Скобелев - О чем говорит Ветхий Завет

Скобелев Михаил Анатольевич - О чем говорит Ветхий Завет
Священное  Писание  христиан,  или  Библия,  состоит  из  двух  частей:  Ветхого  Завета и Нового Завета. Приступая к рассказу о Ветхом Завете, мы сразу сталкиваемся с серьезным вопросом. В нескольких десятках ветхозаветных книг содержится множество сюжетов и тысячи имен. Не случайно Апостол, вспоминая события Священной истории, восклицает: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках. Как же построить рассказ, что выбрать? Вроде бы ясно – выбрать самое главное, как это делается, например, в хрестоматиях для учащихся, чтобы они могли быстро ознакомиться с сюжетом длинного романа. Но Священное Писание – не роман. Все его книги – совершенно особенные, богодухновенные, и, по мнению святых отцов, в них важно все, даже отдельные слова и буквы – все «главное»!
 
Что же делать? Изобретать свой способ повествования нам показалось слишком дерзким, и мы нашли надежный ориентир – изложение Священной истории в апостольской проповеди. Архидиакон Стефан и апостол Павел, проповедуя иудеям о воскресшем Христе, начинали свою речь с изложения событий ветхозаветной истории и описывали основные ее этапы через деяния главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Соломона… Мы последовали их примеру.
 
Но прежде чем перейти непосредственно к рассказу, кратко напомним важные, принципиальные особенности Священного Писания, которые необходимо помнить всякому приступающему к его чтению.
 
В  отличие  от  произведений  художественной  литературы,  где  подробно  описываются внешность героев, их внутренние состояния и переживания, объясняются мотивы их поступков, Писание практически полностью лишено этих подробностей. Так, описывая красоту жены патриарха Иакова Рахили, священный автор говорит: Рахиль была красива станом и красива лицом. И все! Сравните это с описанием, например, внешности Анны Карениной.
 

Скобелев Михаил Анатольевич - О чем говорит Ветхий Завет - Четвертая ступень  

Серия "Ступени веры"
«Никея»,  2018г. - 179с.
ISBN 978-5-91761-821-0
 

Скобелев Михаил Анатольевич - О чем говорит Ветхий Завет - Четвертая ступень - Содержание

Предисловие 
Введение 
  • Состав книг Ветхого Завета 
  • Жанры 
  • Богодухновенность 
  • Толкование Писания (экзегеза) 
  • Переводы Священного Писания 
Глава 1 
  • Творение мира 
  • Создание первых людей 
  • Дополнение. Овидий о возникновении Вселенной 
  • Жизнь первых людей в раю 
  • Грехопадение 
  • Суд Божий и последствия грехопадения 
  • Первоевангелие 
Глава 2 
Глава 3 
  • Потоп 
  • Завет с Ноем 
  • Строительство города и башни
Глава 4 
  • Патриарх Авраам 
  • Патриарх Исаак 
  • Патриарх Иаков 
  • Патриарх Иосиф 
  • Дополнение. Геродот об обычаях египтян 
Глава 5 
  • Призвание Моисея 
  • Казни египетские 
  • Исход из Египта 
  • Заключение завета, дарование Закона, установление священства 
  • Израиль в пустыне 
  • Израиль в Моаве, пророк Валаам 
  • Благословение колен, смерть Моисея 
Глава 6 
  • Переход через Иордан 
  • Взятие Иерихона 
  • Битва за Гаваон 
  • Раздел Земли Обетованной 
Глава 7 
  • Глава 8 
  • Девора 
  • Гедеон 
  • Иеффай 
  • Самсон 
  • Самуил 
Глава 9 
  • Саул
  • Давид 
  • Соломон 
  • Разделение единого царства
  • Летоисчисление в древнем Израиле 
Глава 10 
Глава 11 
  • Пророк Илия 
  • Пророк Исаия 
  • Пророк Иона 
  • Пророк Иеремия 
  • Пророк Иезекииль 
  • Пророк Даниил 
  • Дополнение. Геродот об обычаях вавилонян 
Глава 12 
Глава 13 
Глава 14 
  • Дополнение. Геродот об обычаях персов 
Глава 15 
  • Священник Маттафия и его сыновья 
  • Маккавейские мученики, старец Елеазар 
Послесловие 
Список сокращенных названий книг Священного Писания 
Словарь терминов 
Список рекомендуемой литературы 
Святые отцы 
Источники 
Пособия и исследования 
Библейские карты 
 

Скобелев Михаил Анатольевич - О чем говорит Ветхий Завет - Четвертая ступень - Предисловие

 
Читая Ветхий Завет, важно также помнить, что люди, жившие до прихода Мессии, не обладали той полнотой знания о Боге и человеке, которой обладаем мы – христиане, и потому многие их поступки в свете новозаветного Откровения представляются нам странными, а иногда и смущают. Для правильного их понимания необходимо обращаться к церковной экзегезе – толкованию. Экзегеза начинается с умения увидеть в содержании текста проблему и задать правильный вопрос, а затем постараться найти на него верный ответ. Поэтому некоторые комментарии святых отцов состоят из вопросов-ответов. Вот и мы попробуем следовать этому правилу – будем учиться задавать вопросы и находить на них правильные ответы.
 
Важно помнить, что при этом мы должны не только руководствоваться своим личным пониманием, а постараться узнать ответ в церковной традиции, в имеющихся церковных ком ментариях. И если такой ответ покажется неубедительным или непонятным, не нужно спешить его отвергать, ибо для правильного понимания смысла Писания должно прийти свое время, что зависит не только от нашего теоретического знакомства с традицией, но и нашего личного опыта жизни в Церкви.
 
О сложности понимания Ветхого Завета свидетельствует следующий факт: в истории Церкви известна попытка вовсе отказаться от ветхозаветного наследия. Адепту этой точки зрения – Маркиону (II век) – Бог Авраама, Моисея, Давида представлялся слишком справедливым и жестоким, мстительным, непохожим на Спасителя, Господа Иисуса Христа, проповедующего любовь и прощение. Действительно, такое впечатление Маркиона имеет некоторые основания, но это именно лишь впечатление, которое привело к неправильным выводам. Церковь же твердо исповедует, что единый Бог действует в Ветхом и в Новом Заветах, и мнение Маркиона было отвергнуто как заблуждение.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.7 (3 votes)
Аватар пользователя brat Aleksey