Сканирование клуба
Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой своё 70-летие.
Если читатель найдёт в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.
Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!
Святители Христовы Иоанн Златоуст (+ 407), Василий Великий (+ 379) и Григорий Богослов (+ 389), преподобные Отцы Ефрем Сирин (+ 373), блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей (+ 620), Григорий Синаит (XIV в.) и все Святые, на земле Востока просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
29 августа 1999 г.
Константин Ефимович Скурат
Скурат Константин - Наставления Великих учителей Церкви
Яхрома: Троицкий собор, 2008 - 704 с., илл.
ISBN 978-5-903487-04-02
Скурат Константин - Наставления Великих учителей Церкви - Содержание
Часть I. ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ ОТЕЦ АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. СОТЕРИОЛОГИЯ СВЯТОГО АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ПРЕДПОСЫЛКИ СОТЕРИОЛОГИИ СВЯТОГО АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО
- ГЛАВА 1. Исторические предпосылки сотериологии
- ГЛАВА 2. Философские предпосылки сотериологии святого Афанасия Великого 95
- ГЛАВА 3. Теологические и антропологические предпосылки
Раздел ІІ. УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ В БОГОСЛОВИИ СВЯТОГО АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО
- ГЛАВА 1. Спасение и Промысл Божий
- ГЛАВА 2. Участие в Спасении Трёх Лиц Единого Бога
- ГЛАВА 3. Боговоплощение как основа Спасения
- ГЛАВА 4. Учение и дела Спасителя
- ГЛАВА 5. Крестная Смерть Спасителя - искупительная Жертва
- ГЛАВА 6. Спасительное значение Воскресения и Вознесения Господа нашего Иисуса Христа
- ГЛАВА 7. Домостроительство Спасения Духом Святым
- ГЛАВА 8. Завершение Спасения - обожение человека
- ГЛАВА 9. Спасение и Церковь
- ГЛАВА 10. Усвоение Спасения отдельными человеческими лицами: Спасение и подвиг
- ГЛАВА 11. Космологический и эсхатологический аспект сотериологии святого Афанасия Великого
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Влияние учения святого Афанасия Великого и развитие сотериологии в святоотеческом богословии эпохи Вселенских Соборов
- БИБЛИОГРАФИЯ
Часть II. СЛАВНЕЙШИЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ
- ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ
- ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
- ЖИТИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ЕГО УЧЕНИЕ О ЛЮБОМУДРИИ И БОГОПОЗНАНИИ
- «СИРСКИЙ ПРОРОК» - ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН
- БЛАЖЕННЫЙ ДИАДОХ ФОТИКИЙСКИЙ - ДУХОВНЫЙ АВТОРИТЕТ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА
- ПРЕПОДОБНЫЙ ABBA ДОРОФЕЙ - «ДОСТОСЛАВНЫЙ В ОТЦАХ»
- ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ СИНАИТ - УЧИТЕЛЬ «УМНОГО ДЕЛАНИЯ»
Часть III. КОРПУС СВЯТЫХ ОТЦОВ
- ЧЕМУ УЧИТ «ЛАВСАИК»
- К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ «ЛУГ ДУХОВНЫЙ»
- НАСТАВЛЕНИЯ МИТЕРИКОНА БЛАГОГОВЕЙНЫМ ПОДВИЖНИЦАМ
Скурат Константин - Наставления Великих учителей Церкви - Афанасий Великий
Святой Афанасий Великий вошёл в историю христианского богословия прежде всего как ревностный поборник Никейского символа и неутомимый борец с арианством. Вся его святительская деятельность на престоле святого апостола Марка, так же как и его литературные труды, были посвящены утверждению и обоснованию веры в «единосущие» Сына Божия Богу Отцу. В последний период своей деятельности в письмах Серапиону, епископу Тмуйсскому, он ясно и открыто говорит также и о Божестве Святого Духа. Таким образом, как свидетельствует святой Григорий Богослов, святой Афанасий «первый и один, или с весьма немногими, дерзнул стать за истину... исповедовав единое Божество и единосущность Трех Лиц».
Поэтому он по справедливости может быть призван основоположником посленикейского тринитарного богословия. Своим утверждением единосущия Отца, Сына и Святого Духа он продолжил путь к дальнейшему раскрытию догмата Святой Троицы в творениях великих отцов-каппадокийцев.
Однако, борясь за чистоту веры в Троическое единосущие, святой Афанасий Великий в своих творениях раскрывает и другие богословские вопросы, среди которых первое место занимает вопрос о спасении человека. Можно даже сказать, что проблемам сотериологии он уделяет не меньшее место, чем учению о святой Троице. И это вполне естественно, потому что все догматы Церкви суть догматы неразрывно связанные с нашим спасением. Поэтому всё православное богословие существенно сотериологично. Центральное место в нём отводится учению о спасении. Такой именно характер имеет всё святоотеческое богословие и, в частности, богословие святого Афанасия Великого. Сама вера в Троическое единосущие утверждается Святителем не как отвлечённая истина, вытекающая из диалектических тонкостей богословского умозрения, но, главным образом, как обоснование нашего упования на спасение. В догмате единосущия Александрийский Святитель защищал действительность спасения человека Богочеловеком Иисусом Христом.
Для святого Афанасия «тринитарный вопрос о рождении и единосущии Сына Божия есть, - как справедливо утверждает современный православный богослов, - прежде всего христологический и сотериологический вопрос». Но если вера в единосущие обосновывает возможность спасения, то, с другой стороны, можно сказать, что сама она опирается на истину спасения, данную в религиозном опыте Церкви. «Действительность совершившегося спасения свидетельствует для святого Афанасия о Божественности и единосущии воплотившегося Слова - ибо только воплощение Единородного может быть спасительным... Только в единосущном Сыне обретает человек общение с Богом, и только единосущный Дух соединил нас с Отцом».
Можно поэтому согласиться с протестантским богословом А. Гарнаком, который в своей «Истории догматов» утверждает, что святой Афанасий «всё свёл на идею спасения человека Сыном Божиим, то есть Богочеловеком, единосущным Богу. Ему важна была не формула, а решающая идея веры, - спасение для Божественной жизни Богочеловеком... Учение Афанасия в сущности содержит всего одно положение: Сам Бог сошёл к человечеству. Оно целиком коренится в идее спасения. Иудейство и язычество не возвратили человеку общение с Богом: лишь Сам Бог может нас обожествить, то есть сделать Своими сынами и даровать бессмертие. Тот, кто отрицает, что Христос есть совершенный Бог, остаётся иудеем или язычником».
Таким образом видим, что учение о спасении занимает в богословии святого Афанасия Великого не менее важное место, чем его учение о Святой Троице.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: