Скурат - Учение о спасении Афанасия Великого

Константин Скурат - Учение о спасении Святителя Афанасия Великого
Тема настоящего исследования — сотериология святого Афанасия Великого. Нет, думается, необходимости оправдывать выбор этой темы как предмета самостоятельного историко-богословского исследования. Учение о спасении является выражением самого существа христианской веры и органически связано с основами духовной жизни как каждого отдельного христианина, так и всей Церкви в целом. «Главным предметом евангельского благовествования,—говорит один из лучших наших знатоков новозаветного богословия, — служит спасение людей как преимущественное дело Божественной любви».
 
Христианство возвестило миру тайну спасения как тайну любви и премудрости Божией, юже предустави Бог прежде век в славу нашу (1 Кор. 2, 7). На уразумение этой тайны и ее значения для человека всегда было обращено преимущественное внимание в православном богословии. «Вопрос о спасении человека, — говорит Святейший Патриарх Алексий I, — есть основной вопрос... христианского мировоззрения, к посильному уяснению которого христианская мысль стремилась с самых древних времен». 
 

Константин Скурат - Учение о спасении Святителя Афанасия Великого

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. - 436 с. 
 

Константин Скурат - Учение о спасении Святителя Афанасия Великого - Содержание

Предисловие 
Введение 
Часть I. Предпосылки сотериологии святителя Афанасия Великого 
  • Глава 1. Исторические предпосылки сотериологии святого Афанасия
    • А. Учение о спасении в доникейском богословии
      • 1. Мужи апостольские 
      • 2. Послание к Диогнету
      • 3.Апологеты
      • 4. Святой Ириней, епископ Лионский
      • 5. Александрийцы 
    • Б. Сотериология египетской пустыни
  • Глава 2. Философские предпосылки сотериологии святителя Афанасия Великого 
  • Глава 3. Теологические и антропологические предпосылки
    • А. Богословские предпосылки. Учение о Логосе и Его отношении к Богу Отцу и тварному миру 
    • Б. Антропологические предпосылки
      • 1. Природа человека 
      • 2. Образ Божий в человеке 
      • 3. Первобытное состояние 
      • 4. Грехопадение и его последствия для человека и космоса
Часть II. Учение о спасении в богословии святителя Афанасия Великого 
  • Глава 1. Спасение и Промысл Божий 
  • Глава 2. Участие в спасении Трех Лиц триединого Бога 
  • Глава 3. Боговоплощение как основа спасения 
  • Глава 4. Учение и дела Спасителя 
  • Глава 5. Крестная смерть Спасителя — Искупительная жертва
  • Глава 6. Спасительное значение воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа
  • Глава 7. Домостроительство спасения Духом Святым 
  • Глава 8. Завершение спасения — обожение человека 
  • Глава 9. Спасение и Церковь 
  • Глава 10. Усвоение спасения отдельными человеческими лицами: спасение и подвиг 
  • Глава 11. Космологический и эсхатологический аспект сотериологии святителя Афанасия Великого 
Заключение. Влияние учения святителя Афанасия Великого на развитие сотериологии в святоотеческом богословии эпохи Вселенских Соборов 
Библиография
 

Константин Скурат - Учение о спасении Святителя Афанасия Великого - Введение

 
Святой Афанасий Великий вошел в историю христианского богословия прежде всего как ревностный поборник Никейского символа и неутомимый борец с арианством. Вся его святительская деятельность на престоле святого апостола Марка, так же как и его литературные труды, были посвящены утверждению и обоснованию веры в «единосущие» Сына Божия Богу Отцу. В последний период своей деятельности в письмах Серапиону, епископу Тмуйсскому, он ясно и открыто говорит также и о Божестве Святого Духа. Таким образом, как свидетельствует святитель Григорий Богослов святой Афанасий «первый и один или с весьма немногими дерзнул стать за истину... исповедав единое Божество и единосущность Трех Лиц». Поэтому он по справедливости может быть признан основоположником посленикейского тринитарного богословия. Своим утверждением единосущия Отца, Сына и Святого Духа он проложил путь к дальнейшему раскрытию догмата Святой Троицы в творениях великих отцов- каппадокийцев. 
 
Однако, борясь за чистоту веры в Троическое единосущие, святой Афанасий Великий в своих творениях раскрывает и другие богословские вопросы, среди которых особое место занимает вопрос о воплощении Бога Слова. Можно даже сказать, что проблемам сотериологии он уделяет не меньшее место, чем учению о Святой Троице. И это вполне естественно, потому что все догматы Церкви суть догматы, неразрывно связанные с нашим спасением. Поэтому все православное богословие существенно сотериологично. Центральное место в нем отводится учению о спасении. Такой именно характер имеет все святоотеческое богословие, и в частности богословие святого Афанасия Великого. Сама вера в Троическое единосущие утверждается святителем не как отвлеченная истина, вытекающая из диалектических тонкостей богословского умозрения, но, главным образом, как обоснование нашего упования на спасение. В догмате единосущия александрийский святитель защищал действительность спасения человека Богочеловеком Иисусом Христом. 
 
Для святого Афанасия «тринитарный вопрос о рождении и единосущии Сына Божия есть, — как справедливо утверждает современный православный богослов, — прежде всего христологический и сотериологический вопрос». Но если вера в единосущие обосновывает возможность спасения, то, с другой стороны, можно сказать, что сама она опирается на истину спасения, данную в религиозном опыте Церкви. «Действительность совершившегося спасения свидетельствует для святого Афанасия о божественности и единосущии воплотившегося Слова, ибо только воплощение Единородного может быть спасительным... 
 
Только в единосущном Сыне обретает человек общение с Богом и только единосущный Дух соединил нас с Отцом». Можно поэтому согласиться с протестантским богословом А. Гарнаком, который в своей «Истории догматов» утверждает, что святой Афанасий «все свел на идею спасения человека Сыном Божиим, то есть Богочеловеком, единосущным Богу. Ему важна была не формула, а решающая идея веры — спасение для божественной жизни Богочеловеком... Учение Афанасия в сущности содержит всего одно положение: Сам Бог сошел к человечеству. Оно целиком коренится в идее спасения. Иудейство и язычество не возвратили человеку общение с Богом: лишь Сам Бог может нас обожествить, то есть сделать Своими сынами и даровать бессмертие. Тот, кто отрицает, что Христос есть совершенный Бог, остается иудеем или язычником». Таким образом, видим, что учение о спасении занимает в богословии святого Афанасия Великого не менее важное место, чем его учение о Святой Троице. 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Alexandr