Кант - Лекции о философском учении о религии

Иммануил Кант - Лекции о философском учении о религии
История философии в памятниках
Книга представляет собой записи лекционного курса Канта по рациональной теологии, читавшегося им в зимнем семестре 1783/84 гг. В лекциях подробно рассматриваются такие вопросы, как возможность рациональной оологии и доказательств бытия Бога, постулирование бессмертия души и существование высшей сущности, проблема теодицеи, соотношение естественной религии и религии откровения, затрагиваемые и печатных трудах философа. Сравнение их с лекциями помогает проследить динамику развития и полнее раскрыть ряд важных аспектов конторских взглядов по вопросу взаимосвязи морали и веры. «Лекции о философском учении о религии» не переводились ранее на русский язык. Издание сопровождается комментариями переводчика и вступительной статьей, посвященной этико-религиозным взглядам Канта.
 

Иммануил Кант - Лекции о философском учении о религии

(редакция К. Г. Л. Пёлица) / Перевод, примечания и послесловие Л. Э. Крыштоп / Под ред. А. Н. Круглова.
М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016 - 384 с.
(История философии в памятниках)
ISBN 978-5-88373-004-6
 

Иммануил Кант - Лекции о философском учении о религии - Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ к первому изданию
ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию
ВВЕДЕНИЕ в философское учение о религии
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ
  • Первый раздел. Онтотеология
  • Второй раздел. Космотеология
  • Третий раздел. Физикотеология
ВТОРАЯ ЧАСТЬ МОРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ
  • Первый раздел. О моральных свойствах Бога
  • Второй раздел. О природе и достоверности моральной веры
  • Третий раздел. О Боге в соответствии с его казуальностью
    • 1) О Боге как о причине мира
    • 2) О БОге как о создателе мира
    • 3) О Боге как миродержце
  • Четвертый раздел. Об откровении
ПРИЛОЖЕНИЯ
  • История естественной теологии по «Histoia doctrinae de uno vero Deo» Мейнерса
  • Рациональная теология господина профессора Канта
  • Преднапоминание
  • ПРИМЕЧАНИЯ
  • ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛЕКЦИИ КАНТА ПО ТЕОЛОГИИ (Л. Э. Крыштоп)
  • 1. История текста «Лекции Канта о философском учении о религии»
  • 2. Другие манускрипты конторских лекций по теологии
    • а) «Естественная теология» Фолькмана
    • б) «Данцигская рациональная теология»
    • в) «Теология разума» Магата
    • г) «Рациональная теология» Кинга
  • 3. Компендиумы, использовавшиеся Кантом
    • а) «Подготовка к естественной теологии» Эберхарда
    • б) «Метафизика» Баумгартена
  • 4. Проблема датировки лекций по естественной теологии
  • 5. Место и значение «Лекций» Пёлица для кантоведения. Степень их изученности
  • 6. Проект теологии «Лекций о философском учении о религии»
    • 6.1. Сущность и структура теологии
    • 6.2. Спекулятивная теология
      • а) Онтотеология
      • б) Космотеология
      • в) Физикотеология
    • 6.3. Вопрос доказуемости бытия Бога
    • 6.4. Моральная теология
  • 7. Бог как постулат практического разума
  • 8. Концепции высшего блага в критической философии Канта
  • 9. Моральные свойства Бога
  • 10. Кант о религии откровения
Список имеющихся изданий «Лекций Канта по философ сколу учению о религии» Пёлица
Список используемых сокращений
Список основных слов и выражений на латинском языке
 

Иммануил Кант - Лекции о философском учении о религии - Предисловие

 
Почетный Кант, как известно, не писал отельной естественной теологии, и последняя попадает в цикл его системы практической философии, начатой философским учением о праве и учение о добродетели. Поэтому его исследовани я в этой науке и полученные им результаты до сегодняшнего дня находятся в разрозненном виде в остальных его критических сочинениях. Как академический учитель он читал эту науку с не меньшим одобрением, и именно по Баумгартену и Эберхард, из которых он первого считал более основательным, чем второго; и последующий труд тщательно записан в тех лекциях, которые он читал по естественной теологии в 80-е гг. прошлого столетия.
 
В наше время, когда начали пренебрегать изучением конторских трудов и умалять его бессмертные заслуги во всех частях философии; в наше время, когда на место цветущего периода философии 1785-1800 гг. пришли печальный мистицизм и вызванная им достаточная холодность в отношении ко всякой философии, не может быть излишним сообщением кантовских лекций по естественной теологии не только обновить воспоминание об этом герое новой и зрелой философии, н и услышать его серьезный голос, произнесший еще тридцать лет назад в отношении последующего времени будто пророческие слова о мистицизме и пантеизме в философии.
 
Так, сторонники последнего могут умалять ценность философского учения Канта о религии; но могли остаться и некоторые самостоятельные мыслители с тех счастливых времен философского прогресса в Германии, которые не без интереса будут слушать мастера о науке, не сделавшей за последние пятнадцать лет успехов, по краю ней мере, как дисциплина.
 
Что касается манускрипта, положенного в основу этих лекций, то он принадлежал ранее уважаемому, а ныне покойному коллеге Канта в Кёнигсберге, из наследства которого издатель правомерно приобрел его выкупом. Он был завершен и пре ревизии нуждался почти только в одной поправке пунктуации и тех описок, которых невозможно полностью избежать при дословной записи академических докладов. В отношении основоположник, даже в отношении небольших небрежностей лекций, умышленно ничего не было изменено. Посредством этого можно убедится, насколько ясно и конкретно, насколько горячо и убедительно, насколько упорядоченно и связано Кант делал устные сообщения и что благородная популярность его лекций во многом превосходит стилистический характер его сочинений для публики. В целом эти доклады о философском учении о религии более всего приближаются к тону и характеру, которого Кант придерживался в своей антропологии, и как кажется, обладают преимуществами по сравнению с фрагментами из «Педагогики» Канта, изданной Ринком, и с несколько иначе читавшейся «Логикой», которую издал Йеше.
 
Хотя Кант явно опирается в своем изложении на положенный в основу компендиум, академический учитель все же может получится у него, как можно на кафедре упражняться в диалектике и полемике, а из духа этого изложения отчетливо явствует, какую форму великий мыслитель придавал своим академическим изложением. То, что он излагал, не является школьной системой, и в этом отношении труд Хайденрайха и другие труды по философскому учению о религии могут снять выше, чем эти лекции. Однако возбуждающий молодые силы, живой, проникающие в суть предметов и повсеместно ведущий к нравственности дух встречает нас везде в этом изложении.
 
«История религии» в приложении явно является наиболее слабой частью целого; но и эта часть не должна отсутствовать, так как даже в ней, при всей краткости, прослеживаются индивидуальные взгляды великого мыслителя, даже если прогресс культуры и истории религии в наше время значительно расширил горизонт этой науки.
 
Очень интересно сравнить эти лекции с кантовской «Религией в пределах только разума», так как они читались еще во время правления Фридриха II, а этот труд вышел в то время, когда министром был Вёльнер. Те, кто понимают кёнигсберского мудреца в соответствии с духом его системы, не будут смущены тем, какие взгляды ближе духу той системы - те, что изложены в сообщаемых здесь лекциях или же в названном позднее сочинении.

 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя rumoruka