Соколова - Новому человеку – новая смерть

Анна Соколова - Новому человеку – новая смерть - Похоронная культура раннего СССР
«…Среди городских обывателей создавалось явно антисоветское и чуть ли не погромное настроение. Это настроение еще усилилось тем, что все попы забастовали, отказываясь совершать обряды и богослужения» – так описывает корреспондент газеты «Безбожник» последствия «поповской стачки» в Перми в 1918 году. Отказ священников совершать обряды стал результатом конфликта пермского епископа и Губчека. Во время напряженного противостояния верующих и коммунистов обе стороны поочередно устраивали митинги. В результате на большевистском митинге была принята резолюция, «резко осуждающая поповскую против советскую работу и стачку попов, требующая от попов немедленного прекращения стачки и просьбой к Сов. Власти принять меры, чтобы попы на время стачки были бы лишены продовольствия, ибо – „кто не трудится, тот да не ест“». Священники потерпели поражение и были вынуждены прекратить стачку. Отказ священников совершать обряды практически парализовал жизнь в городе, и революционная власть была вынуждена требовать прекращения стачки и возобновления богослужений, чтобы восстановить порядок.
 
Сегодня сложно представить себе, что 100 лет назад семейные обряды (крестины, свадьбы, похороны) занимали в обществе совсем иное, гораздо более важное место. Как видно из истории «поповской стачки», в российском обществе начала XX века эти ритуалы не находились в приватной сфере, как сейчас, а были в гораздо большей степени публичным социальным действием. Похоронный ритуал, которому посвящена эта книга, не только предполагал участие большого круга лиц помимо родственников покойного, но и становился общественным событием: его наблюдали, обсуждали, описывали в дневниках и письмах десятки людей, никак не связанных с умершим. Люди легко «считывали» социальный контекст происходящего – кем был покойный, каковы были его общественное и материальное положение, отношения с родственниками и даже политические взгляды. Похоронный ритуал, таким образом, был не только приватным религиозным обрядом, но и социальным актом.
 
Будучи неотъемлемой частью общественной жизни рубежа XIX–XX веков, семейные обряды имели ярко выраженный сословный и конфессиональный характер. Каждая смена семейного статуса, будь то рождение ребенка, свадьба или смерть, должна была оформляться ритуально в рамках той конфессии (и прихода), к которой принадлежала семья, в соответствии с сословными традициями. Хоронить должны были на кладбище той конфессии, к которой был приписан умерший. Такая тесная связь семейной обрядности с религиозными и сословными правилами также усиливала социальный характер похорон, делая их не только семейным, но и общественным событием.
 

Анна Соколова - Новому человеку – новая смерть - Похоронная культура раннего СССР 

(Studia religiosa)
«НЛО», 2022 — 260с.
ISBN 978-5-44-481664-6
 

Анна Соколова - Новому человеку – новая смерть - Похоронная культура раннего СССР - Содержание

Предисловие
Введение
  • Десемантизация смерти: «Остается туша гниющего мяса. Какое к ней может быть разумное отношение?»
  • Рядовая смерть: советский проект и повседневные практики обращения с мертвыми телами
  • Похоронная реформа 1918 года 
  • Похоронные реформы в Европе в XVIII–XIX веках 
  • Нормативное регулирование и похоронные реформы в Российской империи
  • Последствия похоронных реформ и советский микрокосм 
Глава 1
  • Революционное движение и практика публичных похорон 
  • Гражданские похороны и возможность отказа от церковных обрядов
  • Похороны жертв революции на Марсовом поле 
  • «Жизнь без обряда – как квас без изюминки» – какой должна быть новая гражданская обрядность?
  • Что собой представляли «красные» похороны? 
  • Быть большевиком – при жизни и после смерти
Глава 2 
  • Новый рациональный советский город 
  • Кладбища в старых городах
  • Кладбища как общественные пространства советских городов
  • Кремация как мортальная практика для города будущего 
Глава 3 
  • Европейская дискуссия о кремации XIX века 
  • Биологизация и десакрализация смерти и мертвого тела 
  • Опыт катастрофы 
  • Эмансипация похорон от Церкви: европейский контекст 
  • «Комиссия предполагала предпочтительным постройку Крематориума-Храма»
  • Первый советский крематорий 
  • Общественное мнение и кремация 
  • Головокружение от успехов 
Глава 4 
  • Муниципализация похоронного дела и похоронный кризис 1919 года
  • Антирелигиозная кампания и похоронная инфраструктура 
  • Новое администрирование и похоронный кризис 
  • Классовый принцип оплаты погребения и реконструкция похоронного дела
Глава 5 
  • «Трагедия с буффонадой»: деволюция советской похоронной реформы и переход к низовому регулированию и DIY-практикам
  • День и ночь кремации
  • Огонь, политические трупы и воспроизводство чистоты
  • Бессмысленность обычных похорон как норма: две утопии советской смерти
  • Дача из гробов: от попыток реформ к осмыслению катастрофы
  • Эпилог: советские похороны в поисках смысла
Приложение 
  • 1918 год 
  • 1923 год 
  • 1923 год 
  • 1928 год 
  • 1937 год 
Источники. Архивные материалы 
Библиография
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Aleksey