Подберезский - Быть протестантом в России

Игорь Подберезский - Быть протестантом в России
«Протестантская Россия — что за чушь?» —  иронически вопрошали в конце прошлого — начале нынешнего века,

в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: «Протестантская Россия — это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, нелгущая и некрадущая». А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе.

Приведённые в эпиграфе слова принадлежат апостолу Павлу и значат они, полагают протестанты, что разномыслие в определённых рамках вовсе не противоречит учению Христа.
 
Все прочие христиане как-то больше настаивают на необходимости единства суждений. Оно, конечно же, полезно для «мира и спокойствия», но опасно для истины.
 
Замечательный русский религиозный мыслитель и философ В. С. Соловьёв писал о пользе «всеобщей веротерпимости, когда каждое верование должно в свободной борьбе отстаивать себя против всех.
 
Такое положение всего выгоднее, конечно, для истины, тогда как принудительное господство истины отдает гонимым заблуждениям все преимущества духовной самостоятельности и самодеятельности»
 
 

Игорь Подберезский - Быть протестантом в России

 
М. Издательство «Благовестник», 1996. — 382 с.
 

Игорь Подберезский - Быть протестантом в России  -  Содержание

 
Глава первая
«Москва протестантская» (По протестантским церквам столицы)
 
Глава вторая
Малое стадо (Есть ли в России религиозное пробуждение?)
 
Глава третья
Срок давности (История протестантства в России)
 
Глава четвёртая
«Избери жизнь» (Церковь евангельских христиан-баптистов)
 
Глава пятая
Другие обители (Некоторые протестантские и околопротестантские церкви России)
 
Глава шестая
Богово и кесарево (Отношения между церковью и государством в России)
 
Заключение
Литература
 

Игорь Подберезский - Быть протестантом в России - Малое стадо

 
 
                                                                                                              Не бойся, малое стадо!
                                                                                                              ибо Отец ваш благоволил
                                                                                                              дать вам Царство.
                                                                                                              Ев. Лк 12:32
 
Конечно, российские протестанты относят эти слова Спасителя, сказанные Им ученикам, к себе. То же, надо думать, делают не они одни. Потому что, по некоторым данным, все христиане нашей страны в совокупности по сей день не составляют большинства и остаются тем же «малым стадом».
 
Так что быть протестантом в России — значит быть в малом стаде малого стада, что очень непросто. И настала пора посмотреть, что в вероучении протестантов России отличает их от прочих христиан нашей страны, как к ним у нас относятся и как протестанты на это отношение реагируют.
 
Однако сначала обратимся к упомянутым «некоторым данным».
 
Обычно число верующих устанавливается во время переписей. Так было в дореволюционной России: согласно данным последней из проводившихся в ней переписей, в 1913 году всё население Российской Империи составляло 159,2 млн человек и по вероисповедной принадлежности они  
распределялись так:
  • православные — 103,4 млн, или 65%;
  • старообрядцы — 15,9 млн, или 10%;
  • католики — 12,7 млн, или 8% (католическая Польша входила тогда в состав Империи);
  • протестанты — 7,2 млн, или 4,5%;
  • мусульмане — 9,6 млн, или 6%;
  • иудаисты — 6,4 млн, или 4%.
Хотя эти данные иногда ставятся под сомнение (и в те времена любили приукрасить ситуацию, исказить её в пользу доминирующей церкви), они всё же. куда надёжнее тех, которыми пользовались позже. Из них следует, что протестанты и тогда были «малым стадом».
 
Отметим, что в первые послереволюционные годы на данные переписей ещё можно было положиться — сказывалась инерция добросовестности. Но как раз в интересующей нас части дело обстояло плохо: по настоянию Ленина, считавшего религию вреднейшим пережитком, вопрос о вероисповедании был исключён из опросного листа. И только однажды, в 30-е годы, Сталин велел вновь спрашивать о вероисповедании.
 
Однако одновременно распространился (был пущен?) слух о том, что уже готовы печати для того, чтобы проставить в паспортах соответствующий штамп на предмет дальнейших преследований. Многие верующие, убоявшись, предпочли назваться атеистами, и безбожные власти получили нужные им результаты. Но и власти понимали, что цена таким данным — ноль, и в последующие годы вопрос о вероисповедании вновь был снят, теперь уже до конца большевистского режима.

 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя fadd