Барон - Социальная и религиозная история евреев - 18 томов - 1 - Древний мир

Сало Уиттмайер Барон  Социальная и религиозная история евреев - в 18 томах - Том I - Древний мир - Часть I: до зарождения христианства
Сало (Шалом) Уиттмайер Барон был человеком весьма необычным. Он родился в 1895 г. в состоятельной еврейской семье в Галиции, получил хорошее образование и решил посвятить себя изучению еврейской истории. К осуществлению своей цели он подошел очень серьезно — даже по меркам того требовательного к интеллектуалам времени, когда для получения раввинского диплома нужно было представить диплом доктора наук. Закончив Венский университет, он последовательно защитил там же три докторских диссертации: по философии, политическим наукам и юриспруденции, после чего закончил Еврейскую теологическую семинарию в Вене. Упорному постижению наук способствовали незаурядные таланты—Барон обладал выдающейся памятью и владел двумя десятками языков. Барон справедливо полагал, что историю народа нельзя понять, с одной стороны, без анализа всех сфер его жизни от экономики до религиозной традиции, а с другой — в отрыве от общего исторического контекста. Поэтому невозможно делать какие-либо выводы, касающиеся евреев Нового времени, если не понять глубинных основ их существования, которые следует искать в истории Средних веков и даже библейского периода.
 
Возможно, такая широта познаний и замыслов и привлекла создателей первой в Америке кафедры еврейской истории в Колумбийском университете, которые в 1930 г. пригласили Барона ее возглавить. Там он и работал до выхода на пенсию в 1963 г. Там же был задуман и осуществлен главный труд его жизни — "Социальная и религиозная история евреев". Книга первоначально была основана на курсе лекций, которые Барон читал в университете, и в первом издании 1937 г. состояла из трех томов, разбитых на 12 глав. С присущей ему педантичностью Барон поровну разделил главы по периодам: три были посвящены библейским временам, три—раввинистическому иудаизму, три — Средневековью и еще три — Новому времени. Еврейская история излагалась в книге не фактографически, а концептуально. Читатель мог получить представление о глобальных процессах и явлениях, обусловивших ход событий и определивших базовые характеристики еврейской ЖИЗНИ В Новое время.
 
Со временем Барон решил расширить книгу до шеститомной версии, которая, по первоначальному замыслу, должна была быть организована с сохранением того же баланса между разными периодами истории. Однако этому плану не суждено было реализоваться. В процессе переработки главы удлинялись, к ним прибавлялись новые, возникала необходимость в дополнительных разъяснениях. Более того - научный процесс не замер на месте в годы, когда Барон писал свою "Историю", и автор вносил изменения, связанные с необходимостью учитывать новые источники И результаты последних исследований в тех или иных областях еврейской истории. Так, многие представления ученых о еврейской истории на рубеже тысячелетий, казавшиеся ранее незыблемыми, самым коренным образом изменились в результате обнаружения и изучения рукописей Мертвого моря. В первом томе, вышедшем в 1952 г., видно, что Барон добавлял новые сведения и корректировал свои прежние концепции под влиянием изучения источников из Кумрана.
 
Работа над книгой растянулась на многие годы. Барон говорил, что заключил договор с Создателем — он не может умереть, пока не будет завершен труд его жизни. Однако ему так и не удалось довести книгу до конца и целиком выполнить свою задачу - показать, как заложенные в древности и Средневековье предпосылки определили историю евреев Нового времени. Полное издание "Социальной и религиозной истории евреев" включает в себя восемнадцать томов, последний из которых вышел в свет в 1983 г., когда автору было восемьдесят восемь лет.
 

Сало Уиттмайер Барон  Социальная и религиозная история евреев - в 18 томах - Том I - Древний мир - Часть I: до зарождения христианства

Первое издание на русском языке
Перевод с английского Виктора Гопмана
ISBN 978-5-9953-0219-3 ("Книжники") 
ISBN 978-5-7516-1127-9 ("Текст")
Том 1 — 2012.—496 с.
Издание на русском языке. "Книжники". 2012
Издание на русском языке. Фонд Ави Хай. 2012
ISBN 978-5-9953-0220-9 ("Книжники") 
ISBN 978-5-7516-1128-6 ("Текст")
Salo Wittmayer Baron
Social and Religious History of the Jews
volume I
AncientTime:Tothe Beginning of the Christian Era
 
Следующие тома настоящего издания:
Сало Уиттмайер Барон - Социальная и религиозная история евреев
  • Том II. Древний мир: возникновение христианства (первые пять столетий) 
  • Том III. Средние века: наследники Рима и Персии
  • Том IV. Средние века: встреча Востока и Запада
  • Том V. Средние века: власть и религиозная полемика
  • Том VI. Средние века: законы, толкование и Писание
  • Том VII. Раннее Средневековье (500-1202): иврит - языки литература

Сало Уиттмайер Барон  Социальная и религиозная история евреев - в 18 томах - Том I - Древний мир - Часть I: до зарождения христианства - Содержание

