Головин - Библейские основания науки

С книгами, рекламируемыми на сайте, можно лично ознакомитьсявступив в клуб Эсхатос, или оформив заявку по целевой программе.
Сергей Головин - Библейские основания науки - Научные знания и христианская вера
Расхожее представление, что научные знания и христианская вера несовместимы, активно насаждается в общественном сознании со времен эпохи Просвещения. Первое, что приходит на ум большинству людей при одновременном упоминании науки и религии, - то, что неугомонные церковники непрестанно преследовали прогрессивных ученых, сжигая их на кострах.
 
Пожалуй, трудно выразить данное общераспространенное заблуждение точнее и компактней, чем это сделал Борис Грызлов - влиятельный российский политик начала XXI века с высшим техническим образованием. Когда в одном из интервью ему задали вопрос, связанный с обсуждаемой нами темой, он, ни на секунду не задумываясь, выдал как само собой разумеющееся: «Мы можем еще вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил: “а Земля все-таки вертится”».
 
Единственным истинным утверждением во всей этой сентенции является «Мы можем еще вспомнить». Но, судя по всему, вспомнить можем уже далеко не все. Ведь в том, что продолжение этого глубокомысленного изречения не имеет ни малейшего отношения к фактам, легко убедиться, заглянув в любой справочник.
 
Николай Коперник (1473-1543) Прежде всего, следует не забывать, что прогрессивный ученый Николай Коперник, собственно, и был, в первую очередь, этим самым неугомонным церковником. Никаких других ученых тогда еще и в помине не было. Равно как и не существовало еще никакой секулярной науки. Университеты, библиотеки и лаборатории создавались, финансировались и обеспечивались квалифицированными специалистами исключительно как результат деятельности Церкви.
 
Будучи каноником (штатным епархиальным священнослужителем), Коперник, помимо исследовательской работы, посвящал большую часть своей жизни церковному служению, общественной и политической деятельности, бесплатной медицинской практике. Его труд «О вращении небесных сфер» был издан в год смерти ученого в Нюрнберге с посвящением Папе римскому Павлу III. Сам ученый, скорее всего, книгу напечатанной так не увидел, поскольку на тот момент уже пребывал в коме.
 
Всеми уважаемый естествоиспытатель, богослов и общественный реформатор, он мирно отошел в вечность в собственной постели в кругу преданных учеников 24 мая 1543 г. Книга же его продолжала свободно перепечатываться, распространяться и пользоваться неизменным интересом читателей.
 
Правда впоследствии, по прошествии семидесяти трех лет, в 1616 г. на волне идеологической борьбы на два фронта (протестанты - с одной стороны и гуманисты-просветители - с другой) Рим, под горячую руку, наложил на книгу Коперника запрет. Всего четыре года спустя запрет был снят. Но, как в старом добром анекдоте, - неприятное ощущение осталось.
 

Сергей Головин - Библейские основания науки - Научные знания и христианская вера

Издательство – «Книгоноша» –120 с.
Киев – 2019 г.
ISBN 978-617-7517-09-1
 

Сергей Головин - Библейские основания науки - Научные знания и христианская вера - Содержание

Глава 1. Развенчание мифов
  • 1.1. Николай Коперник (1473-1543)
  • 1.2. Джордано Бруно (1548-1600)
  • 1.3. Галилео Галилей (1564-1642)
Глава 2. Наука и вера
  • 2.1. Научная вера
  • 2.2. То, чего нет, и Тот, Кто есть
  • 2.3. Рождение науки
Глава 3. Битва мировоззрений
  • 3.1. Блудное дитя религии
  • 3.2. Преодоление неопределенности
  • 3.3. Откуда что берется?
  • 3.4. Вера в человека
  • 3.5. По плодам узнаете
Глава 4. Битва за образование
  • 4.1. Мнимое разделение
  • 4.2. Две твердыни
  • 4.3. Вниз по пути реформ
  • 4.4. Кто в ответе?
Глава 5.0 чем говорит наука
  • 5.1. Кто сотворил Бога?
  • 5.2. Вселенная и термодинамика
  • 5.3. Изолирована ли вселенная?
  • 5.4. Открытие начала
  • 5.5. Взорванное ничто
  • 5.6. Тонкая настройка
  • 5.7. Антропный принцип
  • 5.8. Вначале была информация
  • 5.9. Бог и математика
  • 5.10. Проще некуда
  • 5.11. Возвращение к Отцу
Глава 6. Науке неведомом
  • 6.1. Границы песочницы
  • 6.2. Общее и особое откровение
  • 6.3. Две книги
Глава 7. Говорено от начала        
  • 7.1. Иными языками
  • 7.2. Библия и астрономия
  • 7.3. Вес ветра и земли
  • 7.4. Болезни грязных рук
  • 7.5. На восьмой день
  • Заключение
  • Приложение. Материалы для формирования библейского научного мировоззрения
  • Об авторе

Сергей Головин - Библейские основания науки - Научные знания и христианская вера - Научная вера

 
Какого подхода не придерживались бы отцы-основатели современной науки - эмпирического (общепринятого в наши дни) или натурфилософского (сегодня оставшегося лишь предметом истории науки), - библейская вера была общим фундаментом для всех них. Ныне же, после того, как на протяжении нескольких поколений в обществе насаждалось атеистическое эволюционное мышление, все перевернулось с ног на голову: сегодня наиболее распространенной верой является вера... в науку!
 
Посудите сами: какой бы бред ни доводилось бы нам услышать, стоит предварить его волшебным заклинанием «Ученые установили, что...», и мы уже начинаем относиться к словам, следующим за этой фразой, с определенной степенью доверия, порой даже не задумываясь - какие именно ученые установили это, каким образом они это установили и относится ли вообще «установленное» ими к области науки? Выходит забавная ситуация: с одной стороны, наука была основана на библейской вере, с другой - когда это основание утрачено, наука сама превращается в веру.
 
В том, что наука основана на библейской вере, легко убедиться, рассмотрев сущность самих понятий «наука» и «вера». Под верой обычно подразумевается система основополагающих принципов и положений, принимаемых без доказательств. Если не обращать внимания на особенности стилистики, такое толкование находится в полном соответствии с библейским определением: «Вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). То есть вера, по сути, это когда мы чего-то не знаем наверняка, но относимся к этому с полной уверенностью, что так оно и есть.
 
И библейское, и светское значения понятия «вера» в этом вопросе сходятся. Наука же определяется светскими источниками как выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности с целью описания, объяснения и предсказания процессов и явлений действительности на основании открываемых ею законов. Как видим, уже в самом определении науки заложено три фундаментальных принципа, имеющих исключительно религиозный характер.
 
Во-первых, в нем предполагается объективное существование законов природы. «Объективное», значит совершенно не зависящее от того, известны нам эти законы или нет. Т. е. мы предполагаем, что существуют не только известные нам законы природы, но и те, которых мы еще не знаем. А это явно попадает под категорию «вера». Нам-то сегодня легко верить, что законы природы существуют. Мы воспринимаем это как факт, как нечто само собой разумеющееся. Ведь некоторые из них мы даже учили в школе, хоть и не всегда можем вспомнить. Религиозный характер этого принципа становится более очевидным, если принять во внимание, что практически все основные известные нам физические законы были открыты лишь за последние 400 лет.
 
Единственным, пожалуй, гениальным исключением был закон Архимеда. Но открытие какого-либо «закона природы» вовсе не входило в планы великого сицилийского механика, математика и изобретателя. Оно стало результатом интуитивного озарения. Перед ним, как придворным инженером, стояла вполне конкретная практическая задача - определить: не подмешали ли ювелиры серебра в золотую корону сиракузского царя Гиерона? В своих занятиях Архимед стремился познавать «природу вещей» (т. е. свойства объектов). Понятие «законы природы» было чуждо его мировоззрению. Ученые же, закладывавшие фундамент современной науки, прилагали целенаправленные усилия для изучения именно законов природы, основываясь исключительно на своей вере в то, что таковые должны быть!
 
Во-вторых, в приведенное определение науки заложена вера в единство этих законов во вселенной - во всем пространстве и времени; как в лабораторных, так и в натурных условиях. Религиозный характер этого принципа еще более очевиден: вряд ли нам удастся побывать в каждой точке пространства в каждый момент времени, чтобы убедиться в его истинности. Мы принимаем это на веру. Наконец, третьим религиозным принципом, заложенным в самое основание науки, является вера в то, что законы эти носят рациональный (разумный) характер, а также в то, что логика, заложенная в эти законы – такая же точно, что и та логика, что заложена в наше сознание. В противном случае нам было бы невозможно познавать их.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (2 votes)
Аватар пользователя Traffic12