрамляющих его работ.
 
Будучи последней большой системой, завершающей немецкое классическое философствование, «вторая философия» Шеллинга имеет два — редуцируемых друг к другу не настолько, насколько этого хотелось самому мыслителю — пласта: априорный и апостериорный. Данная статья будет посвящена описанию первого из них. Обсуждение же всех вопросов, связанных с самими эмпирическими историей и мифологией и их осмыслением — особенно в свете археологической революции, имевшей место в XX столетии, — мы выносим в статью ко второму тому. Сейчас нам важно понять априорные основания «позитивной философии» Шеллинга, уяснив которые, мы увидим также и последний, богословски заостренный акт той романтической драмы, которую мы справедливо называем немецкой классической философией. Не останутся от нас скрытыми и немецкие пролегомены русской традиции мирянского (кшатрийского, как сказали бы в Индии) богословия, называющегося также Философией Всеединства.
 
Итак, следуя тексту Шеллинга, нам нужно начать с рассмотрения истории философии, которую Шеллинг понимал как историю философии негативной — т. е. такой, результатом которой являлось только лишь рациональное постижение; желая подчеркнуть своё надстояние над этой традицией, он называл свою «вторую» философию позитивной. В независимости от того, будем ли рассматривать эмпиризм или рационализм, мы найдем — с одной стороны — стремление познать сущее, с другой — понятие как результат познания. Однако понятие есть не само сущее, но только момент сущего; таким образом, если «познавать» означает «иметь», то мы имеем лишь аспект сущего, но не само сущее.
 

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 1 - Философия мифологии

 
Санкт-Петербург: Издательский проект "Quadrivium", 2015. — 1200 с.
Тираж 500 экз.
ISBN 978-5-7164-0646-9
 
Перевод с немецкого В.М Линейкина
Под общей редакцией Т. Г. Сидаша, С. Д. Сапожниковой.
Над книгой также работали: Александр Карначев (латынь, греческий), Зоя Барзах (греческий), Анна Беспятых (латынь, французский), Тамара Соломатина (иврит)
 

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 1 - Философия мифологии - Содержание

Т. Г. Сидаш. От издателя
Тарас Сидаш. Система позитивной философии Ф. В. Шеллинга
 

Книга 1 Историко-критическое введение в философию мифологии

Лекция 1 - Лекция 10

Книга 2 Философское введение в философию мифологии, или представление чисто рациональной философии

Лекция 11 - Лекция 24

Книга 3 Монотеизм

Лекция 25 - Лекция 30

Книга 4 Философия

Лекция 31 - Лекция 53
 
Об источнике вечных истин
О значении одной новооткрытой настенной росписи в Помпее
Примечания

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 2 - Философия Откровения
 
«Философия Откровения» - труд этот был переведен В. М. Линейкиным в 1998-1999 гг. Инициаторами перевода были Т. Г. Сидаш и покойная М Г. Городова, которая являлась также наборщицей и первым литературным редактором текста.
 
Перевод был осуществлен под эгидой тогда еще неразделенного издательства «Алетейя» (переводчик получал жалование в 20 $ за авторский лист — 40 000 знаков). Разумеется, только исключительная увлеченность проектом позволила нам в таких условиях довести его до конца.
 
Однако, произволением тогдашних хозяев «Алетейи», книга так и не была издана. Шло время, увидел свет перевод А. Пестова, бывшего первым рецензентом представляемой сегодня читателю книги; и только теперь, когда — волей судеб — я оказался во главе самостоятельного издательского проекта, мы способны исправить сложившееся положение дел.
 
И для меня, и для В. М. Линейкина труд над переводом «Философии Откровения» был первой большой работой, своего рода посвящением в профессиональную философию. Сколь бы с тех пор ни отдалился я от немецкой традиции философствования, но продолжаю испытывать благодарность мыслителю, даровавшему мне основополагающий инициатический опыт. И, конечно, это издание является знаком светлой памяти по безвременно покинувшей нас сподвижнице и подруге — Марине Геннадьевне Городовой.
Т. Г. Сидаш
 

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 2 - Философия Откровения

Санкт-Петербург: Издательский проект "Quadrivium", 2015. —768 с.
ISBN 978-5-716406-34-6
 

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 2 - Философия Откровения - Содержание

 
От издателя
Книга 1
  • Лекция 1 – Лекция 8
Книга 2
  • Лекция 9 - Лекция 37
Другая дедукция принципов позитивной философии
Первое чтение в Берлине 6 ноября 1841 г

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 3
С тех пор, как немецкий дух впервые оторвался от существующей веры, — в той мере, в какой эта вера лишена всякой науки, или же зиждится на ее утесняющих или мертвых формулах, — с этого момента немецкая наука существует во всем своеобразии своего значения. С этого момента ее продвижение уже более не является ни случайным, ни устремленным в неопределенность (как это имеет место у других наций): у немцев есть определенная цель и необходимое направление.
 
Довольно странно, но даже открытый раскол религиозных исповеданий определяет немецкому народу гораздо более высокую цель, нежели всякому иному. Хоть и слышатся жалобы о том, какой урон нация понесла от него, однако для чего он нужен, и куда, в конечном итоге, может привести такое противоречие в глубине нации, — на эти вопросы еще никто ответить не пытался. — Прочь всяческие мысли о возвращении назад! Всякое возвращение, за исключением того, которое происходит в результате движения вперед, есть порча и гибель. Конечно, творения мирового духа также держатся своего живого круга, перенося его на природу и историю, однако в ином и более высоком смысле. Подобно ему совершают свое продвижение творения человеческого духа.
 
Тогда, в то время решительного отказа от унаследованной веры, немецкий дух дал обет привести эту противоположность к совершенному разрешению, а единство, из которого он вышел как из состояния невежественного, не обладающего познанием мира, однажды восстановить на более высокой ступени как осознанное единство, в более высоком смысле и широком объеме. Такова цель немецкого духа, а принесенный им обет есть то, что заставляет немца выглядеть бедным в сравнении с богатством других наций, и смиренным — на фоне их неистовства; он есть жало его ревности, которое, в то время, как те считают величайшие исследования завершенными,  а высочайшие  принципы —  обнаруженными, — зовет его вновь и вновь подвергать сомнению основы и спускаться в необозримые глубины всякого знания.
 

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 3

Санкт-Петербург: Издательский проект “Quadrivium”, 2017. 720 с.
Перевод с немецкого В. М. Линейкина
ISBN 978-5-7164-0733-6
 

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - Позитивная философия - В трех томах - Том 3 - Содержание

От редактора и издателя
  • Штутгартские беседы
  • Памятник Ф. В. Й. Шеллинга сочинению  «О божественных вещах» господина Фридриха Генриха Якоби и предъявленному в нем обвинению в намеренно вводящем в заблуждение,  лживом атеизме
  • Мировые эпохи
  • О сущности немецкой науки
  • О божествах Самофракии
  • О взаимосвязи природы с миром духов
  • Искусствоведческие заметки к Докладу об эгинских  статуях Иоганна Мартина Вагнера
  • Эрлангенские чтения
  • Предисловие к изданию сочинений из наследия  Г. Стеффенса
Приложение
  • Представление моей системы философии

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя esxatos