Реати - Религия как освобождающая сила

Фьоренцо Эмилио  Реати. Религия как освобождающая  сила в философии XX века
Философия религии, понимаемая как возможность  нового  и  более  аутентичного  провозглашения Евангельской Вести Иисуса Христа, Господа мира, принимает  вызов  современного  секуляризованного мира  и  смотрит в  будущее  уверенно  и  оптимистично.
 

Фьоренцо Эмилио  Реати. Религия как освобождающая  сила в философии XX века

 
Пер. с итальянского Ю.А.Ромашев. — СПб. : Европейский Дом, 2001. — 96 с.
1. Что такое  философия  религии
2. Что такое религия?
3. Знание и вера
4.  Религиозный  язык
5.  Философия  религии: современное  состояние
 

Религия как освобождающая  сила в философии XX века

 
В  XX  веке  Католическая  Церковь  пережила  великое событие —  II Ватиканский Собор. Оно привело к глубокому обновлению нашей Церкви и сделало ее способной адекватно отвечать  на  вызов  современной  культуры.

Накануне Собора Папа Иоанн XXIII провозгласил в Риме ключевой принцип церковной реформы, принцип,  который, несомненно, можно назвать «герменевтическим»:  он  сказал, что  «необходимо  изложить  древние  непреходящие  истины христианской веры на новом языке,  более понятном совре­менному человеку». Этот  же  принцип  вдохновлял  создание  данной  книги, привносящей  в  сферу  традиционной  католической  филосо­фии религии много нового и опирающейся на  строго фило­софский метод.
 
Я многому научился от одного из направлений современной философии, именуемого «герменевтической онтологией», основоположниками  которого  были  Мартин  Хайдеггер  и
Георг Гадамер. Эти известные теперь во всем мире философы дали  глубокое  и  ясное  истолкование  явления  «ослабления света»  в некоторых традиционных религиозных убеждениях
и  связанного  с  этим  быстро и повсеместно распространяю­ щегося  социально-культурного  феномена  секуляризации.
Я  убежден,  что  именно используя  ключевые  понятия  и язык герменевтической философии, можно ответить на вызов секуляризации  и  переформулировать  понятными  современному  секуляризованному  человеку  словами  вечные  истины христианской  веры.
 
Подобное  было  осуществлено  св.  Фомой  Аквинским  в XIII  веке:  вызвав  скандал  среди  тогдашних  церковных  влас­тей,  он  имел  мужество  применить  философию  Аристотеля,
«philosophia  nova»,  для  формулировки  христианских  истин на новом языке  и на уровне,  отвечавшем его  времени.
Таким  образом,  я  считаю,  что  следуя  в  этой  книге  не букве,  но  духу  томизма,  я  остаюсь  верным  учеником  св. Фомы  и добрым католическим философом.
 
Книга  прослеживает  путь  развития  философии  религии от  Канта,  первого  подлинного  философа  религии  Нового времени, через Хайдеггера к Гадамеру, трактующему философию религии  как  герменевтику религиозного факта. Она  не  обещает  легкого  чтения  и  предназначена  для философски образованных верующих и неверующих, способ­ных «достигать истины через труд понятия»  (Гегель).  Неве­рующим эта книга покажет, что религия продолжает питать и  благотворно  воздействовать  и  на  нынешнюю,  более  секулярную по сравнению с прошлым, философию,  а верующим поможет  «дать  разумное  изъяснение  их  веры»  (Св.  Павел) современному  секуляризованному  человеку.
 
Предлагаемая здесь философия религии есть герменевти­ка  религиозного  факта,  возможного  события  откровения: другими  словами,  это  философия,  отсылающая  к  Другому, открытая  возможному  историческому  откровению,  и  это предохраняет  ее  от  опасности  замкнуться  в  себе,  стать «идеологией».  Тем  самым,  религия  есть  гарантия  против диктатур, идейную основу которых всегда составляла идеоло­гизированная философия.
Заключение  книги  ясно:  «Таков  вызов,  который  будет брошен  христианской  религии  в  ближайшем  будущем:  на­ сколько она способна освободить человека, какова ее эманси­пирующая  сила»  (И.Кант).

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя Павел