Шестов - Киргегард и экзистенциальная философия - Кьеркегор

Киргегард и экзистенциальная философия - Лев Шестов
Книги Киргегарда – непрерывное повествование об отчаянной, безумной, судорожной борьбе человека с первородным грехом и с ужасами жизни, которые пришли от греха. Разумное мышление и стоящая на его страже мораль – ими же живут и довольствуются люди – привели Киргегарда к самому страшному, что может быть: к бессилию.
 

Лев Шестов - Киргегард и экзистенциальная философия - Глас вопиющего в пустыне - Кьеркегор

Л. И. Шестов. – М. :  Директ-Медиа, 2008. – 337 с.
ISBN 978-5-4475-8735-2
 
Также издание:
Из книги: Шестов Л. Апофеоз беспочвенности, АСТ, Москва, 2000, ISBN 5-17-000579-2
 

Лев Шестов - Киргегард и экзистенциальная философия - Глас вопиющего в пустыне - Содержание

  • Вместо предисловия
  • I. Иов и Гегель
  • II. Жало в плоть
  • III. Отстранение этического
  • IV. Великий соблазн
  • V. Движение веры
  • VI. Вера и грех
  • VII. Страх и Ничто
  • VIII. Гений и рок
  • IX. Знание как падение
  • X. Жестокое христианство
  • XI. Страх и первородный грех
  • XII. Власть знания
  • XIII. Логика и громы
  • XIV. Автономия этического
  • XV. Порабощенная воля
  • XVI. Бог – есть любовь
  • XVII. Киргегард и Лютер
  • XVIII. Отчаяние и Ничто
  • XIX. Свобода
  • XX. Бог и принуждающая истина
  • XXI. Тайна искупления
  • XXII. Заключение
  • Вместо послесловия

Лев Шестов - Киргегард и экзистенциальная философия - Вместо предисловия

 
Ему было ниспослано испытать бессилие в самой отвратительной и позорной форме, в какой оно может проявляться на земле: когда он прикасался к любимой женщине, она превращалась в тень, в призрак. Хуже – все, к чему он прикасался, превращалось в призрак: плоды с дерева жизни стали ему недоступны, все люди во власти смерти, всех подстерегает отчаяние, которое еще в молодые годы овладело его душой. Но это же отчаяние приподняло его над плоскостью обычного мышления, и ему тогда открылось, что и само его бессилие – тоже призрачно.
 
Даже больше: призрачность человеческого бессилия порой открывалась ему еще непосредственнее, еще осязательнее, чем призрачность существования. Бессилие было и бессилия не было: бессилие обнаруживалось как страх пред несуществующим, пред несотворенным, пред Ничто. Ничто. которого нет, прошло вслед за грехом в жизнь и покорило себе человека. Спекулятивная философия, сама порожденная и раздавленная первородным грехом, не может отогнать от нас Ничто.
 
Наоборот: она его призывает, она связывает его неразрывными узами со всем бытием. И пока знание, пока умное зрение будет для нас источником истины. Ничто останется хозяином жизни.

Киргегард испытал все это с такой непосредственностью и мучительностью, с какой редко кому на земле доводилось испытывать что-либо: оттого мало кто умел так подлинно рассказать о грехе как о бессилии воли, как он. Оттого тоже редко кто умел и хотел так безудержно, так неистово, с таким упоением прославлять прокладывающий дорогу вере Абсурд. Он не мог сделать «движения веры» – его воля была парализована, «в обмороке».
 
Но он ненавидел и проклинал свое бессилие со всей страстью, на которую человек способен. Не есть ли это уже первое «движение» веры? Не есть ли это сама вера? Подлинная, истинная вера? Он отверг вечные истины разума, он расшатал непоколебимые устои морали. Если разум есть высшее, если мораль есть высшее – Авраам погиб, Иов погиб, все люди погибли: «неизменность», пропитавшая собой несотворенные истины, как гигантский удав задушит в своих страшных объятиях все живое, даже самого Бога.
 

Лев Шестов

 
Философ не в традиционном понимании этого слова, а в том же смысле, в каком философичны Шекспир, Достоевский и Гете. Почти все его произведения – это блестящие, глубокие неподражаемо оригинальные литературные экскурсы в философию. Всю свою жизнь Шестов посвятил не обоснованию своей собственной системы, не созданию своей собственной концепции, но делу, возможно, столь же трудному – отстраненному и непредвзятому изучению чужих философских построений, борьбе с рационалистическими идеями «разумного понимания» – и, наконец, поистине гениальному осознанию задачи философии как науки «поучить нас жить в неизвестности»…
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (8 votes)
Аватар пользователя esxatos