Юнг - Mysterium Coniunctionis

Карл Густав Юнг - Mysterium Coniunctionis
Последняя крупная работа Юнга, завершенная на 81-м году жизни, посвящена синтезу противоположностей в алхимии и психологии.
 
Работа над этой книгой велась К.Г. Юнгом более  десяти лет. В своей другой  книге "Психология и Алхимия", впервые опубликованной в 1944 г. он показал, как обычные для алхимии определенные архетипические мотивы появляются в сновидениях современных индивидуумов, совершенно не знакомых с алхимической литературой. В этой книге он лишь слегка коснулся богатства идей и символов, скрытого в недооцененных трактатах об этом совершенно неправильно понятом "искусстве"  вместо того, чтобы подробно описать его, как оно того заслуживает, ибо его главная задача состояла в демонстрации того, что мир алхимических символов никоим образом не валяется на свалке истории, а находится в реальной и живой связи с нашими новейшими открытиями в области психологии бессознательного. Это область современной психологии дает ключ к тайнам алхимии, а алхимия, в свою очередь, подводит под психологию бессознательного солидную историческую основу. 
 
Точно так же, как алхимия на протяжении столетий наощупь пробиралась в бесконечном темном лабиринте своих теоретических предположений и практических экспериментов, так психология бессознательного пошла по пути с которого сбились алхимики. Примечательный факт: это произошло как раз в тот момент истории, когда ожидания алхимиков нашли свое наивысшее поэтическое выражение в "Фаусте" Гете. Создавая свои произведения, алхимик, конечно, не мог знать, что он перебрасывает философский мост в эмпирическую философию будущего, которая совершенно буквально поймет старое алхимическое правило: instercore invenitur  –  "найдешь его в грязи". Не в той, ничего не стоящей, неприятной, отвергнутой всеми, субстанции, которую можно подобрать где угодно, а в опасной тьме человеческой психе, которая теперь стала доступной для клинического наблюдения. Только там можно отыскать все эти противоречия, эти гротескные фантазмы и непристойные символы, которые так волновали воображение алхимиков и сбивали их с толку в такой же степени, в какой и просветляли.
 
Перед психологом стоит та же самая проблема, которая в течение семнадцати веков держала в напряжении алхимиков: Что делать с этими антагонистическими силами? Может ли он освободиться от них? Или он должен признать их существование и его задача состоит в том, чтобы привести их в гармонию и из множества противоречий создать единство, которое, конечно, не наступит само по себе, но может наступить – Deo concedente – благодаря усилиям человека? 
 
Прежде всего надо покончить с предубежденно пренебрежительным отношением к алхимии с одной стороны, и к психе с другой. Сегодня мы можем видеть, насколько эффективно алхимия подготовила почву для психологии бессознательного, прежде всего оставив  после себя богатство символов, иллюстративный материал чрезвычайно важности для современных толкований в этой области, а также указав на символические обозначения процедуры синтеза, которые мы вновь открываем в сновидениях. Сегодня мы можем  видеть, что вся алхимическая процедура соединения противоположностей с таким же успехом может представлять процесс индивидуации отдельного индивида, хотя и с той существенной разницей, что ни один отдельный индивид никогда не достигнет богатства и масштаба алхимического символизма. Преимущество последнего заключается в том, что он создавался веками, в то время, как индивид за свою короткую жизнь может испытать только ограниченное количество ощущений и обладает ограниченными возможностями их отображения. 
 

Карл Густав Юнг - Mysterium Coniunctionis 

М.: РЕФЛ-БУК, ВАКЛЕР, 1997.- 551 стр.
ISBN 5-87983-027-6. - ISBN 5-87983-062-4 . - ISBN 966-543-008-4
 

Карл Густав Юнг. Mysterium Coniunctionis - Содержание

  •    ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
  •    ПРЕДИСЛОВИЕ
  •    MISTERIUM CONIUNCTIONIS

   I. КОМПОНЕНТЫ CONIUNCTIO

  •    1. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
  •    2.QUATERNIO И МЕРКУРИЙ В РОЛИ ПОСРЕДНИКА
  •    3. СИРОТА, ВДОВА И ЛУНА
  •    4. АЛХИМИЯ И МАНИХЕЙСТВО

   II. PARADOXA

  •    1. ТАЙНАЯ СУБСТАНЦИЯ И ТОЧКА
  •    2. SCINTILLA
  •    3. ЗАГАДКА БОЛОНЬИ

   III. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

  •    1. ВВЕДЕНИЕ
  •    2. СОЛНЦЕ
  •    3. СЕРА
  •    4. ЛУНА
    •    а. Значение Луны
    •    б. Собака
    •    в. Алхимическая аллегория
    •    г. Луна-Природа
    •    5. СОЛЬ
    •    а.Соль, как Таинственная Субстанция
    •    6.Горечь
    •    в.Красное Море
    •    г.Четвертое из Третьего
    •    д.Восхождение и Нисхождение
    •    ж.Путешествие по Планетным Домам
    •    з.Регенерация в морской воде
    •    е.Толкование и значение соли

   IV. REX И REGINA

  •    1. ВВЕДЕНИЕ
  •    2. ЗОЛОТО И ДУХ
  •    3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦАРЯ
  •    4. ОБНОВЛЕНИЕ ЦАРЯ ("Cantilena" Рипли)
  •    5. ТЕМНАЯ СТОРОНА ЦАРЯ
  •    6. ЦАРЬ КАК АНТРОПОС
  •    7. СВЯЗЬ ЦАРЯ-СИМВОЛА С СОЗНАНИЕМ
  •    8. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОБЛЕМА ОБНОВЛЕНИЯ ЦАРЯ
  •    9. REGINA

   V. АДАМ И ЕВА

  •    1. АДАМ КАК ТАИНСТВЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ
  •    2. СТАТУЯ
  •    3. АДАМ КАК ПЕРВЫЙ АДЕПТ
  •    4. ПОЛЯРНОСТЬ АДАМА
  •    5. "СТАРЫЙ АДАМ"
  •    6. ТРАНСФОРМАЦИЯ
  •    7. ROTUNDUM, ГОЛОВА И МОЗГ
  •    8. АДАМ КАК СОВОКУПНОСТЬ

   VI. СОЕДИНЕНИЕ

  •    1. АЛХИМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  •    2. СТАДИИ CONIUNCTIO
  •    3. СОЗДАНИЕ КВИНТЭССЕНЦИИ
  •    4. СМЫСЛ АЛХИМИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ
  •    5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
  •    6. САМОПОЗНАНИЕ
  •    7. МОНОКУЛОС
  •    8. СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ ПЕРВЫХ ДВУХ СТАДИЙ
  •    9. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: UNUS MUNDUS
  •    10. САМОСТЬ И ПРЕДЕЛЫ ПОЗНАНИЯ

   ЭПИЛОГ
   ИЛЛЮСТРАЦИИ

 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Виктория