От редакции
Предисловие автора к английскому изданию 1952 г
Глава 1. Еврейское общество и религия
  • Евреи и иудаизм
  • Исторический монотеизм
  • Этика избранного народа
  • Возможность существования без государства и территории...
  • Историческая литература
  • Угроза нового раскола
  • Национализм и универсализм
Глава 2. Израиль: истоки
  • В окружении развитых цивилизаций
  • Переселение в Египет и египетское рабство
  • Этническое единство
  • Монотеистическое прошлое
  • Деяния Моше
  • Влияние Палестины
  • Разрешение противоречий
Глава 3. Цари и пророки
  • Монархическая власть и ее недостатки
  • Экономический упадок и социальные беспорядки
  • Взаимозависимость властных структур
  • Религия и закон
  • Пророчество и социальная революция
  • Антимонархические тенденции
  • Национальность и государство
  • Религиозный универсализм и партикуляризм
  • Идеализация прошлого
  • Божественный инструмент
Глава 4. Решающее испытание
  • Историческое значение шестого века
  • Рассеяние
  • Экономический прогресс
  • Повышение статуса женщины
  • Законодательство
  • Ассимиляция или сохранение идентичности
  • Община в диаспоре
  • Имперская политика Персии
  • Новое в общине диаспоры
Глава 5. Переосмысление фундаментальных принципов
  • Новые тенденции
  • Влияние Закона
  • Иерархия
  • Этническая исключительность и человеколюбие
  • Возвращение на родину
  • Вопреки природе
Глава 6. Распространение иудаизма
  • Распространение иудаизма: количественный и географический аспект
  • Естественный прирост и обращение в иудаизм
  • Изменение мироощущения
  • Культурный обмен
  • Античный "антисемитизм"
  • Еврейские апологии
  • Филон Иудейский
  • Эсхатологический раскол
  • Недостатки процесса распространения иудаизма
Глава 7. Палестинский центр
  • Еврейская столица
  • Политические и культурные связи,
  • Теократическое правление
  • Политика и мученичество
  • Политические конфликты
  • Имперский статус 
  • Переплетение судеб
Глава 8. Социальные беспорядки
  • Сельское хозяйство
  • Торговля и ремесла
  • Экономика в диаспоре
  • Богатые и бедные
  • Рабы и свободные труженики
  • Социальное расслоение общества
  • Народные волнения
  • Слабость от разлада
Примечания
Список сокращений
Указатель имен
 

Сало Уиттмайер Барон  Социальная и религиозная история евреев - в 18 томах - Том I - Древний мир - Часть I: до зарождения христианства - Еврейское общество и религия

 
Прямой связи между судьбой еврейского народа и иудаизмом, как известно, не существует. На протяжении последних полутора веков события, благоприятные для жизни отдельных людей, оказывались пагубными для еврейской общинной жизни и, соответственно, для иудаизма в целом. В частности, эмансипация евреев, способствовавшая улучшению их экономического и социального положения благодаря устранению юридических запретов и различных преград, сопровождалась распадом системы еврейского самоуправления, а также частичным разрушением традиционных религиозных и культурных структур. Так, советская власть, освободив еврейские массы от гнета российского царизма, стала при этом серьезной угрозой существованию не только еврейских традиций, но и иудаизма как такового. В то же время отделение религии от государства в Израиле (а такая возможность допускается) может привести к формальному разрыву между судьбами граждан страны и их религиозными убеждениями.
 

Евреи и иудаизм

Расхождение между евреями и иудаизмом является скорее видимым, нежели реальным, — и не только в том очевидном смысле, что ни иудаизм не может существовать без евреев, ни евреи — без иудаизма. Помимо внутренней взаимосвязи, которая устанавливается между всяким вероисповеданием и его последователями, между всякой культурой и ее носителями, есть вполне определенная и весьма значимая связь между иудаизмом как религией и иудаизмом как культурой. Для иудаизма само существование еврейского народа безусловно не только потому, что евреи реализуют принципы иудаизма в жизни, но и ради самой идеи как таковой—ради не только ее значимости, но и тех возможностей, которые в ней таятся. Еврейская религия без "избранного народа" немыслима. Ее нельзя, подобно другим религиям, "трансплантировать" от евреев другому народу. Неважно, сколько всего последователей иудаизма могло бы появиться в окружающем мире — физическое прекращение существования еврейского народа ведет к гибели и самого иудаизма. Для евреев, как для народа в целом, религиозно-культурное наследие является особенно важным по той причине, что на протяжении ДОЛГОГО времени они были лишены других основополагающих элементов коллективного существования—территории, государственности, языка. Евреев, наряду с узами кровного родства, делает евреями именно их культурное наследие. При этом евреи становятся евреями в полной мере тогда, когда искренне и осознанно приходят к иудаизму, а не просто потому, что им суждено было родиться в еврейской семье. Единство евреев и иудаизма имеет, следовательно, совершенно особое значение, а взаимодействие социальных и религиозных сил, обусловивших их эволюцию на протяжении всего хода еврейской истории, сыграло, как представляется, определяющую роль.
 
Сказанное не обязательно следует относить ко всем без исключения представителям еврейского народа. В известном смысле существование иудаизма не зависит от численности его последователей. Чисто теоретически можно утверждать, что даже если во всем мире будет насчитываться лишь несколько сот евреев, иудаизм по-прежнему останется живой религией. Кроме того, можно говорить о продолжительной борьбе между иудаизмом, то есть "основной" Моисеевой религией, и так называемой народной религией древнего Израиля. Независимо от того, сколь малочисленны были последователи "основной" религии и сколь многочисленны приверженцы "народной" религии, иудаизм в том виде, в котором он был дарован в десяти заповедях, неизменно оставался основным направлением в религиозной истории евреев. Подобным образом, какие бы еретические течения ни возникали в не столь давние времена и как бы их сторонники ни отходили от основной массы еврейского народа, рано или поздно и народ, и исповедуемая им религия возвращались к сосуществованию.
 
 

Категории: 

Оцените работу сайта и поблагодарите за файл - поставьте лайк, кликнув по сердечку (первое - 1 балл, последнее - 10 баллов): 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik