Спиноза - Этика - О Боге человеке и его счастье - Могущество разума

Бенедикт Спиноза - Этика. О Боге, человеке и его счастье
Если бы все люди во всех своих делах могли поступать по определенному плану (consilium) или если бы им всегда благоприятствовало счастье, то никакое суеверие не могло бы овладеть ими. Но так как люди часто попадают в столь затруднительное положение, что не могут составить себе никакого плана, и так как они из-за сомнительных благ фортуны, безмерно желаемых ими, большею частью находятся в жалком колебании между надеждою и страхом, то поэтому в большинстве случаев они чрезвычайно склонны верить чему угодно. Дух их, обыкновенно самоуверенный, кичливый и надменный, легко приходит в смятение в минуту сомнения, а еще легче,  когда он колеблется, волнуемый надеждой и страхом. Да это, я полагаю, каждому известно, хотя я уверен, что очень многие сами себя не знают.
 
Никто ведь не прожил между людьми без того, чтобы не заметить, как при благоприятных обстоятельствах очень многие люди, хотя бы они и были весьма несведущи, до такой степени переполнены мудростью, что считают за оскорбление, если кто пожелает дать им совет; при несчастии же они не знают, куда обратиться,  и, умоляя, просят совета у каждого; и нет той несообразности, той нелепости или вздора, которых они не послушались бы. Далее, даже самые незначительные причины возбуждают в них то надежду на лучшее, то снова опасение худшего; люди ведь, находясь в страхе, если замечают какой-нибудь случай, напоминающий им о каком-либо прежнем благе или зле, думают, что он предвещает или счастливый, или дурной исход, и поэтому называют его благоприятным или неблагоприятным предзнаменованием, хотя бы этот случай стократ их обманывал. Далее, если они видят что-либо необыкновенное, вызывающее у них большое удивление, то считают это за дурное предзнаменование, указывающее на гнев богов или высшего существа; не искупить этого предзнаменования жертвами и обетами люди, подверженные суеверию и отвратившиеся от благочестия, считают за беззаконие.
 
Подобно этому они создают бесконечное множество выдумок и толкуют природу столь удивительно, как будто и она заодно с ними безумствует. Таким образом, для нас ясно, что суевериям всякого рода более всего предаются те люди, которые  без меры желают чего-нибудь сомнительного, и что все обращаются к Божественной помощи больше всего именно тогда, когда они находятся в опасности и не умеют сами себе помочь. Тут они дают обеты и проливают женские слезы, называют разум слепым (потому что он не может указать верного пути к призрачным благам, которых жаждут люди), а мудрость человеческую — суетною, и, наоборот, бред воображения, сны, детский вздор они считают за Божественные указания; более того, они верят, что Бог отвращается от мудрых и написал свои решения во внутренностях животных, но не в душе или что эти решения предсказываются дураками, безумными или птицами по Божественному вдохновению и внушению. До такой степени страх заставляет людей безумствовать.
 

Бенедикт Спиноза - Этика. О Боге, человеке и его счастье

пер. с лат., нидерл.
СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2023, 832 с.
Серия "Non-Fiction. Большие книги"
ISBN 978-5-389-22198-7
 

Бенедикт Спиноза - Этика. О Боге, человеке и его счастье - Содержание

КРАТКИЙ ТРАКТАТ О БОГЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СЧАСТЬЕ. Перевод с голл. под ред. А. Рубина
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О Боге
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О человеке и об относящемся к нему
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА, ДОКАЗАННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ. Перевод с лат. под ред. В. Соколова
  • Предисловие
  • ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
  • ВТОРАЯ ЧАСТЬ
  • ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ МЫСЛИ. Перевод с лат. под ред. В. Соколова
  • ПЕРВАЯ ЧАСТЬ в которой кратко объясняются важнейшие пункты общей части метафизики относительно сущего (бытия — ens) и его состояний (aff ectiones)
  • ВТОРАЯ ЧАСТЬ приложения, содержащая метафизические мысли, где кратко объясняется главным образом то, что излагается в специальной части метафизики о Боге, его атрибутах и человеческой душе
БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ. Перевод с лат. М. Лопаткина
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ. Перевод с лат. С. Роговина, Б. Чредина
ЭТИКА, ДОКАЗАННАЯ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ. Перевод с лат. Н. Иванцова
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О Боге
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О природе и происхождении души
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О происхождении и природе аффектов
  • ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. О человеческом рабстве, или О силах аффектов
  • ЧАСТЬ ПЯТАЯ. О могуществе разума, или О человеческой свободе

Избранные произведения в двух томах

Бенедикт Спиноза - Избранные произведения в двух томах - Том I

Сер. «Слово о сущем»
Том I. СПб.: Наука, 1999 г. 489 с.
ISBN 5-02-026749-Х
 

Бенедикт Спиноза - Избранные произведения в двух томах – Том I - Содержание

Сергеев К. А., Кауфман И. С. Спиноза: пантеизм как система
  • КРАТКИЙ ТРАКТАТ О БОГЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СЧАСТЬЕ. Перевод с голландского под редакцией Л. И. Рубина 
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА, ДОКАЗАННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ. Перевод с латинского под редакцией В. В. Соколова
  • ПРИЛОЖЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ MЫСЛИ. Перевод с латинского под редакцией В. В. Соколова
  • ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА. Перевод с латинского Я. М. Боровского 
  • ЭТИКА. Перевод с латинского Н. А. Иванцова 
Примечания
 

Бенедикт Спиноза - Избранные произведения в двух томах – Том II

Сер. «Слово о сущем»
Том II СПб.: Наука, 1999 г. 629 с.
ISBN 5-02-026749-Х
 

Бенедикт Спиноза - Избранные произведения в двух томах – Том II - Содержание

  • БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ. Перевод с латинского М. Лопаткина 
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ. Перевод с латинского С. М. Роговина и Б. В. Чредина 
  • ПИСЬМА НЕКОТОРЫХ УЧЕНЫХ МУЖЕЙ К Б. д. С. И ЕГО ОТВЕТЫ, ПРОЛИВАЮЩИЕ НЕМАЛО СВЕТА НА ДРУГИЕ ЕГО СОЧИНЕНИЯ. Перевод с латинского и голландского В. К. Брушлинского
Указатель имен

Богословско-политический трактатБенедикт Спиноза - Богословско-политический трактат

(Теории власти)
М.: Академический проект, 2015. 486 с. 
ISBN 978-5-8291-1777-1
 

Бенедикт Спиноза - Богословско-политический трактат - Содержание

Богословско-политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода философствования не только может быть допущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но что она может быть отменена не иначе как вместе со спокойствием государства и самим благочестием 
Предисловие 
  • Глава I. О пророчестве 
  • Глава II. О пророках 
  • Глава III. О призвании евреев и о том, был ли пророческий дар свойствен только евреям 
  • Глава IV. О божественном законе 
  • Глава V. Об основании, почему были установлены религиозные обряды, и о вере в исторические рассказы, именно: на каком основании и кому она необходима 
  • Глава VI. О чудесах 
  • Глава VII. Об истолковании Писания 
  • Глава VIII. В которой показывается, что Пятикнижие и книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, Самуила и Царей не суть оригиналы. Затем исследуется: были ли все они написаны многими авторами или одним только, и кем именно? 
  • Глава IX. Разбираются другие вопросы о тех же книгах, именно: Ездра ли наложил на них последнюю руку, и затем — маргинальные заметки, которые находятся в еврейских кодексах, были ли разночтениями? 
  • Глава X. Остальные книги Ветхого Завета исследуются тем же способом, как и предыдущие 
  • Глава XI. Исследуется, написали ли апостолы свои Послания как апостолы и пророки или же как учители, затем показывается обязанность апостолов 
  • Глава XII. Об истинном подлиннике божественного закона, на каком основании Писание называется священным и на каком основании — словом божьим, наконец, показывается, что оно, поскольку содержит слово божье, дошло до нас неповрежденным 
  • Глава XIII. Показывается, что Писание учит только самым простым вещам и, кроме повиновения, не преследует иной цели и относительно божественной природы оно учит только тому, чему люди могут подражать известным образом жизни 
  • Глава XIV. Что есть вера, кто такие верующие, определяются основания веры и, наконец, сама она отграничивается от философии 
  • Глава XV. Ни богословие разуму, ни разум (ratio) богословию не служит; показывается и основание, которое убеждает нас в авторитете Священного Писания 
  • Глава XVI. Об основах государства, о естественном и гражданском праве каждого и о праве верховной власти 
  • Глава XVII. Показывается, что никто не может передать всего верховной власти и что в этом нет необходимости. О государстве евреев: каково оно было при жизни Моисея, каково после его смерти до избрания царей, и о его преимуществе, и, наконец, о причинах, почему теократия могла погибнуть и почти не могла существовать без раздоров 
  • Глава XVIII. Из государства и истории евреев выводятся некоторые политические догмы 
  • Глава XIX. Показывается, что право относительно священных вещей принадлежит всецело верховной власти и что внешний культ религии должен быть приспособлен к соблюдению спокойствия в государстве, если мы хотим правильно повиноваться богу 
  • Глава XX. Показывается, что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает
  • Примечания к «Богословско-политическому трактату», написанные автором после издания книги 
Политический трактат, в котором показывается, каким образом должно быть устроено общество там, где имеет место монархическое правление, а равно и там, где правят знатные, дабы оно не впало в тиранию и дабы мир и свобода граждан оставались ненарушимыми 
  • Глава I. Введение 
  • Глава II. О естественном праве 
  • Глава III. О праве верховной власти 
  • Глава IV. О важнейших политических делах 
  • Глава V. О наилучшем состоянии верховной власти 
  • Глава VI. О монархии 
  • Глава VII. О монархии. Продолжение 
  • Глава VIII. Об аристократии, о том, что государство с аристократической формой правления должно состоять из большого числа патрициев, о его превосходстве и о том, что оно более, чем монархия, приближается к абсолютному и что по этой причине оно более приспособлено к сохранению свободы 
  • Глава IX. Об аристократии. Продолжение 
  • Глава X. Об аристократии. Окончание 
  • Глава XI. О демократии 
  • Примечания 
  • Богословско-политический трактат 
  • Политический трактат 
С. Ф. Кечекьян - Этическое миросозерцание Спинозы 
IV. Постановка этической проблемы 
V. Решение этической проблемы 
VI. Оценка нравственного учения Спинозы 
VII. Учение о праве. Естественное право 
VIII. Учение о праве. Естественное состояние и общественный договор
IX. Учение о государстве 
X. Формы государственного устройства. — Рациональное устройство государства 
XI. Учение о праве и государстве. Заключительные замечания 

Бенедикт Спиноза: pro et contraБенедикт Спиноза: pro et contra

СПб.: РХГА, 2012, 814 с.
Серия "Русский Путь"
ISBN 978-5-88812-477-2
 

Бенедикт Спиноза: pro et contra - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ (А. Д. Майданский)
  • Юркевич П. Д. Идея <фрагмент> 
  • Чичерин Б. Н. История политических учений <фрагмент> 
  • Кириллович А. Ф. Онтология и космология Спинозы в связи с его теорией познания 
  • Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы 
  • Соловьев В. С. Понятие о Боге (В защиту философии Спинозы) 
  • Трубецкой Е. Н. Декарт и Спиноза 
  • Радлов Э. Спиноза 
  • Бернфелъд С. Спиноза <фрагмент> 
  • Половцова В. Н. Обзор книги: St. v. Dunin-Borkowski, S. J. Der junge de Spinoza 
  • Франк С. Л. Учение Спинозы об атрибутах 
  • Половцова В. Н. К методологии изучения философии Спинозы 
  • Робинсон Л. Метафизика Спинозы <фрагмент> 
  • Кечекьян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы <фрагмент> 
  • Лопатин Л. М. Лекции по истории новой философии <фрагмент> 
  • Шилкарский В. С. О панлогизме у Спинозы <фрагмент> 
  • Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза <фрагмент> 
  • Шестов Л. Potestas clavium <фрагмент> 
  • Шестов Л. Сыновья и пасынки времени (Исторический жребий Спинозы)
  • Асмус В. Ф. Очерки истории диалектики в новой философии <фрагмент>
  • Аксельрод Л. И. (Ортодокс). Спиноза и материализм <фрагмент> 
  • Брушлинский В. К. Спинозовская субстанция и конечные вещи 
  • Разумовский И. П. Спиноза и государство 
  • Деборин А. М. Мировоззрение Спинозы <фрагмент>
  • Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование <фрагмент>
  • Ильенков Э. В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике <фрагмент>
  • Ильенков Э. В. К докладу о Спинозе 
  • Кузнецов Б. Г. Разум и бытие <фрагмент> 
  • Ильенков Э. В. Опередивший свое время 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
  • Иоганн Колерус. Жизнь Б. де Спинозы 
  • Подлинный текст отлучения 
КОММЕНТАРИИ (А. Д. Майданский)

Разоблачение мифаПетр Люкимсон – Спиноза - Разоблачение мифа

Москва, «Молодая гвардия», 2018 г. 383 с.
Серия «Жизнь замечательных людей»
ISBN 978-5-235-04086-1
 

Петр Люкимсон – Спиноза - Разоблачение мифа - Содержание

Предисловие
  • Глава первая. Еще до рождения
  • Глава вторая. Истоки
  • Глава третья. Школяр
  • Глава четвертая. Свой среди чужих, чужой среди своих
  • Глава пятая. Изгой
  • Глава шестая. Его университеты
  • Глава седьмая. Бог не может быть обманщиком
  • Глава восьмая. Тихие вечера в Рейнсбурге
  • Глава девятая. Спинозизм начинается
  • Глава десятая. Чума
  • Глава одиннадцатая. Война
  • Глава двенадцатая. Жребий брошен!
  • Глава тринадцатая. «Книга, сработанная в аду»
  • Глава четырнадцатая. Приключения «Книги, сработанной в аду»
  • Глава пятнадцатая. Гаагский отшельник
  • Глава шестнадцатая. Время отвечать на вопросы
  • Глава семнадцатая. «Этика» как точная наука
  • Глава восемнадцатая. Закат
  • Глава девятнадцатая. Смерть
  • Глава двадцатая. Воскресение
Послесловие

Могущество разумаУ латинского слова «spinosa» имеется и переносный смысл - «мудреная, запутанная». Это тоже правда. Ни одно другое философское учение не вызывало столько разночтений и взаимоисключающих толкований. В Спинозе видели ультрарационалиста или мистика-каббалиста, «убийцу Бога» или «богопьяного» пантеиста, отца «радикального Просвещения» или эпигона средневековой схоластики, «Моисея для материалистов», абсолютного идеалиста или скрытого дуалиста... Как же так получилось? Ведь Спиноза заботился о строгости мысли как мало кто из философов. Ради того и скрестил этику с геометрией.
 

Бенедикт Спиноза - Могущество разума: с комментариями и объяснениями

Серия "Философия на пальцах"
М.: Издательство ACT, 2019, 320 с.
ISBN 978-5-17-112346-8
 

Бенедикт Спиноза - Могущество разума: с комментариями и объяснениями - Содержание

Андрей Майданский - Через тернии к истине
Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей
Этика
  • Часть первая. О Боге
  • Часть вторая. О природе и происхождении души
  • Часть третья. О происхождении и природе аффектов
  • Часть четвертая. О человеческом рабстве, или о силах аффектов
  • Часть пятая. О могуществе разума, или о человеческой свободе
 

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron