Даймонт - Евреи, Бог и история

Макс И. Даймонт - Евреи, Бог и история
Труды по еврейской истории пишутся, как правило, евреями для евреев или учеными для ученых. Но еврейская история слишком увлекательна, слишком интересна, слишком необыкновенна, чтобы оставаться достоянием одних лишь евреев и ученых.
 
Настоящая книга представляет собой популярную историю этого удивительного народа, написанную без преклонения перед традицией или потворства модному антиинтеллектуализму.
 
Я готов изложить читателю соображения, данные, факты, но пусть и он будет готов вложить в чтение частицу своего интеллекта. Я не стремлюсь убедить кого бы то ни было или изменить чьи бы то ни было убеждения. Назначение этой книги – заинтересовать, проинформировать, побудить к размышлению.

Макс И. Даймонт - Евреи, Бог и история

Москва, Мосты культуры, Гешарим 2009 г.
ISBN 978-5-93273-301-2

Макс И. Даймонт - Евреи, Бог и история – Содержание

От издательства
Предисловие к русскому изданию
Введение
Это произошло один-единственный раз в истории!
Это произошло один-единственный раз в истории!

I. Портативный бог. Языческий период 2000 г. до н. э. – 300 г. до н. э.

  • 1. Великое видение
  • 2. Несговорчивый пророк
  • 3. Судьи, цари и узурпаторы
  • 4. Религия в упаковке

II. Эпоха «апикорсим». Греко-римский период 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.

  • 5. Очаровательная и соблазнительная культура
  • 6. Борьба, закончившаяся поражением
  • 7. Рим, цезаризм и восстание
  • 8. Заколоченный гроб
  • 9. Победоносное слово
  • 10. «Новый курс» для диаспоры

III. Моисей, Иисус и Цезарь. Рождение христианства 100 г. до н. э. – 600 г. н. э.

  • 11. Мессия и его апостол
  • 12. Церковь-победительница

IV. Незримый мир Талмуда. ТАЛМУДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 500 г. до н. э. – 1700 г. н. э. Эволюция Талмуда

  • 13. Аристократические иешивы
  • 14. Талмудический библиосклероз

V. Мухаммед, Аллах и Яхве. Мусульманский период 600 г. н. э. – 1500 г. н. э.

  • 15. История совершает паломничество в Мекку
  • 16. Еврейский ренессанс под знаком полумесяца
  • 17. Возникновение и закат еврейского протестантизма

VI. Государь и желтая звезда. Средневековый период Христианский: 500 г. н. э. – 1500 г. н. э. Еврейский: 500 г. н. э. – 1800 г. н. э. 

  • 18. Крестовые походы, возрождение, реформация
  • 19. Симфония насилия
  • 20. Желтый знак доблести
  • 21. Капиталист из гетто
  • 22. Каббала и кинанхора

VII. По волнам новейших «измов». Новейший период

  • 23. «Анатомия» эмансипации
  • 24. Репетиция расизма
  • 25. Новое просвещение
  • 26. Восточная Европа: новый гуманизм
  • 27. Соединенные Штаты: Новый Вавилон
  • 28. Убийцы в коричневых рубашках
  • 29. Воля к победе: от возникновения сионизма до создания государства Израиль

VIII. Эпилог: культурная мозаика

  • 30. Изгнанные на свободу
Приложение. Новейшая история Палестины / Израиля
  • Хронология
  • Война за независимость (1948)
  • После Войны за независимость
  • Суэцкий кризис
  • Шестидневная война
  • После Шестидневной войны
  • Война на истощение
  • Война Судного дня
  • Война в Заливе
События, которые привели к согласию Израиля и ООП

Макс И. Даймонт - Евреи, Бог и история - Предисловие

Книг по еврейской истории, доступных людям, читающим только по-русски, крайне мало. Если не считать почтенных, но явно устаревших произведений Греца, Ренана, Дубнова и нескольких других (которые даже в Израиле можно увидеть лишь в университетских библиотеках и антикварных магазинах), список такой литературы фактически исчерпывается двухтомной «Историей еврейского народа» под редакцией профессора Иерусалимского университета Ш. Эттингера и популярными «Историей евреев» С. Рота и «Повестью тысячелетий» Ю. Марголина. Две последние книги представляют собой популяризацию в чистом виде, то есть сокращенное и слегка беллетризованное изложение основных фактов еврейской истории; книга же профессора Эттингера – скорее монографический труд, совершенно необходимый всякому, кто хотел бы систематизировать свои отрывочные познания и получить глубокое научное представление о истории еврейского народа, однако массовым чтением ее не назовешь.
 
В наше время, когда в массах русского еврейства началось пробуждение национального сознания и в связи с этим – возрождение интереса к национальной истории, особенно возрастает потребность в соответствующей литературе на русском языке. Трудно даже перечислить все те провалы в исторической памяти русского еврейства, которые предстоит срочно заполнить. В таком перечне, если бы он был составлен, две задачи представляются особенно важными: создание (или перевод) учебников и монографий по еврейской истории для разных (в образовательном, возрастном, этническом плане) групп русского еврейства и создание (или перевод) популярных книг, рассчитанных на массового (особенно молодежного) читателя.
 
Предлагаемая русскому читателю книга американского раввина Макса Даймонта «Евреи, Бог и история» является попыткой хотя бы частично решить вторую из упомянутых задач.
Книга Даймонта (известного многими работами на данную тему – «Неистребимый еврей» и другие) счастливо сочетает в себе популярный рассказ о еврейской истории с ее первых веков до провозглашения независимости Еврейского государства с темпераментным, ярким, увлекательным и воодушевляющим изложением. Последнее обстоятельство необходимо подчеркнуть особо. При выборе из огромного списка соответствующей англоязычной литературы книги для перевода приходится руководствоваться довольно жесткими критериями, не последнее место среди которых занимает именно характер изложения, способный увлечь русского читателя и внушить ему национальную гордость и исторический оптимизм. На мой взгляд, эти достоинства присущи книге М. Даймонта более, чем многим другим, и выгодно выделяют ее на фоне упомянутой англоязычной литературы.
 
Но это не единственные достоинства книги. Не меньшее значение имеет, мне кажется, умение автора рассказать о еврейской истории в форме, приемлемой для нерелигиозного читателя (а русский читатель преимущественно является таковым) и в то же время ни на йоту не поступиться высоким религиозным смыслом, пронизывающим каждую страницу этой истории и неразрывно с нею связанным. Думается, это удалось автору благодаря избранному им особому подходу к своему предмету. Подход этот я бы назвал метаисторическим. Даймонт рассказывает об отдельных фактах, событиях, идеях и исторических личностях, ни на миг не упуская из вида всю еврейскую историю в целом как общий фон, на котором развертывается повествование. Он позволяет читателю не только ощутить трагизм и величие отдаленных событий, но и осознать смысл этих событий в их целостной исторической связи. В итоге перед читателем вырисовывается величественная картина четырехтысячелетних «приключений еврейского духа». Я бы не колеблясь назвал книгу М. Даймонта романом. Не романом из еврейской истории (как «Реубени, князь иудейский» М. Брода, «Последний из праведников» А. Шварцбарта или знаменитая трилогия Фейхтвангера), а романом о еврейской истории. Как и в романе, здесь есть захватывающий воображение драматизм, трагические и полные юмора страницы, необычайные приключения, приводящие героя на край пропасти, и невероятные события, его спасающие. Я не оговорился, сказав – «героя». Как и во всяком романе, здесь есть свой герой – трагический, смешной, великий, жалкий, страдающий, борющийся, любящий, ненавидящий, преданный, изменчивый, простодушный, мудрый и неизменно привлекательный герой, за судьбой которого читатель будет следить с неотрывным напряжением и неослабевающим интересом. Герой этот – поразительная в своей глубине и загадочности история еврейского народа.
 
Да, быть может, именно романтический дух загадочной глубины, пронизывающий рассказ М. Даймонта о еврейской истории, делает его таким привлекательным и воодушевляющим. По мере чтения книги у читателя непрерывно нарастает уверенное ощущение, что эти загадочные (возможно – самые загадочные в мировой истории) глубины непременно должны порождать все новые и новые духовные громады – новые грандиозные идеи и свершения, обеспечивающие еврейскому народу его уникальную выживаемость и чудесную силу вечного обновления.
 
Автор не скрывает своей зачарованности этой основной загадкой еврейского существования; более того – он делает эту загадку центральным предметом своего исследования. Уже в предисловии, бегло характеризуя основные трактовки исторического процесса, принятые в современной исторической науке, он отмечает, что ни одна из них, в сущности, не может объяснить уникального бессмертия еврейского народа. Он выдвигает гипотезу о том, что этим бессмертием еврейство обязано своему исключительному духовному богатству – своей постоянной связи с источником все новых духовных превращений, которые позволяют евреям выжить и подняться к вершинам каждой последующей цивилизации. Эту связь Даймонт видит в постоянном «диалоге с Богом» – диалоге, который, по его словам, и составляет суть еврейской истории и к которому, как зачарованные, прислушиваются другие народы.
Свою идею духовной истории еврейства как диалога с Богом Даймонт заимствовал, как он сам отмечает, у великого еврейского философа – религиозного экзистенциалиста Мартина Бубера. Влияние Бубера (например, его подхода к истории хасидизма) ощутимо и в самом изложении. Каждая очередная глава книги Даймонта – это как бы рассказ о новом неожиданном и удивительном преображении и возрождении еврейского народа перед лицом требований новой эпохи.
 
 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя warden