Библиотека христианской мысли. Исследования
История городов за время от V по XI в., когда начинается коммунальное движение и города разом завоевывают себе видное положение, представляется в высшей степени темной в отношении к дошедшим до нас о них известиям. Летописи весьма мало интересуются городской жизнью; они много говорят о войнах и междоусобиях. вообще о поражавших мысль летописца внешних событиях, но ничего не сообщают нам о судьбах народов и о тех безымянных массах. в которых заключается основа всех исторических переворотов. Летописи молчат и о городе: отсюда следует, что до XI в. города и не принимали широкого участия в ходе исторических событий и что жизнь их шла незаметно. Так это действительно и было.
При том состоянии цивилизации, в каком находилась Европа в эпоху господства феодализма, для развития городской жизни не было налицо благоприятных условий. Города предполагают торговлю, промышленность, потребность и возможность обмена естественными продуктами и произведениями промысла и искусства. Ничего подобного не было в феодальной Европе до XI в.; каждая местность в ней представляла собой отдельное, самостоятельное целое, жила сама по себе и довольствовалась своим внутренним производством. Отсутствие безопасности, грабежи и нападения лишали предприимчивости и тех немногих смелых людей, которые взымали бы переезжать с товарами из одной области в другую. Потому в век феодализма города влачили вообще жалкую жизнь, и горожанин был в сущности крестьянином, распахивающим прилегающую к городу окрестную землю.
Спасский Анатолий - Лекции по истории западно-европейского Средневековья
2-е изд" испр.
СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2009. 288 с.
Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»
ISBN 978-5-903525-33-1
Спасский Анатолий - Лекции по истории западно-европейского Средневековья - Содержание
- Лекции по истории западно-европейского Средневековья А. А. Спасского
- Римская империя в эпоху падения
- Германцы, их быт и союзы
- Эпоха Великого переселения народов и ее ближайшие результаты
- История Франкского королевства
- Монархия Карла Великого и процесс ее распадения
- Процесс образования западно-европейских национальностей
- Феодализм
- Средневековые города и их значение в истории цивилизации Западной Европы
Спасский Анатолий - Лекции по истории западно-европейского Средневековья - Процесс образования западно-европейских национальностей
Бесспорно, что такие многосодержательные явления, как образование целого народа, а тем более образование нескольких народностей, принадлежат к числу самых сложных исторических процессов, редко поддающихся внешнему наблюдению. Эти явления не происходят на поверхности исторической жизни, открытой для современников, а совершаются в глубине ее и слагаются на протяжении целых столетий, под действием весьма различных факторов. Ни одно событие, пережитое тем или другим племенем, не пропадает для него даром: оно влияет на его дальнейшую историю, оставляет свои следы в характере и строе его жизни и оказывает свое воздействие в той таинственной лаборатории, в которой из племенного типа вырабатывается тип национальный. Даровитый летописец, занося на страницы своей хроники совершившиеся при нем события, легко замечает крупнейшие из них, в особенности те, которые бьют в глаза, поражают эффектом, как, например, войны, переселения и пр., но он не может определить характера и степени их влияния на дальнейшую судьбу его племени, так как его кругозор, ограниченный только настоящим, слишком узок для этого. Ему не видны также и те мелкие факторы, которые неизменно, с упорным постоянством действуя на племя или народ, налагают на него определенную физиономию и создают из него самобытный тип.
Поэтому мы напрасно стали бы в известиях хронистов искать указаний по вопросу о процессе образования той или другой народности; мы вообще напрасно стали бы искать такого единичного события, к которому можно было бы привязать самый момент возникновения народности. Не в летописях и не в документах, а в особенностях языка, быта, политических форм и народного характера сокрыты те данные, которые могут разъяснить нам элементы. вошедшие в состав той или другой народности. Тем не менее в вопросе о происхождении теперешних западно-европейских национальностей мы имеем одно событие, которое в практическом опюшении с наибольшим удобством может служить исходным пунктоы для решения его. Это - упомянутый мной сейчас Вердюнский договор 843 г. Он часто называется историками «днем рождения западно-европейских национальностей» и ставит нас на пороге современной Европы. Само собой понятно, что это выражение «день рождения» нужно понимать в условном, метафорическом смысле. Вердюнский договор не создал и не мог создать западно-европейских национальностей; но в нем они в первый раз решительно проявились на поверхности исторической жизни и стали влиятельным фактором в дальнейшем развитии событий.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: