Богословие и наука
Теория эволюции представляет собой одну из дерзновенных попыток человеческого разума дать всеобъемлющее объяснение жизни в ее развитии.
Теория эволюции представляет собой одну из дерзновенных попыток человеческого разума дать всеобъемлющее объяснение жизни в ее развитии.
Основной тезис книги Г. Тайсена, однако, состоит в том, что человеческая культура не подчиняется механизмам естественного отбора, потому что ведет к сокращению сферы его применимости, т. е. культура противоречит тенденциям органического бытия. Следовательно, автора нельзя заподозрить в биологизме, в наивном переносе биологических закономерностей на почву человеческой культуры.
Конечно, всеобъемлющая теория эволюции не имеет права быть «биологистичной», но в то же время нет препятствий для переноса биологических по генезису понятий в область науки и религии. Соответственно книга представляет собой вклад в исследование соотношения естественных наук и религиозной веры.
Монография написана как рассуждение - весьма логично, последовательно, доказательно, строго научно. Кажущиеся повторы на деле повышают убедительность изложения. При этом автору присущ живой язык, доступный для не
подготовленного специально, но вдумчивого читателя (не обязательно, но в первую очередь для верующего). Манера изложения, однако, на фоне российских богословских книг, возможно, выглядит немного непривычно.
Как представляется, взгляды Г. Тайсена не содержат в себе ничего, что противоречило бы православно-христианской догматике.
Автор книги не является также приверженцем чрезмерного оптимизма, который некоторые богословы, пытающиеся освоить теорию эволюции, нередко сопрягают с эволюционистскими философскими системами.
Я выступаю против современной релятивизации того, что в Библии называется «грехом». Опираясь на категории эволюционистской теории, я прихожу к полному несогласию с той дающей иллюзорную надежду гипотезой, что всемирная история якобы может и не закончиться катастрофой.
Герд Тайсен - Библейская вера в эволюционной перспективе
(Серия «Богословие и наука») - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - 243 с.
ISBN 5-89647-199-8
Biblischer Glaube in evolutionarer Sicht
Герд Тайсен - Библейская вера в эволюционной перспективе - Содержание
Первая часть: Научное мышление и религиозная вера. Исследование, основанное на принципах теории эволюции
I. Проблема: три противоречия между научным мышлением и религиозной верой
- 1. Противоречие между гипотетичным научным мышлением и аподиктичной религиозной верой
- 2. Противоречие между фальсификаторным научным мышлением и контрафактической религиозной верой
- 3. Противоречие между научным мышлением, стимулирующим инакомыслие, и верой, зависящей от единомыслия верующих
II. Биологическая и культуральная эволюция. Аналоги и различия между ними
- 1. Вариабельность форм жизни
- 2. Отбор вариантов
- 3. Сохранение жизненных форм
III. Научное знание и религиозная вера как комплиментарные формы жизни. Релятивизация противоречий
1. Наука и религиозная вера как структуры приспособленности к неизведанной действительности
- а) Тайна действительности как таковой
- б) Возможность «резонансного опыта»
- в) «Центральная» (или «наивысшая») действительность
2. Наука и вера как формы преобразования селекционного давления
3. Наука и религиозная вера как открытость для «мутаций»
3. Наука и религиозная вера как открытость для «мутаций»
- а) Зависимость от традиции
- б) Зависимость от социальной конформности
- в) Зависимость от авторитета
Вторая часть: Вера во единого и единственного Бога. Эволюционно-теоретические аспекты библейского монотеизма. (Первый член Символа веры)
I. Проблема: монотеизм и переход от биологической эволюции к культуральной
II. Развитие библейского монотеизма. Исторический очерк
1. Борьба вокруг идеи эксклюзивности Яхве
II. Развитие библейского монотеизма. Исторический очерк
1. Борьба вокруг идеи эксклюзивности Яхве
- а) Эксклюзивная связь Яхве с Израилем
- б) Эксклюзивная связь Израиля с Яхве
2. Борьба за признание исключительности Яхве
3. Борьба за универсализм Яхве
3. Борьба за универсализм Яхве
- а) Реакция умеренного эллинистического иудаизма
- б) Реакция радикального эллинистического иудаизма
- в) Реакция первохристианства
III. Эволюционно-теоретические аспекты библейского монотеизма
1. Библейский монотеизм как духовная «мутация»
2. Библейский монотеизм как протест против принципа селекции
3. Библейский монотеизм как структура приспособленности к наивысшей реальности
1. Библейский монотеизм как духовная «мутация»
2. Библейский монотеизм как протест против принципа селекции
3. Библейский монотеизм как структура приспособленности к наивысшей реальности
- а) Безобразный Бог
- б) Бессемейный Бог
Третья часть: Вера в Иисуса из Назарета. Эволюционно-теоретические аспекты новозаветной христологии. (Второй член Символа веры)
I. Проблема: откровение Божье и история
II. Благовестие и деяния Иисуса из Назарета. Исторический очерк
II. Благовестие и деяния Иисуса из Назарета. Исторический очерк
- 1. Иисус как пророк
- 2. Иисус как учитель премудрости
- 3. Иисус как искусный рассказчик
- 4. Иисус как мученик
III. Эволюционно-теоретические аспекты веры в Иисуса
1. Иисус из Назарета как «мутация» человеческой жизни
1. Иисус из Назарета как «мутация» человеческой жизни
- а) Проблема исторического релятивизма
- б) Проблема исторической обусловленности
- в) Проблема исторической имманентности
2. Иисус из Назарета как протест против принципа селекции
- а) Искупительная проповедь Иисуса: освобождение от селекционного давления
- б) Заповеди Иисуса: антиселекционистская этика
- в) Поступки и судьба Иисуса: преодоление селекционного принципа
3. Иисус из Назарета - удачное «присобление» к наивысшей реальности?
- а) Бог как грядущий царь - иллюзорное ожидание близкого прихода?
- б) Бог как небесный отец - иллюзорный возврат в детство?
Четвертая часть: Вера во Святого Духа. Эволюционно-теоретические аспекты восприятия Св. Духа. (Третий член Символа веры)
I. Проблема: реализуемость новой жизни
II. Восприятие Св. Духа в первохристианстве. Исторический очерк
1. Св. Дух как противодействие «плотскому» поведению
2. Св. Дух как противодействие социальным разделениям и первохристианская социальная мистика
3. Св. Дух как противодействие конечности человеческого сознания и человеческой жизни
III. Эволюционно-теоретические аспекты опытного восприятия Св. Духа
1. Св. Дух как мутация человека и проблема христианской антропологии
II. Восприятие Св. Духа в первохристианстве. Исторический очерк
1. Св. Дух как противодействие «плотскому» поведению
2. Св. Дух как противодействие социальным разделениям и первохристианская социальная мистика
3. Св. Дух как противодействие конечности человеческого сознания и человеческой жизни
III. Эволюционно-теоретические аспекты опытного восприятия Св. Духа
1. Св. Дух как мутация человека и проблема христианской антропологии
- а) Обновление Св. Духом и человеческая природа
- б) Обновление Св. Духом и человеческая традиция
2. Св. Дух как антиселекционная мотивация и проблема экклезиологии
а) Социальная амбивалентность библейской веры в Израиле
б) Социальная амбивалентность библейской веры в Церкви
3. Дух как приспособленность к наивысшей реальности и проблема эсхатологии
а) Социальная амбивалентность библейской веры в Израиле
б) Социальная амбивалентность библейской веры в Церкви
3. Дух как приспособленность к наивысшей реальности и проблема эсхатологии
- а) Надежда в «случайности»
- б) Надежда в «необходимости»
- в) Надежда как оправдание
Послесловие к русскому изданию
- 1) Остается ли человек средоточием и венцом творения?
- 2) Если мир лишен загадочности, то есть ли в нем телеологический смысл?
- 3) Борьба за жизненные шансы - и открытие морали
- 4) Является ли мир эволюционной теории миром без Бога?
- 5) Можно ли объяснить возникновение религии с эволюционно-теоретических позиций?
Герд Тайсен - Библейская вера в эволюционной перспективе - Предисловие
Всеобъемлющей рамкой гуманитарно-научного познания в настоящее время является теория эволюции. Соответственно цель книги состоит в том, чтобы в какой-то степени проанализировать библейскую веру с помощью эволюционно-теоретических категорий и отчасти дать ей новую интерпретацию. Моя задача - передать читателю (для меня самого поразительный) вывод: если не отказываться из почтения к «святыням» традиции от постановки современных научных проблем, то эта самая традиция постигается по-новому.
Теория эволюции открывает для указанного начинания относительно широкое поле. Кто в принципе принимает эту теорию как парадигму нашего современного мышления, у того нет причины, чтобы ее абсолютизировать:
ведь и само эволюционное учение эволюционирует. Оно (всего лишь) соответствует современному состоянию наших знаний и заблуждений. Оно воспроизводит (вероятно, лишь ограниченно применимую) структуру приспособленности нашего познания к действительности. В то же время эволюционное учение представляет собой один из захватывающих проектов и дерзаний человеческого разума - дать всеобъемлющее объяснение рамочным условиям нашей жизни.
27/05/2012
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
и...зачем ?